Кдошим — Ваикра (Левит) 19:1-20:27

1 353 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

Не обращайтесь к заклинателям духов мёртвых и к колдунам-гадателям, не ищите нечистоты, исходящей от них — Я Единый, Бог ваш.
Вставайте, завидев седину, и с почтением встречайте стариков — так ты будешь бережно уважать Бога своего: Я — Единый.

Смертная казнь — эти страшные слова рефреном проходят по всему перечню нарушений, как ранее проходило «Я — Единый».

Стоит заметить, что в случае других запретов Творец Сам предупреждает: не вмешивайтесь, Я разберусь сам:

живая душа, которая обратится к заклинателям духов и колдунам-гадателям, чтобы сойти с прямого пути вслед за ними — Я обращу Своё лицо к этой душе, и отделю её от её народа (19,6).

То же самое сказано о человеке, посвящающего своих детей идолам. «Я отделю!» — говорит Единый, и изымает эти преступления из юрисдикции человека. (Впрочем, акт публичного поклонения идолам отдан в человеческую юрисдикцию).

Список преступлений, отданных человеческому суду, описываемых в этой главе, начинается с поступка, казалось бы, не связанного с сексуальной жизнью. Человек, кто бы он ни был, который проклинает своего отца и свою мать — смертью будет умерщвлён: отца и мать своих он проклял — сам виноват в своей гибели! (19,9).

В наши дни трудно представить себе, что за подобное преступление казнят или вообще накажут.

Структура еврейского народа начинается с семьи.

Человек — семья — род — колено — (светская) власть: вот основная иерархия вышедших из Египта.
От родителей получаем мы Учение в виде интуитивных, не оформившихся в слова, представлений о добре и зле, о правде и неправде.

Отказ от родителей — это отказ от всей структуры народа; более того — это отказ от добра вообще, потому что через родителей мы получаем наше наследство, приобщаемся к Синаю.

Рождённый вне пути Авраама и принимающий этот путь — становится сыном Авраама и Сары, приобретает новых духовных родителей (не теряя старых). Таким образом, публично проклиная родителей, мы совершаем именно светское, гражданское прегрешение.

Можно возразить: но если родители злы, если они — исчадия ада? Что ж, на то и суд — земной и небесный — чтобы понять, кто повинен в проклятии, дети или родители.

Ведь мудрые говорят, что толкать другого на нарушение заповеди ещё хуже, чем нарушать её самому. (Например, о заповеди «Не обращайтесь к заклинателям духов мёртвых и к колдунам-гадателям, Талмуд поясняет: «это — предупреждение (и) для самих заклинателей»). Родители, без доброты относящиеся к своим детям, как бы толкают их на нарушение заповеди «Уважай отца и мать»; родители, творящие им зло — на нарушение заповеди «не проклинай отца и мать». Мы должны уважать своих родителей, но мы равно должны быть достойны уважения своих детей.

Все действия, описанные в перечне смертельных преступлений, подрывают сам принцип семьи. Свобода человеческих чувств — хесед — великий принцип, и Тора делает многое, чтобы позволить человеку действовать согласно собственному желанию; но есть направления, где чувствам необходима жёсткая заслонка-гвура, чтобы не наполнилась земля блудом, и не исчез народ Учения с её лица: например, инцест или супружеская измена. Такой заслонкой становится закон — и суд, которому велено жалеть слабых, но строго наказывать за непростительное.

Уличное движение в мире духов

Почему запрещено обращаться к «колдунам-гадателям» и «заклинателям духов»?

Разве не то же самое делают пророки, которые угадывают тайное и исцеляют больных?

Разве не являются незримо в каждый еврейский шалаш во время праздника Суккот умершие предки?

Любое действие (естественное или сверхъестественное), которое подразумевает наличие в мироздании единого плана и Единого Создателя, не противоречит нашему Учению.

В этих рамках любой человек — гадатель и заклинатель, поскольку невидимый мир окружает нас не менее тесно, чем видимый. Единый Сам предоставил нам возможность видеть не только глазами, слышать не только ушами: и всё это разрешено.

Но представьте себе два типа водителей в одном городе: одни признают правила уличного движения, другие — нет. Разве могут они сосуществовать?

И среди целителей времён Исхода, и среди экстрасенсов нашего времени можно найти тех, которые считают, что всё дозволено и возможно, высшего плана нет, и никакой закон им не писан. Именно они обозначаются терминами овот и йидъоним, которые я перевёл как «заклинатели духов и колдуны-гадатели».

Тора признаёт возможность человека воздействовать на зримый и незримый мир, и устанавливает законы, которые позволяют безопасно существовать в этих мирах. И, чем больше мы принимаем эти законы — законы видимого и невидимого, — тем ближе мы в целом к тому состоянию, к которому призывает нас Единый: будьте святыми.

Эли Бар-Яалом

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...