Козел ле-Азазель

489 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

Хочу привести рассуждения годичной давности одного моего доброго знакомого:

В первый и второй день Рош hаШана читают два последовательных отрывка из книги Берешит: в первый — об отсылании Агар и Ишмаэля в пустыню, во второй — о жертвоприношении Ицхака. Нетрудно заметить сходство между двумя историями. В обоих случаях Авраам получает непосредственное тяжелое указание от Всевышнего.

21:12 И сказал Бог Аврааму: Да не будет худо в глазах твоих из-за отрока и из-за твоей рабыни. Во всем, что скажет тебе Сара, слушай ее голоса, ибо в Ицхаке наречется тебе потомство.

23:2 И сказал Он: Возьми же сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и иди на землю Мория, и вознеси его там в вознесение-всесожжение на одной из гор, о которой скажу тебе.

В обоих случаях — Авраам рано утром приступает к исполнению.

21:14 И поднялся Авраам рано утром и взял хлеб и мех с водой и дал Агарь, положил ей на плечо, и ребенка, и отослал ее.

22:3 И поднялся Авраам рано утром и оседлал своего осла, и взял он двух отроков своих с собою, и Ицхака, сына своего, и наколол дров для всесожжения, и поднялся и пошел на место, о котором сказал ему Бог.

В обоих случаях вмешательство ангела приносит неожиданное спасение.

21:17 И услышал Бог голос отрока, и воззвал ангел Божий к Агар с небес и сказал ей: Что тебе, Агар? Не страшись, ибо услышал Бог голос отрока оттуда, где он.

22:11 И воззвал к нему ангел Господень с небес и сказал: Авраам, Авраам! И сказал он: Вот я.

В обоих случаях герой неожиданно видит нечто, что с самого начала находилось там, но чего он раньше не мог заметить.

21:19 И открыл Бог глаза ей, и увидела она источник водный. И пошла она и наполнила мех водою, и напоила отрока.

22:13 И поднял Авраам глаза свои после (того) и увидел: и вот овен запутался в заросли рогами своими.

Отметив сходство, стоит посмотреть на отличия. Ицхак приносится в качестве жертвы — Ишмаэль изгоняется в пустыню.

Жертвоприношение не может быть принесено не в радости — это его необходимое условие. Все, что связано с Ицхаком, предполагает веселье. Само его имя означает «засмеется». Первое место, где Тора говорит о смехе, связано с Ицхаком:

17:17-19 И пал Авраам на лицо свое и засмеялся, и сказал он в сердце своем: У столетнего ли (сын) родится, и чтобы Сара, девяностолетняя, родила? И сказал Авраам Богу: Лишь бы Ишмаэль жил пред Тобою! И сказал Бог: Однако, Сара, жена твоя, родит тебе сына, и наречешь ему имя Ицхак.

И второе — с другим, но тоже смехом:

18: 12-13 И засмеялась Сара про себя, говоря: После того, как увяла, будет мне младость? И господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: Почему смеялась Сара, говоря: Подлинно ли рожу, а я состарилась?

А первое место, где в Торе упоминается плач — связано с Агар и с Ишмаэлем:

21:16 И пошла и села она в отдалении, поодаль на выстрел из лука, ибо сказала она: Чтоб не видеть мне смерти ребенка. И села она в отдалении, и подняла она голос свой и заплакала.

Один отправляется на жертвенник, а другой — с плачем — отсылается в пустыню. Что вам напоминают эти две истории? Не похоже ли это на службу Йом Кипура, когда выбирают двух одинаковых козлов, одного — по жребию — приносят на жертвенник, а другого — в виде анти-жертвы — отсылают в пустыню?

Но все-таки, параллель параллелью, но одно дело — козел, которому выпал жребий быть отправленным в пустыню и сброшенным со скалы. И совсем другое — человек. Не может быть, чтобы роль козла отпущения была назначена Ишмаэлю просто так! Да и в чем эта роль состоит? А если это наказание за провинности — то в чем они состоят?

В Торе мы видим два эпизода. Первый — еще с беременной Агар.

16:4 …и увидела, что зачала, и легкою стала ее госпожа в ее глазах.

Сара притесняет ее, она бежит в пустыню, там ей является ангел. Между прочим — Агар — первый герой Танаха, к которому является ангел. Ангел задает ей вопрос: «Откуда пришла ты и куда идешь?» Как мы знаем, такой вопрос — это призыв к хешбон нефеш. И Агар немедленно честно отвечает на вопрос: » От Сарай, моей госпожи, я бегу» и возвращается к Саре.

Второй эпизод связан с самим Ишмаэлем:

21:9 И увидела Сара, что сын египтянки Агар, которого та родила Аврааму, насмехается (мецахек).

Что такое мецахек? Приведу длинную Тосефту Сота 6:6:

Сказал р. Шимон бар Йохай: Четыре вещи сказал р. Акива, но мне кажутся правильными мои слова. [И это первая из них]. <..> Насмешка, о которой здесь говорится — это идолопоклонство, как сказано [в истории золотого тельца] (Шмот 32:6): “ и сел народ есть и пить, и поднялись забавляться.” Увидела Сара, как Ишмаэль строил алтари и воскурял на них кузнечиков.

Р. Элиэзер сын р. Иоси hаГлили сказал: насмешка — это разврат, как [сказала жена Потифара про Йосефа](Берешит 39:17): «Пришел ко мне раб-еврей, которого ты привел нам, насмеяться надо мною.» Увидела Сара, что Ишмаэль забирется на крыши и насилует женщин.

р. Ишмаэль сказал: насмешка — это кровопролитие, как сказано (Шмуэль 2:2:14-16): «И сказал Авнер Йоаву: пусть встанут юноши эти и позабавятся пред нами. И сказал Йоав: пусть встанут. <..> И схватили они друг друга за голову, и (вонзили) мечи свои друг другу в бок, и пали вместе.» Увидела Сара, как Ишмаэль звал Ицхака прогуляться с ним в поле, и как бы в шутку целился в него из лука. Как сказано (Мишлей 26-18): » Как притворящийся помешанным, который мечет огонь, стрелы и смерть, так человек, который обманывает ближнего своего и говорит: «Ведь я шучу».

А я [возвращается р. Шимон] говорю: не дай Бог, чтобы в доме того праведника [=Авраама] творились идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А Ишмаэль насмехался, потому что знал, что ему, как первенцу, причитается двойная доля наследства Авраама.

Интересно, что Раши приводит в качестве пшата только первую точку зрения: что Ишмаэль — идолопоклонник, насильник и убийца. Тем интереснее его комментарий к Берешит 21:17 «услышал Бог голос отрока оттуда, где он» — голос отрока услышан, потому что в данный момент он праведник, что бы ни было в будущем. И дальше, в комментарии к Берешит 25:9: «И погребли его [Авраама] Ицхак и Ишмаэль, его сыновья» Раши пишет:

Отсюда следует, что Ишмаэль возвратился и уступил первенство Ицхаку. И это есть «добрая старость», о которой говорится относительно Авраама.

Двойственность Ишмаэля проявляется с неожиданной стороны и в позднем мидраше Пиркей де-рабби Элиэзер. Мидраш на Берешит 21:21: «…и взяла ему его мать жену из земли Египетской» рассказывает, как сначала мать взяла Ишмаэлю неудачную жену-моавитянку по имени Айша, но, когда Авраам приехал навестить Ишмаэля, та не проявила гостеприимства, попросил ее передать мужу, что у него плохо поставлен кол в шатре. Ишмаэль все понял и погнал Айшу прочь, и уже тогда мать взяла ему египтянку по имени Фатима, а та уже была хорошей и гостеприимной. Не случайно жен Ишмаэля зовут так же, как жену и дочь Мухамеда, родоначальниц, соответственно, суннитов и шиитов. Получается, что родоначальница государственного ислама — нехорошая женщина, а родоначальница диссидентского (в 8 в.) — хорошая.

Но вернемся к точке зрения р. Шимона. Мы видим, что Ишмаэль повторяет ошибку Агар. Мы знаем это свойство — это характерная черта и национального, и религиозного характера: фатализм и склонность счесть везение и успех — знаком Божественной избранности. Как говорят, у христиан главный вопрос в спорах — во что правильно верить. У евреев — как правильно делать. Но у мусульман главный вопрос — кто главнее. Для них политический или материальный успех в мире — не средство, а цель, потому что они свидетельствуют о том, что Бог тебе помогает. Агар посчастливилось быстро забеременнеть — и она заносится перед Сарой, потому что сам успех для нее — признак ее угодности Богу. Ишмаэлю повезло родиться раньше — и он насмехается над Ицхаком, потому что само везение делает его главнее.

Как нам объяснял когда-то многомудрый М. Шнейдер, помимо Йом Кипура, есть и еще ритуалы, где также берутся два одинаковых объекта, с одним из которых поступают как с кодеш, а другой демонстративно уничтожают. Так проводят границу.
Он говорил о специальном ритуале, проводимом, когда расширяют границы Иерусалима или Храмового пространства (азары).

В чем же тогда смысл отсылания Агар и Ишмаэля? То же самое — Ицхак избирается в качестве кодеш, а Ишмаэль делается демонстративно неизбранным. Совершенно естественно по отношению к человеку, приравнивающему избранность к успеху и везучести.

В чем состоит избранность Ицхака? — В готовности пойти на смерть. У еврея есть заповедь кидуш хаШем: обязанность пойти на смерть, но не согласиться совершить те самые поступки, которые, по мнению р. Акивы, Сара увидела у Ишмаэля. А отосланный Ишмаэль — неизбран, и у него нет заповеди стать шаhидом.

Рав Алекс Бленд

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...