Эмор — Ваикра (Левит) 21-24

1 457 Просмотров




Большая часть законов этой главы — да и солидная часть законов Торы как таковой — посвящена тонкостям храмовой службы.

Всю книгу «Вайикра» часто называли торат-коhаним, Учение Коэнов.

Может представиться странным, что Тора, Книга, передающая людям Путь Бога, столько внимания уделяет бессмысленным формальностям, которые, к тому же, имеют значение только для небольшой касты потомков Аарона. Человеку со светским воспитанием может показаться, что обилие этих обрядов и запретов уменьшает значение «моральной» части Торы, низводит всю Тору на уровень ритуально-магического руководства. Это, разумеется, не так.

Мы знаем, что еврейский народ был основан, как рыцарский орден, для уникальной миссии: быть энергоносителем человечества (ор ла-гойим, букв. «свет народам»); собирать и возгонять в высшие миры энергию, собранную человечеством, и принимать и распространять энергию, полученную свыше. Эта «избранность» не дает евреям никаких привилегий, зато накладывает дополнительные обязанности и требования. И в центре этой системы — Храм, центр переработки энергии.

В человеческом теле таким центром является… желудок.

Обряды Храма и впрямь похожи на диковинные рецепты из древней поваренной книги, и многие из них могут вызвать некоторое отвращение у рафинированного читателя. Но в иной образной системе невозможно было дать те процессы, которые надо проводить для правильного энергообмена миров: любая мистическая работа в те дни выражалась в принесении животных в жертву божеству, и такой наглядный метод облегчал выполнение миссии.

Коэн в еврейской традиции — сотрудник Храма.

Если мы позволим себе сравнить возвышенную энергетическую функцию Храма с такой будничной вещью, как желудок, то коэн оказывается аналогом пепсина, желудочного сока, катализатора пищеварения. Коэн, находясь в роли коэна, не правит народом, он не судит и не строит — он регулирует переработку энергии.

Другое дело, что работа коэна в непосредственном канале «Вселенная — Творец» располагает к духовному и интеллектуальному богатству. Многие выдающиеся пророки (например, Йирмеягу /Иеремия/ и Йехэзкэль /Иезекииль/) — коэны. Многие из величайших раввинов, учителей, творцов еврейской и мировой культуры в древние и новые времена — коэны.

Коэнство не только не противоречит духовности — оно в высшей степени ей способствует.
Но сама функция коэна как коэна — в первую очередь телесная, физическая.

Теперь нам легче понять, почему такое большое значение уделяется в Торе коэнам и их работе: как человек не может работать, если у него расстройство желудка, так и еврейский народ может выполнять свою духовную функцию, только если коэн в Храме правильно выполняет обряды. А ведь и желудку каждого человека Тора уделяет столь же большое внимание — в законах о кашруте — ритуальной чистоте еды!

Мы сказали, что коэн — профессия мистическая, но чисто физическая. Поэтому, чтобы быть коэном, необходимо иметь некий набор физических данных. В частности, действующий коэн обязан быть абсолютно здоров телом: увечный, больной или раненый человек не может выполнять эту функцию просто потому, что его физическое тело не соответствует тому стандарту, под который расчислялся храмовый ритуал. Точно так же не любого человека возьмут в космонавты или лётчики-испытатели. Потомки Аарона, пострадавшие от болезни или ранения, пользуются всеми привилегиями коэнов, но сам обряд жертвоприношения они вершить не могут (Вайикра 21,22-23).

Более того: для проведения обряда необходим — как мы бы сказали теперь — определённый генотип. Единожды, в Синае, Аарон и его сыновья получили «генетическую настройку» на коэнство (этот процесс описан в главе «Цав»); только потомки Аарона и его сыновей по мужской линии сохраняют эту настройку, и только при соблюдении особых условий. Сын коэна и разведённой женщины может быть замечательным человеком, но он — уже не коэн.

Попробуем объяснить, почему.

Между мужем и женой — между любыми двумя людьми, бывшими в близости — навсегда протянулась некая нить. Даже если всеми силами хочется изжить, уничтожить её, — она остаётся. Эту нить можно назвать кармической, энергетической — но она связана и с механизмом наследственности. Не случайно у многих животных наблюдается феномен телегонии: детёныши бывают похожи не на отца, а на самца, с которым мать когда-то спаривалась.

Таким образом «ген коэнства» может потеряться, исчезнуть, если человек рождён от коэна и разведённой женщины. Более того, коэн, женясь на разведённой, как бы связывает собственную наследственную систему с третьим человеком — первым мужем его жены. И, как ясно сказано в нашей главе, быть коэном он больше не может.

Эли Бар-Яалом (не мессианский раввин)
VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль