Эмор — Ваикра (Левит) 21:1-24:23

615 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

02О сущности единства

Весь двадцать третий раздел третьей книги Пятикнижия – «Ваикра» (Левит) – посвящен теме еврейских праздников. Начинается он такими словами:

Господь сказал Моисею:

«Возвести сынам Израилевым: вот дни, назначенные Господом, дни, которые вы будете объявлять священными. Вот дни, назначенные Мною.

Шесть дней работай, а седьмой день — суббота, день покоя, священный день. Никакой работы не делайте, где бы вы ни жили: это суббота Господня.

Вот дни, назначенные Господом, священные дни, которые вы будете объявлять в назначенное время.

В четырнадцатый день первого месяца, с наступлением сумерек, — Пасха Господня.

А в пятнадцатый день того же месяца — праздник Пресного Хлеба, праздник Господень. Семь дней ешьте пресный хлеб.

Первый день да будет для вас священным: не делайте никакой работы.

Семь дней приносите дары Господу. Седьмой же день — священный: не делайте никакой работы».

(Лев.23:1-8)

Как вы, наверно, поняли, речь тут идет о Субботе и празднике Песах.

Далее Тора предписывает на следующий день после первого дня праздника Песах принести в Храм жертву от нового урожая ячменя (омер) и начать отсчет семи полных недель до праздника Шавуот (Пятидесятница), затем принести в Храм жертву от нового урожая пшеницы и отпраздновать Шавуот. Порядок жертвоприношений и праздников описан во всех деталях.

Здесь Тора неожиданно прерывает разговор о «назначенных датах» и излагает заповедь, которая, на первый взгляд, никак с темой праздников не связана, разве что с темой уборки урожая, от которого следует принести жертвы:

«Когда жнешь на своей земле, не доходи до края поля и не подбирай колоски после жатвы — оставь это бедняку и переселенцу. Я — Господь, ваш Бог» (23:22).

И тут же Тора возобновляет прерванную тему:

«Передай сынам Израилевым: первый день седьмого месяца должен быть у вас днем покоя, священным днем, пусть о нем возвещают звуки труб» (23:24) – Рош-а-Шана.

Затем в главе говорится о Йом-Кипур и празднике Суккот.

Этим кончается посвященный праздникам двадцать третий раздел книги.

Рав Меир-Симха А-Коэн (Рамаш, 1843 – 1926 гг.), в своей книге комментариев на Тору «Мешех хохма» высказывает такую мысль: у всех заповедей, включая заповеди о субботе и праздниках, помимо их прямого содержания, есть дополнительная цель и дополнительное воздействие: они устанавливают связь, способствуют приближению человека к Б-гу и человека к человеку.

Предписанные Всевышним праздники: Песах, Шавуот, Суккот – даны нам не только для воплощения их прямого смысла, но и ради усиления дружеских, братских отношений между евреями, ради единства еврейского народа.

Ведь что такое праздник?

Это застолье, приглашение гостей, беседы, встречи.

На то, что праздники следует отнести к разряду заповедей, направленных на сближение людей, указывает и тот факт, говорит Рав Меир-Симха, что, в отличие от субботы, в праздники разрешены работы, связанные с приготовлением пищи. Можно варить, жарить, зажигать огонь и т. д., даже если речь идет о нежданных гостях. Эта мысль о направленности заповеди о праздниках подтверждается и тем, что Тора «перебивает» тему праздников заповедью о крае поля. Это отнюдь не «перебивка», считает он, а единая линия, одна тема – тема связи между людьми.

В чем смысл заповеди о крае поля и упавших на землю колосках и плодах, которые мы обязаны оставлять для нуждающихся?

В заботе о ближнем! Т.е. опять-таки – в чувстве единства народа.

Существует предписание являться в Храм в Иерусалиме в праздники Песах, Суккот и Шавуот, которые носят общее название «регалим» – праздники паломничества.

Один из их смыслов — встреча еврейского народа вместе и единение всех евреев между собой.

История знает разные примеры сплоченности народов: в минуту опасности, в целях созидания, для самозащиты от стихийных бедствий, во имя какой-то идеи. Особенность еврейской сплоченности – в неизменности, устойчивости ее базиса: в отношении к Б-гу, или – что то же самое – к Торе.

Еврейский народ един тогда, когда он сплочен вокруг Торы, и это при всем том, что у каждого из колен Израилевых было собственное своеобразие. Общее, что объединяет евреев — это Тора. При этом быть едиными не значит быть тождественными, когда каждый – как все. Наоборот. Единство – условие разнообразия. Только при наличии единства разнообразие может радовать, обогащать и приносить пользу. Когда все врозь, приходится говорить уже не о разнообразии, а о разобщенности, от которой все мы сегодня страдаем.

Единство достигается только при наличии одной идеи, которая объединяет всех.

Если два человека с разным мировоззрением берутся решить какую-то личную или общественную задачу, они никогда, при всей возможной терпимости, не придут к одному решению, потому что они по-разному определяют цели, для них важны не одни и те же вещи.

Единство достигается сплоченностью вокруг чего-то общего, чем все дорожат и что все любят. Мысль о том, что единство возможно только при едином мировоззрении, наши мудрецы находят в Торе, сравнивая стих из главы «Ваишлах» книги «Берешит», где говорится о потомках Эсава:

«И взял Эсав… всех душ (коль нефашот – во множественном числе) своего дома… и пошел» (36:6) – со стихом из главы «Шмот» книги «Шмот», где говорится о потомках Яакова, пришедших с ним в Египет: «И было всех душ (коль нефеш – в единственном числе), происшедших от чресл Яакова…» (1:5). Раши, комментируя стих из главы «Ваишлах», приводит мидраш: потомки Яакова служат Единому Б-гу и названы «нефеш» (душа), хотя их семьдесят, а потомки Эсава названы «нефашот» (души), хотя их всего шесть, потому что они поклоняются разным идолам.

Рав Бен-Цион Зильбер

 

Шаббатон

«Шесть дней работай, а седьмой день — суббота, день покоя, священный день. Никакой работы не делайте, где бы вы ни жили: это суббота Господня».

Шесть рабочих дней недели являются подготовкой к «седьмому дню» — дню отдыха и покоя.

Наши мудрецы сравнивают шесть тысячелетий существования мира — с шестью будними днями недели.

Шесть тысяч лет — годы, когда выполнением Торы и заповедей осуществляется подготовка к седьмому тысячелетию — вершине мироздания — Освобождению, называемому нашими мудрецами «днем, который целиком Суббота и покой на вечную жизнь».

В Субботе комментаторы Торы выделяют две ступени святости.

Сказано: «Суббота Суббот» — «Шабат Шабатон» ( Первое слово этого выражения, «Суббота» — несет в себе идею отдыха от физической работы. Второе же слово «Шабатон» выражает более высокий уровень, нежели просто воздержание от усилий.

Святость «Шабатона» вносит в духовное пространство седьмого дня внутренний покой, — более высокий, нежели физическое бездействие:

«Ведь если бы Иисус Навин дал им отдых, Бог не стал бы после этого говорить о каком-то другом дне.

Значит, субботний отдых еще предстоит Божьему народу»

(Евр.4:8,9)

И говоря: «Шесть дней будет делаться работа…»

Тора намекает на эту ступень святости Субботы. И этой высочайшей ступени мы удостоимся в Субботу.

Как только «Суббота», «Шабат» грядущего Освобождения, наступит, зло будет подчинено и прекратит войну с добром. Это аналогично прекращению физического изнуряющего труда в субботу.

Но прошедшие шесть тысячелетий активного труда, как физического, так, и это главное, духовного, служат подготовкой не только к приходу Машиаха Иешуа, Субботе, но и к Субботе Суббот.

«Шабат шабатон» – седьмое тысячелетие, когда дух нечистоты будет уничтожен и полностью устранен из мира. Так можно истолковать слова: «Шесть дней будет делаться работа…» — на нас возложена миссия подготовить мир к приходу Освобождения — к «седьмому дню»!

 

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...