Вопрос еврейской идентичности и развитие мессианского движения

436 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

«Вопрос еврейской идентичности и развитие мессианского движения»

Мессианское движение чрезвычайно неоднородно. На одном полюсе – окрашенное некоторыми культурными еврейскими особенностями христианство, на другом – в чистом виде традиционный иудаизм, но признающий Иешуа Мессией. Отношения между мессианскими группами, и особенно полюсами, не простые, хотя между ними есть нечто общее (и не только вера в Мессию Иешуа). Для начала – это общий сдвиг в вопросе еврейского самосознания в рамках веры в Иешуа.

Мы знаем, что согласно церковной традиции «во Христе нет ни иудея, ни эллина». То есть внутри христианской церкви нет больше евреев и неевреев, а есть народ Божий — христиане. Вторая мысль, подобная первой, — нет также избранничества народа Израиля, поскольку Израиль отвержен за грехи, и создан новый духовный Израиль, и это, естественно, христианская церковь.
Это «церковная» сторона вопроса. Теперь посмотрим со стороны иудаизма.

Там тоже есть важная не совместимая с реальностью концепция о том, что еврей — это не национальность. То есть еврей равен понятию иудей (если копнуть поглубже, то иудей должен быть ортодоксальный, а еще лучше – ультраортодоксальный).

Традиция традицией, но де-факто в мире живет огромное количество евреев, родившихся от еврейских родителей и не являющихся ни китайцами, ни татарами, ни шведами, ни кем-то еще по национальности, а именно евреями. Хотя они, эти евреи, не имеют никакого отношения к ортодоксальному иудаизму, а зачастую даже настроены враждебно к религии.

Вот от этих двух посылок давайте оттолкнемся в нашей попытке рассмотрения многообразия еврейской идентичности в рамках мессианского движения.

До совсем недавнего времени существовали только евреи-христиане, которые теряли свою связь с еврейским народом. Они пытались максимально ассимилироваться в среде своего проживания. Эти евреи определяли себя как русские, французы или шведы, но еврейского происхождения.

1. В этой картине мира первый уровень еврейского самосознания – это возражение против исчезновения евреев во Христе.
Я уверен, что многие евреи, уверовавшие в церквях, прошли через этот период. Но конечно же, я знаю немало евреев-христиан, которые так в нём и остались.

На этом уровне верящие в Иешуа евреи принимают все христианские доктрины, в том числе и теологию отмены смертью Мессии закона для уверовавших. Согласно этому подходу закон по-прежнему не действителен для верующих в Иешуа, но не потому, что Мессия его отменил. Человек осужден и умер по закону (во Христе), и осуждавший его закон больше не имеет над ним власти. При этом еврей остается евреем (по национально-культурному признаку), так же, как женщины и мужчины не теряют во Христе своего пола.
Поскольку закон не отменен, а верующий в Мессию умер для него, то избрание народа Израиля так же никуда не делось. Однако неверие народа Израиля в Иешуа создает целый ряд трудностей, которые, как правило, разрешаются в рамках производных теологии диспенсационализма.

Такие евреи-христиане начинают проявлять интерес к еврейским традициям, но не по религиозной, а по культурной причине, поскольку ощущают потребность выражения своей еврейской идентичности.

Соблюдение заповедей фигурирует в их жизни либо на уровне «христианских ересей», потому что они вдруг зациклились, например, на субботе. Либо как миссионерская идея «вокультуривания», согласно которой каждому народу надо принести Евангелие в обертке его культуры, и евреи тоже заслуживают такого подхода.

Я понимаю, что для продвинутых мессианских ортодоксальных и ультраортодоксальных иудеев это все «детские игры». Но на самом деле, это очень большой прорыв не только в сознании евреев-христиан, но и в мировоззрении христианской церкви. Поскольку 2000 лет во Христе Иисусе не было евреев, а теперь вдруг оказывается, что они есть. Еще и народ Израиля никуда не делся. И это становится для многих настоящим новым открытием.

Некоторых может не удовлетворять такой не радикальный подход. Но реальность такова, что большинство людей не радикальны и тяготеют к консерватизму. Ожидать внезапной массовой радикальной перемены сознания просто не приходится.

Тут надо оговориться, поскольку группа 1 распадается на две.

