Итро – Шмот (Исход) 18:1-20:23

671 Просмотров




«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом (сокровищем) из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх.19:5,6)

Всевышний говорит:
«Вы будете Мне сокровище из всех народов, потому что Мне принадлежит вся земля».

Какая здесь логическая связь?
Как из того, что Всевышнему принадлежит вся земля, следует, что народ Израиля будет Ему сокровищем?
Как связать – «Вы будете Мне сокровищем», с тем, что сказано: «Ибо мне принадлежит вся земля»?

Если немного перефразировать, то можно придать значение этому стиху такое:

«Вы будете у Меня сокровищем, потому что Мне принадлежит вся земля, и Я вас выбрал не только для того, чтобы «играть» этим сокровищем, а для того, чтобы оно спасло бы всю землю».

На иврите написано так:

וְעַתָּ֗ה אִם־שָׁמ֤וֹעַ תִּשְׁמְעוּ֙ בְּקֹלִ֔י וּשְׁמַרְתֶּ֖ם אֶת־בְּרִיתִ֑י וִהְיִ֙יתֶם לִ֤י סְגֻלָּה֙ מִכָּל־הָ֣עַמִּ֔ים כִּי־לִ֖י כָּל־הָאָֽרֶץ׃
вэАта им-шамоа тишмеу бэколи ушмартэм эт-брити вийийтэм ли сгуля миколь-аамим ки-ли коль-аарэц

Драгоценность, о которой шла речь выше – это еврейское слово «сгуля».

Дословное значение этого слова: «Избранный, отличный». «Ам сгуля» – это «избранный народ».

В библейском иврите это слово имеет значение – «драгоценность» и как я уже показал выше, с оттенком особого свойства, имеющее значение, для того чтобы что-то произвести. И в данном случае – спасти землю.

Известнейший комментатор ТаНаХа Раши так объясняет:
«Дорогое сокровище, подобно «и сокровища царские» (Коhелет, 2:8) — дорогие изделия и драгоценные камни, которые цари хранят (в сокровищницах). Так и вы будете для Меня сокровищем из среды других народов»

Но опять же, это слово настолько глубокое, что в тайных кругах иудаизма, оно приобрело значение: «наличие чудесных свойств у некоторых проявлений материального мира, объединяя все виды этих проявлений понятием сгула – нечто избранное, особое, необычное, отмеченное и, безусловно, значимое. Под сгулой понимается некая ни на что не похожая редкая или уникальная вещь, имеющая свое назначение и драгоценная своими свойствами, которые очевидны лишь для того, кто ею владеет и использует».

Другими словами – это материальное проявления духовного блага для человека. Чудесные свойства, содержащиеся в различных проявлениях материального мира.

Исходя из этого, Божий народ призван быть не просто отличительным из всех народов, но некоторым оздоравливающим фактором, всех остальных народов. Он несет в себе жизнь, которая оживляет этот мир.

Апостол Петр писал:

«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9)

Это слово «удел» – это и есть на иврите «сгуля».

В общем-то, он просто повторил слова Всевышнего Моше: «…будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх.19:5,6)

Современный перевод Нового Завета переводит это так:

«A вы — избранный народ, царственное священство, святые люди, принадлежащие Богу, призванные провозглашать Его достоинства. Он призвал вас из тьмы в свой чудесный свет» (1Пет.2:9)

Принадлежность Богу, Его удел, Его драгоценность, Его избранность имеет значение – «Нести Его характер и являть Его духовное благо этому миру». Всевышний не избрал нас, для того, чтобы «играться» со своей драгоценностью. Он хочет через нас явить Свою благость всем народам этого мира.

Недаром Шауль писал, что мы, Его народ — «письмо Христово» (2Кор.3:3)

Он продолжает:

«Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
не потому, чтобы мы сами способны были помыслить, что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:4-6)

Он некий генератор наших способностей, которые проявляются только через «ам сгуля». Он наделяет нас новыми возможностями, исцеляющей силой, чтобы мы были материальным проявлением Его блага.

Но что интересно, у слова «сгуля, есть еще одно очень неожиданное значение»

Борис Каминский, д-р философии пишет:

В словарях (например, словарь М. Дрора) указано, что от корня L.O.F образуется целое семейство слов, среди которых, наряду с уже упоминавшимся «сокровищем», встречаются: «драгоценность», «средство», «особенность», «приспособлять», «усваивать» и — совершенно неожиданно — слово «фиолетовый».
Какая связь между сокровищем, драгоценностью и средством, способностью приспособляться, устраиваться, с одной стороны, и фиолетовым цветом — с другой? Что общего между ним и избранностью еврейского народа?
Чтобы ответить, надо вспомнить, что нам известно о фиолетовом цвете. Вообще, цвет, с точки зрения физики, — это свойство света вызывать определённое зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет волн разной длины возбуждает разные цветовые ощущения: от красного (при длине волны около 760 нм) до фиолетового (при длине около 380 нм). Физиками установлено, что длина волны оптического излучения изменяется при движении источника волн относительно их приёмника. В этом состоит эффект Доплера. При приближении источника к приёмнику наблюдается «фиолетовое смещение». Его глубокое осмысление, кстати говоря, во многом определило разработку теории расширяющейся Вселенной, известной как теория Большого Взрыва.
Рассмотрим в качестве приёмника Создателя, а в качестве источника излучения (которое представляет собой не что иное, как отраженный Божественный свет) всё человечество.

Отдаление от Создателя означает движение человеческого общества в «красную» сторону, то есть к Эсаву (брату и противнику нашего праотца Яакова, символу материального подхода), прозвище которого Эдом (от слова «адом» — «красный»). А это, в свою очередь, означает возвеличивание сверх меры роли материальных потребностей, рост без духовности, а, следовательно, проявления насилия, безнравственности, всевозможных бедствий, связанных с войнами и катастрофами…
Приближение же к Создателю означает продвижение человечества в «фиолетовом» направлении, в его духовном совершенствовании, в исправлении искажающего реальность материального мира в соответствии с замыслом Творца, в превращении человека в добровольного и сознательного партнёра Создателя.

Избранность еврейского народа, его предназначение, определяемое статусом «ам сгула», как раз и состоит в том, чтобы путём соблюдения Торы приближать мир к реализации конечной цели Творения.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль