Ки Тиса — Шмот (Исход) 30:11-34:35

1 841 Просмотров




Выкуп за душу

И говорил Господь Моше так:
Когда будешь вести счет сынам Исраэля по их счислениям, то дадут они каждый выкуп за душу свою Господу при счислении их, и не будет среди них пагубы при счислении их.
Это пусть дадут они, всякий, переходящий к сочтенным: половину шекеля по (весу) шекеля священного; двадцать гер в шекеле, половина такого шекеля — возношение Господу.
Всякий, переходящий к сочтенным, от двадцати лет и старше, пусть даст возношение Господу.
Богатый не более, а бедный не менее половины шекеля (должен) дать в возношение Господу, чтобы искупить ваши души. Исход 30,11-15

Согласно Мидрашу, это повеление уже было дано после греха Золотого Тельца.

Всевышний повелел Моше пересчитать сынов Израиля, чтобы узнать сколько людей осталось.

Пересчет сынов Израиля был уже в третий раз:

— Первая перепись состоялась, когда они отправились в Египет. Тогда семейство Яакова насчитывало семьдесят душ.

— Во второй раз они были сосчитаны, когда покидали Египет. Тогда, как сказано в Торе, их было 600 тысяч мужчин.

— Теперь, на следующий после Йом-Кипура ( Судный день) день, в первый год их пребывания в пустыне, сынов Израиля считали в третий раз.

Было дано повеление, принести выкуп за их души, в размере пол шекеля.

После суда проведенным Моше, все те, кто поклонялся этому идолу, был казнен. Те же, кто поклонялись идолу, но не было тому свидетелей, умерли от мора, посланного Всевышним.

Из Писания мы знаем, что Закон запрещает принимать выкуп у того, кто совершил преступление, которое наказывалось смертной казнью. Идолопоклонство входит в число преступлений, за которые суд приговаривает к смерти.

А потому те, кто остался, скорее всего, не были вовлечены в этот грех непосредственно. Но и они нуждались в прощении и искуплении.

И тот выкуп, был похож не на выкуп, от смертной казни, а скорее являлось подобием грехоочистительной жертвы, которую приносят за грех, совершенный по ошибке.

Они не участвовали в этом грехе, но все равно находились там.

Лично мне это напоминает одно место из Нового Завета:

«Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов» 1 Петра 1, 18

Петр как бы говорит.

Помните, как ваши души были искупаемы серебром?

Так вот Машиах Иешуа сделал это с нашим суетным наследием, которое было передано нам отцами.

Как тогда те, кто принес этот выкуп за свою душу, непосредственно не участвовали в поклонении тельцу, но им все равно нужно было искупление, так и вы сегодня. Вы не виноваты, что в ваших телах есть похоти (йецер ра), но подаваясь им, вы грешите. И поэтому Машиах Иешуа искупил вас от такой жизни. И сделал Он это не через серебро, как тогда, а через Свою драгоценную Кровь.

Но этот выкуп в пол-шекеля предупреждал гнев Всевышнего, чтобы Он не послал поражение в народ.

(נֶ֖גֶף) негеф – поражение.

В Синодальном переводе переведено как «язва губительная»

Интересно значение слова выкуп.
Слово, которое говорит об искупительной жертве – это (כפר) и происходит от глагола לְכַפֵּר (лехафэр), что означает — прощать, отпускать (грех, вину).

Первый раз мы встречаем это слово в книге Берешит (Бытие)

«Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи». (Быт.6:14)

Осмоли – это и есть наше слово искупление. И означает оно «покрывать»

То есть искупление, оно как бы покрывает нашу несостоятельность, наши проступки в глазах Всевышнего.

Я сделаю небольшое отступление от моей темы.

Дело в том, что здесь имеет место быть и другому пониманию. Что запрещено было вообще, какой-либо пересчёт евреев. Мы знаем, что во времена Давида, когда он решил пересчитать народ Израиля, Всевышний послал наказание на Израиль.

И потому Всевышний говорит, чтобы считали не людей, а деньги. Простая арифметика. Пол шекеля – 1 человек. 1 шекель – 2 человека. Сто шекелей – 200 человек. И т. д.

Даже сегодня, в синагоге не считают евреев, чтобы понять, хватит людей для миньяна или нет.
И прибегают для этого ко всяким ухищрениям, таким как, например, считают ноги всех присутствующих и делят получившийся результат на два.

Хотя всё это может быть две стороны одной монеты.

С одной стороны эти деньги служили искуплением народа, а с другой стороны средством счета евреев, чтобы не постигла их пагуба.

Евреи должны были пожертвовать пол шекеля, чтобы их грех «золотого тельца» был прощен.
Но это приношение не стало одноразовым приношением. С этого времени был установлен каждогодний налог на еврея.

Мы одно целое

Эта сумма собиралась каждый год с каждого человека для жертв. На собранные средства покупались животные для жертвоприношений общины, так что весь народ имел долю в жертвоприношениях.

Что говорит нам о том, что в служении Всевышнему должен участвовать весь народ.
Все евреи имели одинаковую долю в службе в Мишкане (Скинии), никто не мог похвастаться, что вложил в нее больше другого. Богатые и бедные, все должны были давать только пол шекеля. И так же обстояло дело в Храме.