1.1 — это евреи-христиане, положительно рассматривающие иудаизм, хотя и критикующие его за неверие в Христа.

1.2 — это евреи-христиане, настроенные агрессивно против иудаизма.

В Израиле такие «мессианские» христианские общины, как правило, крайне агрессивны по отношению к традиционному иудаизму по разным причинам. Иногда это происходит как «плата той же монетой». Ведь многие сталкиваются с очень не красивым и даже преступным поведением в свой адрес со стороны ортодоксальных евреев.

Другая причина — нежелание многих евреев, особенно молодых, соблюдать заповеди.

Евреи либерального толка уже изначально настроены резко отрицательно к иудаизму, поэтому, когда они присоединяются к такому «мессианскому» движению, они находят себя.

Многим не нравится именно раввинистический иудаизм. Среди таковых есть и выходцы из ортодоксальных семей. По этим же причинам они пополняют и группу 3.

2. Второй уровень еврейского самосознания я называю «теоретическим иудаизмом».

Это огромная часть мессианских евреев, которые согласны, что ни Синайский завет, ни Тору никто не отменял, что умирает во Христе не весь верующий, а его греховная плоть, которая и мешала ему любить и исполнять святую и духовную Тору, а это означает, что заповеди надо соблюдать.

Но, с одной стороны, им тяжело перестроиться, потому что их среда никак этому не способствует. А с другой – они подвержены инерции. Живут так, как привыкли, а не так, как декларируют. Они не вели еврейский образ жизни с детства, их некому учить, а если это не евреи по Галахе, то они не смогли пройти гиюр, потому что их или не взяли, или выгнали, или они сами не пошли, зная, что все равно не пустят. А по определению самообразование далеко не всем под силу.

Иными словами, им никто не помогает перестроиться. Вокруг них такие же, как они, – говорящие, но ничего не предпринимающие. Их жизнь тоже мало способствует соблюдению. Они много работают, живут далеко от своих общин. Они нарушают одни заповеди и стесняются начинать исполнять другие, например, не носят кипу и цицит, потому что в Шаббат вынуждены ездить на машине, а снимать и потом снова одевать им кажется простым лицемерием. Они обычно с радостью начинают исполнять какие-то простые вещи, вроде зажигания свечей, встречи и проводов Субботы. В Израиле они соблюдают кашрут, потому как это не требует особых усилий.
3. Третий уровень – «мессианский караимизм» разной степени тяжести.

Это мессианские евреи, которые на сто процентов согласны, что надо соблюдать Тору. Но они не согласны с интерпретацией раввинистического иудаизма.

Из-за того, что своей традиции у них нет, на практике они часто похожи на группу 2. Хотя ставить их в один ряд неверно. Это люди, которые принципиально не согласны с существующей традицией, и предпочли бы следовать более простой, буквальной и рациональной Галахе. Поскольку такой Галахи нет, то они поступают, как им кажется правильным. Они нередко агрессивно настроены к раввинистической традиции. Как ни странно, в этой группе встречаются выходцы из ортодоксального иудаизма.
Это достаточно большая группа, в нее попадают и многие из еще не рассмотренной группы 4, потому что различные сомнения в самом подходе к формированию Галахи посещают и их.

4. Ортодоксальный (или ультраортодоксальный) мессианский иудаизм.

Это собственно обычный раввинистический иудаизм с верой в то, что Иешуа — Мессия. Он очень неоднороден.

Во-первых, есть пришедшие к вере в то, что Иешуа – Мессия, внутри еврейского образа жизни. Большинство таких людей верит тайно, просто продолжая вести обычный ортодоксальный образ жизни.

А вот пришедшим извне труднее по многим вышеприведенным причинам. И ситуация толкает таких мессианских двигаться в сторону традиционной синагоги, где самая большая проблема состоит в том, что приходится скрывать свою веру в Иешуа. Зато вопросы Галахи решаются сами собой.

Все 4 группы – результат произошедшей внешней перемены ситуации, и все они, на мой взгляд, так или иначе существуют, хотя и не признают этого, внутри какого-то общего движения, связанного с пробуждением еврейского самосознания и направленного против еврейского самоотрицания в контексте веры в Мессию Иешуа.

Руководитель мессианской общины Сергей Конторович Тель Авив

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...