ТРИ СУДА

ТРИ СУДА
21 июн 2016, 18:54



Когда-то жил в Бердичеве один богатый еврей. Но, несмотря на то, что денег у него было в достатке, он не спешил давать их на цдаку, поэтому по праву считался скрягой.
Когда он умер, работники похоронного братства решили проучить богача и сделать так, чтобы он хотя бы после своей смерти дал пожертвование. Поэтому они сказали родственникам покойного, что готовы похоронить богатого скрягу только при условии, что им заплатят за это в десять раз больше, чем обычно.
Наследники богача не согласились на такое условие, и вскоре весть о том, что еврея не хотят хоронить, разлетелась по всему Бердичеву.
В то время раввином города был известный хасидский праведник рабби Леви-Ицхак. Услышав всю историю с похоронами, он потребовал, чтобы представители похоронного братства выделили для покойного самое лучшее место на кладбище и чтобы с его родственников взяли лишь столько денег, сколько те согласны заплатить за похороны. Более того, рабби Леви-Ицхак попросил сообщить ему, когда состоятся похороны, потому что он сам хочет принять в них участие.
Бердичев - город небольшой, поэтому вскоре уже все жители города знали, что в похоронах скряги будет принимать участие сам раввин. Поэтому к похоронной процессии присоединились все от мала до велика, и богач был похоронен с большими почестями.
После похорон ученики праведника спросили его, за что же богач удостоился таких почестей. Рабби Леви-Ицхак ответил:
«Он трижды приходил ко мне на «суд Торы» и трижды выигрывал его».

Первый суд
Один еврей занимался мелкой торговлей. Он брал деньги у жителей своего местечка, ехал на ярмарку, покупал на эти деньги товары и привозил их в местечко. Благодаря этому ему удавалось заработать несколько рублей себе на пропитание. Однажды, когда он приехал на ярмарку, то обнаружил, что его кошелек со всеми деньгами, которые ему дали, пропал. Начал искать еврей кошелек и не смог найти. Тогда от горя он потерял сознание и упал на землю. Люди, увидевшие это, начали вводить его в чувство, но все было бесполезно. Как только еврей приходил в себя и вспоминал, что потерял чужие деньги, он снова падал на землю без чувств.
В это время на ярмарке находился и бердичевский богач. Увидев, что происходит, он узнал, сколько денег было в потерянном кошельке, вытащил нужную сумму и дал ее еврею, сказав, что он нашел деньги. Тем самым он спас жизнь бедного торговца.
Среди свидетелей случившегося был человек, который в действительности нашел кошелек. Вначале возобладало над ним злое начало, поэтому он решил оставить кошелек себе и не возвращать владельцу. Когда же он увидел, что богач вернул торговцу деньги, исполнив тем самым большую заповедь, -человек, нашедший кошелек, раскаялся и обратился к богачу, желая вернуть ему деньги, истраченные на помощь еврею.
Однако богач отказался взять деньги. «Я исполнил заповедь и не собираюсь ее продавать», - ответил он. Однако человек, нашедший деньги, не успокаивался и продолжал уговаривать богача взять деньги. Тот же не соглашался ни в какую. Тогда они решили обратиться ко мне.
Устроив «суд Торы» и разобравшись во всех подробностях, я признал, что богач прав и может не брать найденные деньги.

[url=Второй суд
Один не очень богатый еврей хотел попытать своего счастья и отправиться на заработки в другой город. Но жена не отпускала его, справедливо замечая, что, если он уедет, ей с детьми не на что будет жить.
Тогда муж сказал ей, что он договорился с городским богачом, что каждый четверг бухгалтер богача будет давать ей деньги на неделю. Услышав это, жена согласилась отпустить еврея на заработки.
Наступил четверг, и женщина отправилась в дом богача, Выслушав ее, бухгалтер лишь рассмеялся, сказав еврей-муж ее обманул, чтобы сбежать из дома. Женщина же начала кричать, что ее муж - честный человек, и, если он сказал ей, что договорился с богачом, значит, так оно и есть.
Услышав крики, богач вышел из своего кабинета, и разобравшись, что происходит, велел бухгалтеру заплатить женщине ту сумму, о которой она говорит, и продолжать выплачивать деньги каждую неделю.
Еврей же, уехавший на заработки, хорошо преуспел в делах и через полгода вернулся в родной город богачом. Только одна мысль тревожила его во время возвращения: «Как его жена и дети жили все это время - он ведь не оставил им ни копейки?»
С тревожным сердцем переступив порог дома, он, к своему удивлению, увидел, что его жена и дети ни в чем не нуждаются. Более того, они встретили его с радостью. На вопрос, как они жили все это время, жена рассказала еврею, что каждую неделю получала деньги от богача, как и было договорено.
Еврей понял, что произошло: богач заботился о его жене без всякого договора, и сейчас, разбогатев, он решил подсчитать, сколько денег его жена получила за эти полгода, и отдать богачу долг.
Придя в дом богача и протянув деньги, еврей был удивлен, поняв, что тот вовсе не собирается их брать. Богач ответил, что он вовсе не одалживал еврею деньги, а просто пожалел бедную женщину и решил помочь ей, дав деньги в качестве подарка. Еврею же было неудобно оставаться в долгу перед богачом. В конце концов, они решили обратиться на «суд Торы» к раввину. Рабби Леви-Ицхак постановил, что прав богач.

Третий суд
Однажды к богачу обратился один еврей с просьбой дать ему ссуду. Он хотел заняться каким-то прибыльным делом, но не имел начального капитала. Тогда богач спросил его, кто может быть гарантом того, что еврей вернет деньги.
Еврей ответил: «Моим гарантом может быть Всевышний, Благословен Он». Такой гарант устроил богача, и он с радостью одолжил еврею деньги.
Человек вложил деньги в дело и через некоторое время сильно разбогател. Тогда он пришел к богачу, чтобы отдать ему долг. Но тот отказался брать деньги.
«Я уже получил назад свою ссуду, - сказал он удивленному еврею, - твой гарант все мне выплатил».
Так как еврей все же хотел заплатить богачу, они обратились к раввину, чтобы тот их рассудил. Рабби Леви-Ицхак снова постановил, что богач прав и может не брать денег.
После этих трех историй все жители Бердичева поняли, насколько праведным человеком был богач, а скрягой он притворялся только из-за своей скромности.
Аlisa
Житель города
Житель города
 
Сообщения: 1891
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 18:44
Re: ТРИ СУДА
28 июн 2016, 20:27



Не совсем притча.

Прекрасная маленькая девочка держала в руках два яблока. В комнату вошла ее мама и мягко, с улыбкой спросила свою маленькую принцессу:

«Милая, ты не могла бы дать своей мамочке одно из двух яблок?».

Девочка в течение нескольких секунд посмотрела на маму, а затем внезапно надкусила одно яблоко, а затем быстро другое.

Женщина почувствовала, как улыбка застывает на ее лице и очень постаралась не показать свое разочарование. Она расстроилась, что ее любимая доченька не пожелала с ней поделиться.

И вдруг девочка протянула одно из укушенных яблок и сказала: «Мама, возьми вот это, оно более сладкое!»

Мораль: независимо от того, насколько вы взрослый, опытный и осведомленный человек, никогда не спешите судить других. Дайте им возможность объясниться. То, что вы видите, может быть очень обманчиво. Часто видя только общую картинку, мы заблуждаемся в истинных мотивах действий другого человека.

Например, те, кому нравится оплачивать общий счет в компании друзей, делают так, не потому что они богаче других, а потому что они оценивают дружбу выше денег.

Те, кто приносят другому извинения после ожесточенного спора, делают так не потому, что они неправы, а потому что они понимают, насколько достойный был оппонент.

Те, кто готов помочь вам, делают так, не потому что они вам должны, а потому что они считают вас своим другом.
Аlisa
Житель города
Житель города
 
Сообщения: 1891
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 18:44
Re: ТРИ СУДА
05 июл 2016, 20:16



Отец отвечает на вопросы ребенка, и оба счастливы в происходящем диалоге. Но вот после очередного вопроса отец вынужден задуматься – как ответить на этот вопрос, чтобы сущность того, что он хотел бы вложить в ответ, вошла в мир ребенка. Он долго молчит, и ребенок начинает беспокоиться:

– Отец, где ты? Почему так долго не отвечаешь мне? Не забыл ты обо мне, погрузившись в собственные мысли?

Отец начинает говорить, но теперь глубочайшая суть его мыслей проникает в ум и сердце ребенка. Вторгается таким потоком, что ребенок становится подобным отцу.

Дети – это мы. Сейчас время молчания.

Когда дух человека объят тьмой, когда ворота для потока кажутся запечатанными, готовьтесь к освобождению.
Аlisa
Житель города
Житель города
 
Сообщения: 1891
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 18:44
Re: ТРИ СУДА
22 авг 2016, 17:21



Жила-была пожилая женщина, у которой было два больших кувшинa. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у неё на плече. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды. В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину.
В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан.
Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине: «Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода.»
Старая женщина усмехнулась: «Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина — нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоём недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому.»
У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
Аlisa
Житель города
Житель города
 
Сообщения: 1891
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 18:44
Re: ТРИ СУДА
23 авг 2016, 19:42



Ты сшей одежду для души, ведь ей неловко...
Её знакомые давно форсят в обновках,
На ком-то шаль из равнодушия с камнями,
На ком-то злоба и двуличие с шипами.
А кто-то платье сшил вечернее из лести,
Кому-то нравится носить наряд из мести,
А ты одета в простоту и состраданье...
Они не в моде и остались без внимания...
Ты в детстве платье из доверия любила.
Твоя душа его с годами износила,
Оно теперь трещит по швам и стало тесно...
Но зло и зависть для души не интересны...
Зачем пытаться не свою носить одежду?
Взамен сомнениям примерь к душе надежду.
Наряд из сплетен, как костюм для маскарада..
.Фальшивых масок на душе совсем не надо...
Пусть лучше совесть, чем пустые обещания...
Пусть лучше платье из любви и понимания,
Чем мини-юбка, что из выгоды пошита...
А лучше душу оставляй совсем открытой...
Души наряд ты не спеши менять по моде.
Чужой совет по стилю вряд ли ей подходит...
Наряды душу, без сомненья, украшают.
Но без души одежда роли не играет...


f72e f72e f72e
Аlisa
Житель города
Житель города
 
Сообщения: 1891
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 18:44
Re: ТРИ СУДА
31 авг 2016, 18:19



Жил на свете человек. Не низок не высок, но душа у него была с самого высокого верха – часть Всевышнего, в самом деле.

И была эта душа чистая и легкая. Не было на ней ни пятнышка.

Бежала как-то мимо Мышка-Лашонарушка. Тук-тук – постучалась. Нет ответа. Никто ее не привечает, внутрь не зовет. Вошла Мышка-Лашонарушка внутрь и стала там жить.

Проскакала мимо Лягушка – пустая Болтушка. Постучала и спрашивает:

– Кто-кто в душе живет? Кто-кто в высокой живет?

– Я – Мышка-Лашонарушка. А ты кто?

– Я – Лягушка – пустая Болтушка. Пусти меня пожить!

– Заходи, места хватит.

И стали они жить вдвоем.

А на душе стало видно пятнышко. Темное, но заметное.

Бежал мимо Зайчик – за глазами побегайчик. Постучался и спрашивает:

– Кто-кто в душе живет? Кто-кто в высокой живет?

– Я – Мышка-Лашонарушка.

– Я – Лягушка – пустая Болтушка. А ты кто?

– А я – Зайчик за глазами побегайчик! Пустите меня пожить!

– Заходи, места хватит.

И стали они жить втроем. А на душе стало темнее и тяжелее.

Бежала мимо Лисичка-Хитрючка. Постучалась и спрашивает:

– Кто-кто в душе живет? Кто-кто в высокой живет?

– Я – Мышка-Лашонарушка.

– Я – Лягушка – пустая Болтушка.

– А я – Зайчик за глазами побегайчик! А ты кто?

– А я – Лисичка-Хитрючка! Пустите меня пожить!

– Заходи, места хватит.

И стали они жить вчетвером. Душе еще темнее и тяжелее стало.

Бежал мимо Волк – дающий под проценты в долг. Постучался и спрашивает:

– Кто-кто в душе живет? Кто-кто в высокой живет?

– Я – Мышка-Лашонарушка.

– Я – Лягушка – пустая Болтушка.

– А я – Зайчик – за глазами побегайчик!

– А я – Лисичка-Хитрючка! А ты кто?

– А я – Волк – дающий под проценты в долг. Пустите меня пожить!

– Заходи, места хватит.

Душе стало совсем плохо и темно. Ой-ей-ей! Что будет?

Идет мимо Дов-Йецер а-тов. Постучался и спрашивает:

– Кто-кто в душе живет? Кто-кто в высокой живет?

– Я – Мышка-Лашонарушка.

– Я – Лягушка – пустая Болтушка.

– А я – Зайчик за глазами побегайчик!

– А я – Лисичка-Хитрючка!

– А я – Волк – дающий под проценты в долг. А ты кто?

– А я – Дов – Йецер а-тов. А ну-ка освобождайте-ка душу, вы, мелкие пакостники!

Взял душу обеими руками и потряс ее как следует. Тут все Лашонарушки, пустые Болтушки, зайчики-Побегайчики, Лисички-Хитрючки, Волк-дающий под проценты в долг – все разбежались кто куда. А душа снова стала чистая, легкая и высокая.



penguin penguin penguin
Аlisa
Житель города
Житель города
 
Сообщения: 1891
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 18:44
Re: ТРИ СУДА
03 сен 2016, 20:06



Счастье стучалось в каждую дверь. Оно давало надежду всем людям: печальным и веселым, подавленным и смеющимся, энергичным и лишенным фантазии. Оно внушало: «Послушайте, ищите меня не вокруг себя, а внутри себя».
Большинство людей не понимали языка счастья. Они ожидали, что счастье войдет в их жизнь с громоподобным грохотом. Но счастье любит тишину. Оно скрытно и проявляется почти неощутимо в изгибах жизни и в простых деталях бытия.
Аlisa
Житель города
Житель города
 
Сообщения: 1891
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 18:44
Re: ТРИ СУДА
11 сен 2016, 17:20



Жил где-то на востоке почтенный и уважаемый еврей, деливший время между торговлей тканями и учебой Торы. Он также немало сил тратил на воспитание своих детей. А они, возмужав, заводили свои семьи и свои дома.
Случилось, что жена старика, покинув его, отправилась в лучший мир. Грустно и одиноко сделалось еврею, привыкшему, что дом полон детских голосов и топотом их ножек. И он перебрался жить к старшему сыну, где этого добра хватало с избытком. Правду сказать, немного хлопот было от старика. Ел он, что и все, только вдвое меньше, ухаживал за деревьями в маленьком саду, читал святые книги и шепотом напевал Псалмы, а после короткого сна шел в синагогу.

Была у него своя комната, куда забегали внуки после школы, и дед повторял с ними уроки, объясняя Хумаш или Мишну. И, конечно, он проходил с ними 613 заповедей, которые, не скупясь, подарил нам Всевышний. Заповедь "кибуд ав ва-эм", почитания родителей, там тоже была.

Вот о ней-то и пойдет у нас речь. Обычно этот еврей не докучал сыну просьбами, но вот однажды случилась особенно холодная зима, и почувствовал старик, что холодно ему спать под одним одеялом. Сказал он об этом сыну, который, кстати, был ювелиром. Вставляя жемчужину в ямку на золотом кольце, тот крикнул одному из детей:

- Полезай на чердак, и в углу найдешь не совсем новое одеяло. Возьми его и принеси в комнату дедушки!

Внук мигом принес лестницу и своими молодыми глазами быстро отыскал в темноте нужную вещь. Но когда он взглянул на нее при свете дня, то ахнул: он держал в руках старую дерюгу, которая, может и годится, чтобы прикрывать ослицу во время родов, но мало подходит для пожилого человека, знатока Гемары и других святых книг.

- Ну, что же ты медлишь? – крикнул отец. – Закончи это дело, и потом нарежь щепок для растопки!

Мальчик не знал, как ему быть. Заповедь почитания родителей не разрешает делать отцу замечание, а дарить любимому дедушке драную тряпку он тоже не мог и не хотел.
Но недаром этот смышленый ребенок был в своем классе одним из лучших. Взял он большие ножницы, разрезал "одеяло" на две равных половинки и показал их отцу.

- Зачем, почему? – воскликнул отец. – Что за странная фантазия пришла тебе на ум?

- Одна половинку, я сейчас отдам деду, - обьяснил мальчик. – А вторую спрячу до лучших времен. Ведь когда-нибудь ты состаришься, и тоже попросишь у меня одеяло. А оно уже лежит наготове! Смотри, какая славная вещица!..

- Ах, глупый мальчик, почему ты так решил? – поднял брови отец. – Теперь я вижу, что от времени это одеяло совсем скукожилось. Пожалуйста, отнеси его обратно на чердак. А дедушке дай большое одеяло из верблюжьей шерсти, что лежит в комнате для гостей!

Мальчик так и сделал. Этой ночью старик не ворочался от холода. Ему снился замечательный сон: как он танцует на свадьбе у своего любимого внука.
Аlisa
Житель города
Житель города
 
Сообщения: 1891
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 18:44
Re: ТРИ СУДА
26 сен 2016, 10:43



[У Ребе Цемах Цедека был хасид, который занимался тем, что продавал богатым помещикам зерно для посева. Дело это было прибыльное, но требовало большой точности и осторожности. Раз в год, по весне, он встречался со своими клиентами в одной корчме, привозя туда больше сотни телег, груженых мешками с отборным зерном. Помещики платили, не скупясь, но был у них с евреем такой уговор: если он промедлит, подведет какого-то заказчика, то не только денег не получит, но и сам должен будет уплатить большой штраф.

Однако уже многие годы дело шло без сучка и без задоринки. Помещики и еврей расставались, довольные друг другом. Однажды, когда он был в Любавичах и пришел на ехидус, Ребе Цемах Цедек сказал ему:
- Есть такая строка в Псалмах: «С радостью выходят...» Знай, что с помощью веселья можно выйти из любой беды...

Что ж, хасид намотал это на ус, но дела его, благословение Всевышнему, шли, как всегда, хорошо. Вот вновь погрузили мужики зерно на его телеги, и он во главе этого скрипучего каравана отправился на встречу с помещиками. Полчаса езды оставалось до той корчмы, когда вспомнил хасид, что он не приготовил зерно одному из главных своих заказчиков и сейчас появится перед ним с пустыми руками. Мало того, что придется платить большой штраф, его репутация исправного поставщика лопнет, как мыльный пузырь. И остальные помещики тоже могут сказать «фе!» и начать заказывать другому...

Хасид схватился за голову и застонал. Его счетовод спросил, в чем дело и, когда узнал, начал стонать тоже. Так вот они ахали и крякали, трясясь в коляске на ухабах. Потом вдруг хасид запел веселый нигун. Счетовод выпучил глаза, а хозяин его, будто рехнувшись, продолжал распевать аж до самой корчмы. Вокруг нее уже раскинулся целый табор карет, колясок и телег. Хасид сказал хозяину корчмы:

- Ты всегда делаешь отменный пунш. Свари его на этот раз покрепче!

И вот, веселый, с белым лицом, он сидит с помещиками, обсуждая погоду, урожай, цены на то и на се. Но дела на сухую не делаются, по крайней мере, в России. Поэтому гости оживились, когда прислужник в белом переднике внес кастрюлю с горячим пуншем. Выпили, понравилось, выпили еще, а дальше уже как сани с горы покатились. Часа через два помещики заплетающимися языками сказали хасиду, что сейчас уже поздно заниматься подсчетами, тем более, что цифры с пудами и рублями перед глазами пляшут. «Завтра, слышишь, Мошке?»

Ночью пошел сильный ливень, зерно в телегах намокло и стало негодным для посева. Бледный пуще прежнего, хасид продолжал напевать веселый нигун себе под нос - сквозь стиснутые зубы. А помещики, впав в лирику после вчерашнего возлияния, сказали ему такие слова: «Слушай, Мошке... Ты не виноват. Это мы виноваты, что не взяли у тебя зерно и не развезли его по амбарам. А коли так - вот тебе все деньги сполна. И через год - в тот же день, на том же месте...»

На обратном пути ухабов на дороге не было, коляска, где сидели два еврея, катилась по розовому облаку. Счетовод ерзал, кряхтел, потом не выдержал:
- Хозяин, скажите, в чем секрет? Как вам удалось так ловко провернуть все дело?

Хасид помолчал, вздохнул, потом ответил:

- Откуда мне было знать, что пойдет дождь, откуда было знать, что они согласятся вернуть деньги?.. Никакого плана, поверь, не было. Просто Ребе велел мне быть веселым и обещал, что тогда я выйду из любой беды. Вот я и старался быть веселым - пел нигуним изо всех сил. Но помещики нигунам не обучены, вот я и заказал для них пунш - пусть тоже повеселятся вместе со мною. А дальше все вышло так, как велел Б-г...

И он замолчал. А счетовод запел.

Эзра_Ховкин #Сказки_для_взрослых_
Аlisa
Житель города
Житель города
 
Сообщения: 1891
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 18:44
Re: ТРИ СУДА
19 окт 2016, 20:36



f72e

Попросили однажды ученики рабби своего, Бешта (Баал, Шем Това),
чтоб показал он им нечто такое, чего они еще не видели.
Согласился он, но с условием, чтобы они не смеялись. И пообещали
ученики, что не станут смеяться. Чтобы ни случилось.

И показал он им одного бедняка, который в канун Субботы стоял и
молился с величайшим воодушевлением и восторгом. Сказал Бешт
ученикам:
- Ступайте за ним и наблюдайте, как он будет вести себя дома.

Посмотрели ученики на него; беднее некуда, одежда рваная,
заплатанная, а на молитве стоит так, будто дом у него - полная
чаша, и на лице ни следа печали или уныния. Окончив молитву,
отправился бедняк радостный домой, а ученики рабби - тихонько за
ним следом.

Приходит этот человек к себе в дом, а там встречает его жена,
одетая в лохмотья и босая. В доме горят свечи - такие тоненькие,
что от них и света почти нет, вся комната погружена в дым и
полутьму.

Поздравил бедняк жену свою с наступлением Субботы и говорит ей:
- Жена моя возлюбленная, подай мне все, что нужно для кидуша.

Взяла женщина два черных хлебца и положила их на стол. Произнес
бедняк:
- Мир вам..., - и так далее, голосом взволнованным и ликующим.

Потом простер руки и благословил хлеб. И сказал жене:
- Женушка, принесика рыбу, что ты приготовила в честь Субботы.

А у нее, бедной, ничего, кроме чечевицы, не было, вот она ее и
подала, говоря:
- Вот тебе рыба.

Стал бедняк есть чечевицу, словно это изысканнейшее блюдо,
приговаривая:
- Ах, до чего ж хороша эта рыба, просто объедение.

Поев рыбы, запел бедняк субботние песни, торжественно и радостно.
Потом обратился к жене:
- Любовь моя, принесика суп, что ты приготовила к субботней
трапезе.

Принесла женщина еще чечевицы, поставила на стол и сказала:
- Вот суп, кушай на здоровье.

И стал бедняк есть в превеликом удовольствии, напевая какой он
вкусный, какой замечательный, этот суп! И снова обратился он к
жене: - А теперь неси мясо, - и снова принесла она немного
чечевицы.

Так несколько раз просил он разные блюда, и каждый раз подавала
она чечевицу, а он ел с такой охотой, словно перед ним и впрямь
стояли лакомые блюда. Кончив есть и благословив трапезу,
обратился он к жене вновь Возлюбленная жена моя, а теперь пойдем
потанцуем - порадуемся вместе святой Субботе, во имя Неба.
Послушалась его жена, и пустились они в пляс - босые, но веселые
и довольные.

Тут уж не выдержали ученики и громко расхохотались. Упрекнул их
Бешт:
- А ведь предупреждал я вас, чтоб вы не смеялись. Знайте же, что
бедняк этот угоден Господу, благословен Он. Ибо в очах Господа,
благословен Он, не тот счастлив, кто вкушает изысканные яства, а
тот, кто счастлив в сердце своем. Вот почему этот человек так Ему
важен и дорог.
Аlisa
Житель города
Житель города
 
Сообщения: 1891
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 18:44
Re: ТРИ СУДА
31 окт 2016, 15:00



РОКОВАЯ ТАБАКЕРКА


Богачи обычно старались купить себе место в синагоге у восточной стены, поближе к Иерусалиму. Однажды один из таких, назовем его Залманом, достал после молитвы табакерку и стал предлагать соседям угоститься понюшкой табака. Был тогда обычай нюхать табак.

Табакерка была дорогая, табак дорогой. Соседи, тоже люди весьма почтенные, охотно угощались. Известно, что бедняки страдают острым зрением. Один из них, по имени Бенцион, место которого было у входной двери – сторожить сквозняки, протолкался к Залману. Захотелось ему тоже понюхать дорогой табак. То ли взгляд у Бенциона был слишком голодный, то ли руки показались нечистыми, но Залман захлопнул табакерку перед самым его носом. И Бенцион, чуть понурив голову, вернулся к двери, к своим сквознякам.

Наверное, небо в тот день сияло звездной чистотой, и весь мир был виден сверху донизу. Души праведников, заседавшие в Верхней Ешиве, собрались на совет и постановили, что счастье Залмана должно перейти к Бенциону. А владельца табакерки надо вычеркнуть из списка богачей. Пусть поймет, что понюшка табака положена каждому. Пусть узнает, каково месить дорожную грязь дырявыми сапогами...

С того дня дела Бенциона пошли в гору. За что он ни брался, все шло без убытков, с хорошей прибылью. А Залман убедился, что каменные склады, набитые товарами, и кошельки с червонцами могут стать похожими на воду – протечь между пальцев. Он обеднел, и дошло дело до того, что бывший богач стал ходить от крыльца к крыльцу просить недову – подаяние.

Зная его прошлое, жители давали ему немного больше, чем остальным. Залман очень дорожил этим «немного». Хоть какой-то след остался от прежних дней.

Однажды он пристал к компании нищих, которая бродила по разным городам, и воля Всевышнего привела их в столицу Бешта, местечко Меджибож. В синагоге рабби Исроэля было правило: габай давал каждому нуждающемуся скромное подаяние, а если тот требовал еще, то шли просить разрешения у Бешта. Здесь как раз так и вышло: все нищие с благодарностью приняли несколько медных монет, а Залман отказался, доказывая, что ему как бывшему богачу полагается больше.

– Что ж, тогда тебе придется подождать, пока я доложу рабби Исроэлю, – сказал габай.

– И подожду. Мне спешить некуда.

Дело обернулось так, что габай зашел к Бешту вместе с Залманом. Разговор зашел о том и о сем, пока привередливый нищий не рассказал о своей несчастной судьбе и о напрасных стараниях вернуть прежний достаток. Баал-Шем-Тов вздохнул:

– Во всем виновата твоя табакерка...

Когда Залман узнал, в чем дело, он стал бегать по комнате, стонать и плакать. Проклинал он свою гордость, проклинал дурацкую привычку нюхать табак. А потом спросил у рабби Исроэля, можно ли как-то исправить дело. Бешт снова вздохнул:

– Только одна вещь может помочь тебе: если ты придешь к Бенциону, попросишь понюшку табака, а он захлопнет табакерку у тебя перед носом. Тогда все станет так, как было раньше...

Залман посмотрел в глаза праведника и понял, что это действительно его последний шанс.

Он вернулся в родные места. Он не спешил идти к Бенциону, а выжидал удобного часа. То есть, вернее, самого неудобного, когда тому меньше всего захочется угощать табаком бродягу в лохмотьях.

И такой час настал. Бенцион выдавал дочку замуж, гости стекались к нему со всех сторон. И для нищих, как водится, был приготовлен стол, заставленный обильным угощением. Залман занял за ним место, готовясь к прыжку, как тигр...

На еврейских свадьбах только нищие едят спокойно. Дело в том, что музыканты – скрипка, две трубы и барабан – стараются так, словно хотят разогнать всю тьму галута. И у гостей от этой музыки начинают гореть подметки, и ноги сами пускаются в пляс. Дождался Залман, когда отец невесты вместе с одним из родичей вскочил на стол и стал отплясывать среди вилок и стаканов. И тогда он подошел, дернул Бенциона за полу сюртука и, как ни в чем не бывало, попросил у богача понюшку табаку.

Бенцион даже прищурился от такой наглости.

– Понюшку табаку тебе?! – воскликнул он. – А-а, понюшку табаку...

Странные шутки порой шутит человеческая память. Вспомнил бывший бедняк погожий день, большую синагогу и табакерку, которую захлопнули у него перед носом...

Клезмеры шпарили вовсю, но Бенцион не в такт их музыке спрыгнул со стола, медленно засунул руку в карман, достал табакерку и сказал Залману:

– Вот, угощайся...

Тот упал в обморок.

Когда его привели в чувство, он рассказал Бенциону про табакерку и про тот страшный узел, которым связаны их судьбы. И закончил:

– Теперь у меня нет надежды.

– Все не так страшно, – отозвался Бенцион. – Совсем не так страшно, ты мне поверь...

Он дал Залману денег, чтобы он перевез в эти края свою

семью, и еще денег, чтобы купил себе дом, и каждый месяц давал еще денег, чтобы бывший богач и его близкие могли жить скромно, но без нужды.

Кстати, они оба разлюбили нюхать табак.
Аlisa
Житель города
Житель города
 
Сообщения: 1891
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 18:44
Re: ТРИ СУДА
03 ноя 2016, 20:59



В тот момент, когда Ноах собирался посадить виноград, появился Сатан.
— Хочешь ли ты, чтоб я помог тебе в этом благородном начинании? — спросил он.
— Да, — ответил Ноах.
Сатан ушел и тут же вернулся с маленьким ягненком в руках. Держа его над виноградной лозой, он заколол его. Во второй раз он возвратился со львом, которого тоже убил, омочив лозу его кровью. Затем Сатан принес обезьяну, заколол ее и снова вылил кровь на лозу. Наконец он пришел со свиньей, убил ее и окропил кровью землю под лозой.
С той поры чрезмерное употребление вина приводит к дьявольским последствиям. Если человек выпьет одну чашу, он станет послушным и мирным, как ягненок. Выпив две чаши, он начнет похваляться, как лев, всеми великими делами, которые, согласно его словам, он совершит в будущем. После трех чаш он пустится в пляс, как обезьяна. После четырех чаш он блюет и валяется в грязи, как свинья.


:beer:
Источник: Мидраш Раба, глава Ноах.
Аlisa
Житель города
Житель города
 
Сообщения: 1891
Зарегистрирован: 17 фев 2012, 18:44


Вернуться в Истории, сказки