Когда Давид должен был внести плату за участок земли для Храма, он разделил требуемую сумму на двенадцать частей, так что каждое колено внесло по пятьдесят шекелей.

Что стоило царю самому уплатить эти шестьсот шекелей?

Но он хотел, чтобы весь народ участвовал в покупке.

Так беднейший нищий и самый благополучный богач оказывались равными участниками в обеспечении службы и приобретении места для Храма.

Раби Шломо Леви Алкабец говорит: «Каждый еврей, как бы праведен он ни был, — это только часть. Выполнение всех заповедей Торы невозможно в одиночку. Все евреи вместе — одно целое, каждый в отдельности — только часть»

Это уже говорили с вами в Недельной главе Тецавэ. О едином священнике.

«Один хлеб, и мы многие одно тело»…(1Кор.10:17)

«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:4-6)

Наше мир сегодня наполнен мировоззрением индивидуализма, что может с одной стороны и не плохо. Мы личности в глазах Отца. Я и ты Его ребенок с его личностными характеристиками и поистине уникальным генетическим кодом и уникальным предназначением. Нет одинаковых снежинок. Нет одинаковых людей. Это хорошо!

Но это мировоззрение настолько поглотило многих людей, что теперь только они стали важны для Б-га, что только их служение самое важное, что только то, что делают они, это и есть то главное, что каждый должен знать. В их понимании нет других таких же важных людей. Их истина и есть та настоящая и единственная истина!

Конечно, такое никогда не скажет про себя ни один человек, но их поведение и поступки говорят именно об этом.

И дал Он Моше по окончании разговора с ним (31:18)

Слово ככלתו (по окончании) можно перевести и по-другому: «как невесте».

И потому в Мидраш раба написано:

Сказал Творец: Невеста скромно ведет себя в доме отца, и никто не знает её. Но когда становится под хупу, открывает своё лицо…
Так мудрец должен быть скромен, как та невеста, и известен своими добрыми делами, как невеста…

Рабби Иона (родившийся в Героне около 1200 года) в своей книге “Шаарей Тшува” (Врата раскаяния) объясняет:

Мудрец, не ведущий себя скромно, заслуживает смерти, ибо отдаляет людей от Торы.
И учили нас наши учителя, что, когда человек читает и учит, спокойно разговаривает с людьми, достойно ведёт дела, люди верят его словам. Они говорят о нём: Счастливы отец и мать, учившие его Торе, плохо тому, кто не учил Тору! Такой-то учил Тору – посмотрите, насколько красив жизненный путь его и насколько правильны жизненные поступки его. Написано про него (Исаия 49:3): «Ты раб мне, Исраэль, в котором прославлюсь»

Насколько важна скромность и понимание, что не ты «пуп земли», у каждого кто называется себя служителем Б-жьим!!!

Конечно же, Б-гу важен ты!

Но в служении Ему, Всевышнему важны все мы! Каждый из нас уникален и объединяя свои усилия в служении Ему, мы поистине становимся единым телом в Машиахе.

Вы никогда не задумывались, почему нужно было принести именно пол шекеля?

На тот момент шекель был крупной серебряной монетой. В которую входило десять более мелких денежных единиц, десять гера.
Гера – это была монетка величиной с ноготок. А шекель если его распластать на наковальне, был слиток величиной с ладонь и шириной в два пальца. Это простой, рыночный шекель. А священный шекель, о котором идет речь в нашем месте Писания, он в два раза толще. И в нем содержится двадцать таких монет.

Рабби Гирш говорит: «Требуемый от каждого взнос символизируется не целым, а лишь половиной шекеля. Никакой, даже самый полный и совершенный, вклад одного человека не может совершить всего, что должно быть сделано. Усилия любого могут быть лишь частью целого. Требуется бескорыстный вклад собрата, чтобы создать целое».

Каждый еврей должен был дать пол шекеля для того, чтобы осознать, что он лишь половина, часть целого, а другой еврей — является его половиной. И если так, то боль моего друга — это и моя боль, его радость — моя радость, а его честь — моя честь!

«Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь – члены». (1Кор.12:26-27)

Но пол шекеля может также означать и то, что без Б-га ты всего лишь половинка. Ты не будешь целостным без Него. И потому нужно искупление, чтобы ты обрел полноту.

Апостол Шауль писал:

«Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем» Кол.2:9,10

Левиты, которые не участвовали в происшествии с золотым тельцом, не должны были жертвовать пол шекеля во времена Моше. Они, однако, должны были давать ежегодное пожертвование на Храм.

Во времена существования Храма ежегодно первого Адара во всех городах Израиля объявлялось, что начинается сбор полу шекелей для Храма. Сборщики пожертвований собирали монеты с начала месяца Адара и до начала Нисана. Это как раз то время, когда вы читаете это, ведь сейчас идет месяц Адар.

Это повеление неуклонно соблюдалось даже после разрушения храма. Евреи со всего мира продолжали жертвовать деньги, но они уже шли не приношения в храм, а на поддержку тех, кто жил в Израиле и иешивот (мест по изучению Торы).

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль