Хаей Сара — Берешит ( Бытие) 23:1-25:18

1 726 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

גֵּר־וְתוֹשָׁ֥ב אָנֹכִ֖י עִמָּכֶ֑ם תְּנ֙וּ לִ֤י אֲחֻזַּת־קֶ֙בֶר֙ עִמָּכֶ֔ם וְאֶקְבְּרָ֥ה מֵתִ֖י מִלְּפָנָֽי׃

«Я у вас пришлец и поселенец; дайте мне в собственность [место] [для] гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих» (Быт.23:4)

Он обращается к сынам Хета.

Это были важные горожане, которые принимали участие в оплакивании Сары.

Здесь Авраам упоминает, что он — גֵּר־וְתוֹשָׁ֥ב (гер вэТошАв)

Гер — это человек, который проживает в данном месте временно.
Тошав — это постоянный житель.

Следовательно, гер вэТошАв — это человек живет постоянно на этой земле, но у него нет права владеть земельным наделом и так же имуществом. Т.е. его имущество и земля, на которой он живет, принадлежат племени, которое его принимает.

Подобное говорит и Всевышний Своему народу относительно их земли.

«Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев.25:23)

Вы не можете продавать землю навсегда, потому что вы на правах «герим вэ-тошавим».

Подобный закон уже существовал в Ассирии и Вавилоне: пришелец, даже на постоянных правах жительства, не имел права владеть землей.

Внимательно читая этот рассказ о покупке земли, вы не найдете ни одного упоминания о покупке.
Все, что вы обнаружите – это слово «дать» (לָתֵת) – латЭт.
В большинстве случаев это слово в Танахе используется, как дать бесплатно. Хотя, конечно есть и случаи, говорящие о покупке.

Почему Авраам использует понятие «дать» (бесплатно)?

Мы знаем, что ему нельзя по закону покупать землю.
Поэтому он пытается обойти закон и просит, чтобы ему землю «дали» – бесплатно, в подарок.

Это похоже на то, как в 3 Царств 21, 1-16 царь Ахав пытается приобрести у Навота его сад: он тоже не просит Навота продать его, а просит поменяться с ним – все по той же причине: Навот не имеет права продавать свою землю кому-то навсегда. Но как можно обойти этот закон? — Можно обменяться или дать бесплатно – подарить!

Авраам пытается обойти этот закон, чтобы получить землю во владение.

В ответ сыны Хета ответили: «послушай нас, мой господин» (в иврите написано в ед. числе) Возможно, это был представитель от всех остальных:

«Сыны Хета отвечали Аврааму и сказали ему: послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей. Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым» (Быт.23:5-7)

Они подчеркивают: (בְּמִבְחַ֣ר קְבָרֵ֔ינוּ קְבֹ֖ר אֶת־מֵתֶ֑ךָ) выбери себе лучшую из наших могил и похорони своего усопшего.

Но здесь есть одна интересная деталь, которую не видно в русском переводе.
מִקְּבֹ֥ר (микбОр) – буква מ играет роль отрицания, и тогда получается так:
«чтобы ты не смог похоронить»; в сочетании с предыдущим отрицанием — לֹֽא־יִכְלֶ֥ה — получается двойное отрицание, которое в русском переводе выглядит следующим образом: «никто из нас не откажет тебе похоронить твоего умершего в своей могиле»;

еще раз, полностью: «никто из нас не откажет тебе похоронить твоего умершего в его (принадлежащей ему, а не Аврааму) могиле» — т.е. по сути, они ему отвечают вежливым отказом, они не готовы ему дать постоянное владение.

И тогда он обращается к עַם־הָאָ֖רֶץ (Ам аАрэц). Дословно: «Народ земли»

Ко времени жизни Иешуа, это словосочетание стало означать простых жителей, фермеров, которые были несведущи в Законе.

«Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Иоан.7:49)

Но в данном месте Писания, это означало тех, кто был в верховном собрании сыновей Хета, которое заседало в Кирьят-Арбе на тот момент.

Хизкия бен Маноах (1250-1310) говорит, что Аврааму нужны были все они (т.е. уполномоченные говорить от имени всего народа), потому что даже если бы Эфрон продал бы ему поле, Авраам все еще не имел разрешения устроить там погребение без согласия всех сыновей Хета.

Чего хочет Авраам?

С одной стороны, чтобы ему дали этот участок земли в подарок.
С другой стороны, он заплатил бы за этот подарок.
Формально это не называется «покупка»: ему дают подарок, а он дает деньги — ведь купить-то он не может!

Эфрон согласен дать Аврааму подарок, но бесплатно.
Более того, чтобы Авраам согласился это, он предлагает ему все поле (и пещера там на краю).
После этого – после того, как Эфрон предложил Аврааму поле – Авраам, что называется, «поймал его на слове»: дальше речь идет о покупке поля в качестве основного объекта сделки.
А пещера, что в поле, с которой все и началось — это как бы приложение к основному приобретению.

Отсюда мы видим, что Авраам использует смерть Сары, для того, чтобы получить здесь постоянное место – ахуза, чтобы удержаться на земле.

Сначала он говорит о могиле, потом – о поле, а потом, в конце, он упомянет также обо всех деревьях, что вокруг поля. И сделка совершается.
Но Авраам, как мы видим, покупает за достаточно высокую цену.
Он купил её за 400 шекелей. В то время это были не монеты. Это была мера веса драгоценных металлов.

В книге Левит 27, 16 приводится стоимость участка земли.

«Если поле из своего владения посвятит кто Господу, то оценка твоя должна быть по мере посева: за посев хомера ячменя пятьдесят сиклей серебра» (Лев.27:16)

Участок, на котором засевается один хОмер, имеет размер примерно 17,28 дунамов (1 дунам = 1000 кв. м.)

Здесь же у нас – 400/50 = 8 хомеров!
Если цена не была завышена, то получается, что Авраам купил участок земли размером порядка 372 м * 372 м (13,8 га) = 600000 амот (талмудическая мера длины)

Для того чтобы вы поняли лучше, 1 га = 10 000 м²

То есть Авраам примерно отдал серебра, как если бы он купил 13,8 га земли.

Но, не смотря на дороговизну и, несмотря на то, что эта покупка была в обход закона той земли, Авраам попытался сделать так, чтобы это поле невозможно было, потом отобрать. Авраам всеми силами пытается пустить корни в той земле, которую Всевышний обещал ему и его потомкам. Он верит, что однажды эта земля полностью станет принадлежать его потомкам. Но, а сейчас, он просто закрепляет, утверждает это, покупкой этой части земли.

От начала 12 главы, главы Лех леха и до «акедат Ицхак» мы читаем о жизни Авраама, о его испытаниях, которые он перенес и о тех обещаниях, которые дал ему Всевышний.
Благословение, которое дал Всевышний Аврааму, и которое затем передавалось от отца к сыну, периодически подтверждалось Всевышним и оно содержит два обещания: земля и потомство.

Но земля и потомство не даруются просто так.
Это зависит от поступков Авраама.
Потомство и земля – это не просто награда Аврааму, а необходимые условия для выполнения его духовной миссии для этого мира.

Я ободряю каждого из нас, верить безгранично обещаниям Всевышнего, потому что все зависит только от Него. Но идти и делать все возможное, что зависит от нас, чтобы воплотить Его обещания в нашей жизни.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...