Иакова 5 глава

709 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
(Иак.5:1-6)

Иаков посвящает значительную часть своего письма обличению богатых людей.

Если бы это не было для него актуально, вряд ли он бы писал об этом.

Возможно, что он обращается к определенной группе люде, которые несправедливо «отодвинули» своих рабочих, которые работали на них. Он говорит: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов…» Вполне возможно, что в его общине были те люди, которые попали под эту несправедливость… И он, как пастух своей общины, не мог не реагировать на эту несправедливость.

Множество пророков обличали богатых евреев в свое время. Когда те обогащались, а другие беднели; тем более больше, когда богатые мнили себя вершителями судеб.

4 Слушайте это вы, что поглотили бы бедных и погубили бы нищих страны,
5 (Вы), говорящие: «Когда же пройдет новолуние, и мы сможем продавать хлеб! И суббота, чтобы открыть нам житницу, чтобы сделать эйфу поменьше, а шэкэль — побольше и исказить (вес на) весах обмана,
6 Чтобы за деньги покупать бедняков и нищих — за (пару) сандалий, а высевки хлебные — продавать.
7 Клялся Господь мощью Йаакова: если забуду Я навеки все деяния их,
(Ам.8:4-7)

Иаков реагирует на жизненные проблемы своего народа, подобно тем пророкам прошлого, которые также реагировали на это в свое время.

Он говорит об этом, употребляя жесткие эпитеты по отношению к богатству таких людей.

«плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас»

Рыдать – это очень ярко выраженное определение, говорящее о криках. «ололЮдзонтэс» — издавать крики (скорби), кричать.

«Вот рабы Мои возликуют в веселии сердца, а вы кричать будете от боли сердца и от сокрушения духа зарыдаете» (Ис.65:14)

Тем самым Иаков даже не сомневается, что за подобный обман людей настигает суд Всевышнего. И конечно же, те к кому он обращался, знали, что есть Судья. Но порой, из-за любви к наживе, этот страх притуплялся. И Иаков пытается достучаться до «зарытого» в их сердце, этого знания. Знайте, что Господь Бог не оставит этого просто так. И это не угроза, это факт. Закон воздаяния, «мера за меру» (мидда ке-негед мидда). Справедливую награду Божью за добрые дела и справедливое возмездие за прегрешения.

Тем более, Тора строго заповедует:

«Не обирай ближнего твоего и не грабительствуй, и не задерживай у себя на ночь заработка наемника до утра» (Лев.19:13)

וְלֹ֣א תִגְזֹ֑ל לֹֽא־תָלִ֞ין פְּעֻלַּ֥ת שָׂכִ֛יר אִתְּךָ֖ עַד־בֹּֽקֶר …

Рав Нафтали-Герц Визель в своем комментарии «hа-беур пишет»:

Всякий раз, когда написано ,פעולה речь идет о совершении того или иного дела – благого или дурного. И для того, чтобы усилить вину, здесь сказано פעולת שכיר. Иными словами: этот бедняк сдал себя в наём, чтобы исполнить работу для хозяина с целью прокормить себя и своих домочадцев, как объясняется в «Дварим»: «…ибо он беден и её [этой платы] ждет душа его…» (24:15).

Наниматель должен работнику не только деньги, которые он не выплатил вовремя. Он грабительски присвоил себе весь физический труд наемного рабочего, все его старания в поте лица.

Талмуд в «Бава меция» (112а):

«Из-за чего это он взобрался по лестнице и привязал себя к дереву, подвергая жизнь свою смертельному риску, как не из-за платы?»

Рамбан говорит:

Согласно буквальному смыслу, значение слов: «В тот же день отдай плату его…», становится ясен в свете сказанного в Торе: «…Не задержится на ночь плата наемника у тебя до утра» («Ваикра», 19:13). Ибо Писание, как правило, говорит о явлении наиболее распространенном, а работника обычно нанимают на один день. Вечером же он уходит [от своего нанимателя, заканчивая работу] до захода солнца, и Писание повелевает расплатиться с ним в тот самый день, сразу по завершении работы, «…до захода солнца…», чтобы за эти деньги он успел купить себе, своей жене и сыновьям еды прокормиться на ночь. Ибо он беден, как и большинство наемных работников, и нанимателю своему он вверяет свою душу, с тем, чтобы купить пропитание для подержания своей жизни. Поэтому стих Торы: «…Не задержится на ночь плата наемника у тебя до утра», учит нас тому, что наниматель должен расплатиться с ним в тот самый день. Ведь если он не расплатится с наемником сразу же по завершении его трудов, то деньги останутся у него до утра, и отправится тот домой ни с чем и помрет ночью от голода. И так же сказано в «Шмот»: «Ибо она единственный его покров, одеяние тела его, на чем ему спать?..» (22:26)

Иаков продолжает: «вы собрали себе сокровище на последние дни»

Возможно, когда он писал эти строки, он вспоминал историю, рассказанную Учителем:

15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
(Лук.12:15-21)

Несмотря на огромные богатства, богатые тоже умирают и все что от них остается – это место на кладбище. Разве кто-то, за всю историю человечества смог унести с собой их состояние?

Давайте вспомним пример , хотя бы из нашей недалекой истории, известного певца Элвис Пресли.

Мало кто знает, что певец “знал Библию от корки до корки и был очень религиозным человеком”.
Но это не помогло ему стать тем, кем он мог бы стать если бы посвятил Богу всецело свою жизнь.

Сэнди Ферра, одна из первых девушек Пресли, утверждала, что Элвис очень любил христианские гимны. “Во время наших свиданий у нас дома он мог просто сесть за пианино и петь, аккомпанируя себе, известные евангельские песни”

Он был богатым человеком, но умер от передозировки наркотиков. И где его душа? А где его состояние, которое он заработал за свою пятидесятилетнюю жизнь?

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Неважно насколько человек богат, если он грабит своего ближнего – это очень тяжелый грех против Бога.

«Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак.5:5)

Иаков говорит, что можно наслаждаться таким наворованным богатством, но тем самым вы подобно животным, которые откармливаются специально для заклания; вы будете закланы. Или другими словами, как скот которого который растят для убоя – так же и с вашей жизнью.

«Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам» (Иак.5:6)

Здесь не совсем ясно, что имеет ввиду Иаков.

Возможно он говорит об Иешуа, которого убили в принципе из-за зависти и боязни потери власти. Так как потеря власти влечет за собой потерю богатства, связанные с этой властью.

А возможно Иаков имеет ввиду и самих богатых людей.

Как мы уже говорили ранее о принципе «мидда ке-негед мидда». Но он имеет и другую «сторону медали» — награду Божью за добрые дела.

И как в те времена, так и сегодня, признавалось аксиомой, что Бог вознаграждает праведных, даруя им процветание и благосостояние, и наказывает грешников разорением и гибелью.

И богатые богатея, даже возможно, где-то помогая бедным, думали, что Всевышний воздаёт им за их праведность. Но Иаков говорит, что, поступая несправедливо к своим работникам, они убили своими делами и осудили всякую праведность.

Убили праведного; в смысле, что их праведность уже умерла.

Затрагивая концепцию воздаяния воздаяние за праведность, я не могу не сказать, что параллельно с этим, в то время, развивалась и другая концепция, концепция нематериальной награды.

«Авот де-рабби Натан» приписывает возникновение двух сект — саддукеев и боэтусеев деятельности двух учеников Антигона из Сохо — Цадока и Боэтуса, которые пришли к отрицанию доктрины воздаяния, истолковав в этом смысле знаменитое изречение своего учителя: «Не будьте подобны рабам, прислуживающим своему господину с целью получить вознаграждение, но будьте подобны тем, кто прислуживает своему господину бескорыстно, и да будет страх Божий на вас» (Авот 1:3)

И именно эта концепция, стала доминировать в последствии в иудаизме.

Дальше Иаков обращается к братьям говоря, что

7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
8 Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
(Иак.5:7-11)

Он говорит о долготерпении в страданиях.
Он дает надежду, ободряя, что несмотря на то, что Всевышний допускает страдания в нашей жизни, но это однажды все закончится. Тем более, когда Господь начнет править всем.

В пример он приводит всем известный пример – Йова.

Нет на страницах Танаха человека, который пережил подобную боль, но был вознагражден за свою преданность Богу.

И даже если кто-то из паствы Иакова и страдает от беззакония богатых, или страдает по другим причинам. Иаков говорит, что «Господь весьма милосерд и сострадателен… Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши… И не сетуйте, братия, друг на друга…»

Это все закончится милосердным воздаянием Всевышнего в вашей жизни.

«Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению» (Иак.5:12)

Иаков уже затрагивал подобную тему чуть ранее в своем письме.

Говоря о практической праведности, Иаков говорит о клятвах. И это очень важная часть нашей повседневной жизни.

Позиция иудаизма в этом вопросе становится понятной из следующего высказывания Талмуда: Пусть твое «да» будет «да», а твое «нет» будет «нет». Тот, кто не привык держать данное слово, совершает столь же тяжелое преступление, как и нарушение запрета поклонения идолам. Тот, кто говорит неправду, лишается возможности находиться там, где происходит раскрытие Божественного Присутствия.

Разрешая давать обеты и клятвы, Тора не считает их произнесение желательным:

«Но если ты воздержишься от обетов, то не будет на тебе греха» (Дварим, 23:23).

«Не торопись устами своими, и пусть сердце твое не спешит произносить что-либо пред Богом… Лучше обета не давать, чем дать и не исполнить. Не давай устам твоим вводить в грех плоть твою» (Екклесиаст, 5:1,4).

Мудрецы, жившие в эпоху танаим, говорили: «Не привыкай давать обеты».

Шмуэль, мудрец, живший в Вавилоне, говорил: «Тот, кто дает обет, называется злодеем даже в том случае, когда он исполняет его».

Во времена Мишны произнесение обетов считалось дурной привычкой и признаком плохого воспитания.

Частое произнесение обетов и клятв считалось позором не только для самого человека, но и для его родителей.

Как, наверное, вы уже знаете, уже несколько веков во всех общинах мира принят обычай начинать молитву «Коль нидрей» в Йом-Кипур, со снятия обетов, обещаний и клятв со всех членов общины. Однако в число этих клятв, обещаний и обетов не входят обязательства по отношению к другому человеку — они могут быть сняты с того, кто дал их, только с согласия второй стороны. «Коль нидрей» также не может освободить человека от клятвы, произнесенной им в суде публично.

Это все показывает нам, что произнесения клятвы (обещания) считалось и считается до сих пор серьезной делом перед лицем Всевышнего.

13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
17 Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.
18 И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. (Иак.5:13-18)

Несмотря на то, что в сегодняшнем иудаизме моментальное исцеление является скорее исключением, чем правилом. Как мы знаем из книг Нового Завета – это было нормальное явление мессианской эры.

И хотя Иаков здесь говорит скорее всего о постепенном восстановлении больного.

И он дает несколько условий для такого восстановления

Это признание греха перед старейшинами общины, помазание маслом и усиленной молитвы веры.

Все это было нормальным явлением первой практики мессианской общины его времени.

Исповедание само по себе не несет исцеляющей силы. Важно было, что человек открывая тайные вещи, за которым последовала болезнь, тем самым говорил, что он встал на путь исправления. Важно не только слово, но само исправление этого человека.

В библейские времена человек сначала произносил «видуй» (исповедь), а только затем приносил жертву. Жертва не могла ничего сделать с не исповеданным и сокрытым грехом. И Иаков говорит, что признание перед Всевышним и перед старейшинами означает желание человека изменится и исправится.

Сегодня исповедание признано только перед Всевышним. Практика исповедания перед старейшинами исчезла из иудаизма. Хотя, как мы видим из этого послания – это было нормой того времени.

Также, уже ближе к нашему времени, в кругах каббалистов-аскетов 16 в., последователей Лурии, был такой обычай — исповедоваться друг перед другом.

Помазание маслом в библейские времена, также было не просто обрядом, неким шоу, как это часто представляют сегодня, ведь оливковое масло было медицинским средством.

«С ног до головы нет в нем здорового места: (то) рана, (то) ушиб, то гнойная язва; не выжаты они и не перевязаны, и (ни одна) не смягчена маслом» Ис.1:6

Масло в древней медицине имело важную составляющую.
Из-за её способности передавать информацию.
И если говорить образно. Грех как препятствие для прохождения Божественного света через человека, мог блокировать его (свет) в какой-то части тела и естественно из-за этого могла возникнуть определенная болезнь. И когда маслом обрабатывалась больная часть тела, то масло помогала понять причину этой болезни.

Ведь посмотрите на слова, близкие по значению к слову «масло» (шемен) слова — это «шем» (имя), «шема» (правльная оценка), «шемед» (тотальное уничтожение) «сама» (возложение), «самах» (радость), «шамат» (уничтожение, удаление), «шама» (слышание), «шамар» (страж).
Таким образом, «видуй» человека вскрывал корень болезни, а масло «отсекало» этот корень. И молитва веры помогала человеку восстановится после этой болезни.

И главной целью таких молитв Иаков говорит дальше:

19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. (Иак.5:19,20)

Это важная часть учения Иакова – сойти с ложного пути и жить праведно перед Богом и людьми.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...