Инквизиция в МВД: еврейке отказали в репатриации за взгляды

482 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

57190Израильский Верховный суд рассматривает в эти дни дело о произвольном и необоснованном толковании государством Израиль закона о возвращении, жертвой которого стала молодая канадская еврейка.

30-летняя Яфа Гехт приехала из Монреаля в Израиль в начале 2013 года и подала прошение на получение израильского гражданства. Будучи еврейкой во многих поколениях с обеих сторон, а также человеком, соблюдающим предписания письменной Торы — шабат, кашрут, еврейские праздники — она была уверена, что в скором времени исполнит свою мечту и станет израильской гражданкой. У девушки в Израиле масса родственников, в том числе в ультраортодоксальном квартале Меа Шеарим, а ее отец был в Канаде в 90-е годы активным сборщиком средств для фонда поддержки советской алии в Израиле.

Яфа приехала в Израиль как туристка, в июне 2013 года подала документы на получение гражданства и получила рабочую визу. Ответа долго не было, и только через 9 месяцев Яфе отказали в получении гражданства. Ее вызвали в МВД и вручили письмо, в котором говорилось, что она отказалась от иудаизма, стала мессианской еврейкой и значит не может быть гражданкой Израиля.

Девушка подала апелляцию в комиссию МВД и снова прождала более 9 месяцев, прежде чем чиновники министерства соизволили выслать ей ответ — просто скопировали первое решение без изменений. Зачем себя утруждать — кого в израильском МВД интересует судьба отдельного человека?

В интервью редакции NEWS.israelinfo.co.il Яфа сказала, что она не посещает церкви, не соблюдает христианских традиций и не празднует христианские праздники — Пасху, Рождество и т.д. Она признает Иисуса мессией, но не принадлежит к конгрегации мессианских евреев и не посещает их собрания. Есть узкий круг близких ей по духу людей, с которыми она общается, в том числе в социальных сетях. По-видимому, именно там «инквизиторы» из МВД и выловили информацию о ее «отклонении» от иудаизма.

Редакция NEWS.israelinfo.co.il обратилась за разъяснениями к иерусалимскому адвокату Кириллу Шеферу, который подал петицию и представляет интересы Яфы Гехт в Верховном суде справедливости (БАГАЦ).

«Мы не знаем, откуда они взяли информацию о ее религиозных воззрениях, — говорит адвокат. — Возможно, что-то выискали в социальных сетях и, увидев слово Jesus, тут же поместили ее в категорию «мессианских евреев», которых считают последователями другой религии. Ей позвонили из МВД, спросили о религии, и она ответила, что исповедует иудаизм, верит в письменную Тору, считает себя иудейкой.

По словам адвоката, история вопроса о гражданстве и религии такая же долгая, сложная и запутанная, как сама еврейская идентичность. В ней смешались два принципа, два круга определения еврейства — по крови и по религии.

До 1970 в законе о возвращении не было упоминания о религии — гражданство получали евреи (те, у кого мать или бабушка по материнской линии — евреи), а также дети и супруги евреев. В качестве реакции на Нюренбергские законы нацистской Германии, «вернуться» в страну могли и внуки евреев. Кстати, замечает Кирилл Шефер, если так, то и евреи, перешедшие в христианство, должны были бы иметь право на гражданство — ведь нацисты не отличали их от евреев, так же как и внуков.

Однако уже с 50-х годов министерству внутренних дел правительством была дана инструкция не давать гражданство евреям, перешедшим в другую религию. В 1970 году соответствующий пункт добавили в закон о возвращении.

После этого в течение 40 лет израильские суды отвергали петиции, поданные «отказниками» против МВД, однако, говорит адвокат Шефер, имела место и определенная позитивная динамика.

Первая трещина появилась в 1987 году, когда по делу мессианских евреев Ширли и Гарри Брасфорд, которым отказали в гражданстве, один из судей БАГАЦ, Аарон Барак, заявил, что внутренний мир человека не может быть во главе угла при определении еврейства. Суд отверг петицию Брасфорд, но был зафиксирован новый подход к проблеме. Барак сказал тогда, что при решении вопроса о еврейства надо ориентироваться не только на Галаху, но и на готовность общества к более современному подходу. Судья, позднее ставший председателем Верховного суда, подчеркнул, что ответ на вопрос «Кто такой еврей?» не статичен и зависит от массы изменчивых факторов (политики, открытости общества, влияния религии и т.д). Чем более зрелым и либеральным становится общество, тем чаще ответ на этот «вечный» вопрос будет позитивным.

Наиболее либеральной интерпретацией закона о возвращении на сегодня является вердикт судьи Нила Генделя по делу Хении Забидовски (2010 год).

Родившаяся в Израиле Хения Забидовски, оба родителя которой являются евреями, решила уехать в Германию со своим мужем католиком и дочерьми, приняв христианство (о чем открыто заявила МВД). Чуть позже она попросила лишить ее израильского гражданства из налоговых соображений и подчеркнула, что она более не иудейка, а христианка.

Много лет спустя по причинам ухудшения здоровья она решает вернуться в Израиль, просит получить гражданство, убеждая МВД, что никогда всерьез не была христианкой и что на самом деле она была и остается иудейкой. МВД отклоняет запрос, ссылаясь на ранее открыто сделанное заявление о принятии другой веры.

Судья Верховного Суда справедливости (БАГАЦ) Нил Гендель предложил иной подход к рассмотрению вопроса еврейства. Его идея основывается на выявлении таких критериев как поведение человека, его намерения, осознанность, готовность исповедовать другую религию и принять всю ее атрибутику. Судья также подчеркнул, что отныне будет невозможно с легкостью лишить человека его права на израильское гражданство.

«Мерилом при определении религиозной принадлежности человека должна быть религиозная практика: еврей, чтобы быть признанным принадлежащим к другой конфессии, должен предпринять крайние шаги («цаадим кицониим»)», — пишет Нил Гендель в вердикте, в котором глубочайшим образом исследована юридическая история вопроса.

«Определение человека выкрестом («мешумад») требует самоидентификации с этой религией и соответствующего поведения. То есть, проверка должна проходить по следующим критериям: поведение, намерение, сознательность, готовность войти в глубины другой религии и усвоить ее символы».

И далее судья подчеркивает: «Не достаточно исповедовать философию и общее мировоззрение. Еврей перешедший в другую религию, должен, по меньшей мере, соблюдать основные обычаи, заповеди и вести образ жизни, свойственный адептам принятой им религии».

Петицию Забидовски в конце концов отвергли и предложили ей доказать, что она действительно вернулась к иудаизму. Однако новая либеральная трактовка закона о возвращении должна положить конец своеволию израильских чиновников, не отличающих религии от веры.

В настоящее время Верховный суд справедливости ждет от МВД объяснений по поводу петиции Яфы Гехт, которые министерство должно представить до 7 июля. После этого, скорее всего, будет назначено слушание.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...