Ки -Теце (Второзаконие) 21:10-25:19

521 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

«Когда будешь жать твою жатву на твоем поле и забудешь сноп на поле, не возвращайся [чтобы] взять его; пришельцу, сироте и вдове пусть будет он, чтобы благословил тебя Г-сподь, твой Б-г, во всяком деле твоих рук. Когда будешь обивать твою оливу, дочиста не убирай за собой; пришельцу, сироте и вдове пусть будет это. Когда будешь убирать твой виноградник, мелких гроздьев не подбирай за собой; пришельцу, сироте и вдове пусть будет это. И помни, что ты был рабом на земле Египта; поэтому повелеваю тебе делать это» (Дварим, 24:19—22).

В этом мире, который испорчен грехом. И там где мы с вами, как святые Его производим «Тикун Олям». Нет еще такого положения, когда все находятся в состоянии полной удовлетворенности. И хотя такое время придет. И все нужды людей будут восполнены. И это сделает сам Всевышний.

Но сегодня мы все больше сталкиваемся с тем, что нужда «стучится ко многим в дверь». Это неприятно, но это реальность нашего мира.

И потому Тора предусмотрела еще от начала, чтобы Его народ умел быть жертвенным.

Мы не в состоянии восполнить нужды всех и вся.

Так как обычно нуждающихся много, а денег мало, то, как написано в Талмуде, «нельзя наполнить яму ее же песком»

Но от нас и не требуется эта задача

И если для одного человека или для одной организации это непосильный труд, то слушаясь Его заповедей, каждый из нас, вместе, мы можем сделать много

Давайте посмотрим с точки зрения дающего.

Талмуд в трактате «Бава батра» приводит такой диалог между римлянином Турнусом Руфусом и раби Акивой. «Если Ваш Б-г так любит бедных, — спрашивает Руфус, — почему он их не кормит?» «Чтобы мы могли с их помощью избежать Геинома (ада)», — отвечает раби Акива.

Это одна причина, почему заповеди о помощи бедным так многочисленны и почему они разбиты на мелкие действия. И второе. Даяние возвышает духовно. А раз так, то чем больше действий такого рода человек совершает и чем больше его мысли заняты делами даяния, тем лучше его душе и в этом, и в Будущем мире. Так что даяние подразумевает, прежде всего, пользу не для неимущих, а для имущих.

«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих в одном из жилищ твоих на земле твоей, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается…»

Дварим 15:7-8

Каждая наша цдака, наше даяние засчитывается Небом. Конечно, если мы это не делаем для самих себя и для пиара. Про таких Иешуа сказал однозначно:

«Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:2-4)

Мы не должны творить милостыни. Жертвовать цдаку и совершать добрые дела, с мыслью о воздаянии. Бог не обязан нам воздавать, хотя и существуют такие обещания в Писании. Мы это должны делать с мыслью, что это нравится нашему Богу и это достаточно для нас. Ведь наша жизнь  — это служение Единому!

Я знаю, что для некоторых людей давать, не так сложно, потому что они приучили себя к жертвенности, но для некоторых людей, это очень сложно. Потому что одна из их сторон приобретенного характера – это чистый прагматизм. И если это не выгодно, то это не подходит мне.

Но Иешуа сказал:

«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд…

давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук.6:36-38)

Даяние  — это черта нашего Отца. Он любит давать. И если мы хотим быть похожими на Него. Хотим быть Его детьми. Эта черта должна стать частью и нашего характера.

И что самое интересное, более богатые люди более всего подвержены скупости. Не все. Но именно тогда, когда человек в принципе мог бы что дать, он меньше всего хочет это делать.

А вот Иешуа, призывает нас становиться похожими на Отца:

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»

(Матф.5:44-48)

Как изменить свой характер и стать более жертвенным? Это так же, как научиться плавать. Пока ты не войдешь вводу, плавать вряд ли научишься. Так и здесь, пока целенаправленно не начнешь отдавать, жертвовать, наш характер не сможет измениться.

Мне очень нравится одна детская история. Вопрос ребенка, который подчас задают и взрослые, кому я должен давать?

Маленький Джозеф живет со своей семьей в канадском городе Торонто. По утрам перед школой он ездит с отцом в синагогу. После молитвы в эту синагогу приходят люди и собирают деньги. Каждый дает им сколько может. Джозеф спрашивает отца:

«Я знаю, что надо помогать бедным. Но откуда мы знаем, что эти люди бедные?»

Отец смотрит на Джозефа и улыбается:

«В Торе сказано: помоги бедному. Верно?»

«Верно», – говорит Джозеф.

«Но в Торе не сказано: помоги тому человеку, который принес справку, что он бедный. Поэтому, если кто-то протянул руку за помощью, надо ему помочь».

Есть небольшой совет, как мы можем давать нашу цдаку. Этот совет дали еще мудрецы.

Мудрецы учат из этого, что, прежде всего, надо дать родственникам, потом бедным своего города, потом бедным своей страны. То есть родственные чувства имеют реальное алахическое значение.

А вот еще один совет, от рава Реувен Пятигорского

«Еще раз покажем, как работает механизм. Как известно, Всевышний помогает людям через людей.

У Него есть деньги для бедного. Он выбирает меня, чтобы я передал их бедному. Я получаю деньги, встречаю бедного и передаю ему передачу.

Передача может быть цдакой, а может быть ссудой.

Ссуда предпочтительней, потому что бедняку морально легче взять деньги на время, чем попросить безвозмездный подарок. Ссуда не обижает. В ней нет ничего оскорбляющего человеческое достоинство.

Когда я передаю деньги (не мои, а те, что оказались у меня и предназначены для передачи), я выполняю поручение Творца. За это мне полагается награда. Какая награда? Правильно, мне еще раз дают возможность выполнить такое же поручение.

И поскольку я прекрасно справляетесь со своей функцией (допустим), Он меня поддержит и материально. Он мне даст мои деньги, не для передачи, а мне на жизнь.

Так работает механизм еврейского обогащения. Хочешь перестать быть бедным, нищим, несчастным и от всех зависимым? Заведи гмах ссуд. (Еврейская касса взаимопомощи)

Вот и пример дошедший до нас сегодня на эту тему:

Сын Хафец-Хаима, рассказывал, что ехал он с одним пожилым извозчиком и тот поведал ему историю своей юности.

Сказал, что однажды он вез его отца, самого Хафец-Хаима. Это был духовный лидер еврейства Польши и России живший в 1838 году, прославленный мудрец и учитель.

Так вот, этот раввин завел с ним длинную дорожную беседу.

И настолько они тепло беседовали, что в конце пути возчик посетовал попутчику на свою жизнь.

Он признался сыну: «Поверь, никогда никому не жалуюсь, а тут вдруг что-то случилось, сам удивляюсь»

На эту жалобу Хафец-Хаим сказал ему:

«Тяжело живешь? А ты гмах заведи».

«Какой гмах?»

«Гмах ссуд.

Людям будешь давать деньги в долг».

«Да какие деньги?! У меня на жизнь не хватает. Бывает, детям есть нечего, а тут в долг давать!»

«Попробуй. Начни с копеек. Всевышний тебе поможет, вот увидишь».

На том и расстались. Вернулся извозчик домой, подумал, посоветовался с женой — короче, решили они пару рублей отложить на гмах ссуд.

Сказали соседям, те посмеялись, потом один из соседей взял полрубля на неделю, затем второй пришел. Так завелся и пошел работать маленький гмах ссуд.

Люди брали и возвращали. Иногда хозяин гмаха, наш извозчик, добавлял несколько копеек, кто-то тоже приносил, говорил, что жертвует на полезное дело. Так гмах рос и креп.

«Теперь у меня, сказал извозчик сыну Хафец-Хаима, сорок рублей, которые вертятся и работают. Огромный капитал. И смысл в моей жизни появился, и людям хорошо».

У других народов механизм ссуд, кредитов, векселей и банковских поручительств работает несколько иначе – исключительно на сборе процентов, ренты и лиха (отсюда финансовый термин – лихоимец).

Но внутри еврейского этноса проценты исключены. Поэтому изначально разработана совсем другая схема: Всевышний дает мне и говорит: передай нуждающимся, и тогда в следующий раз получишь и для них, и для себя (в виде платы за труд).

Да поможет на Всевышний!

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...