Дварим (Второзаконие) 1:1-3:22

888 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

В числе событий, о которых Моше в начале своей речи напоминает евреям, есть и эпизод с разведчиками.

Моше рассказывает: «Г-сподь, наш Б-г, говорил нам на Хореве так: Довольно вам оставаться у этой горы. Обратитесь и отправляйтесь в путь…

Смотри, Я дал пред вами землю. Идите и владейте землей, о которой клялся Г-сподь вашим отцам, Аврааму, Ицхаку и Яакову, дать им и их потомству после них» (Второзаконие 1:6 – 8).

Евреи, как мы знаем, решили проявить предусмотрительность и отправили двенадцать разведчиков (по одному от каждого колена) выяснить, с чем им придется столкнуться на обещанной евреям, но заселенной другими народами земле. Разведчики вернулись накануне 9 ава и заявили (все, за исключением двоих), что укрепленные города Кнаана евреям не взять, а местных жителей – гигантов и богатырей – не победить. Евреи в выводах разведчиков не усомнились и впали в отчаяние. Так же, как при решении отправить разведчиков, так и теперь они не подумали о том, что на их стороне – обещание Всевышнего.

Чем это кончилось, мы тоже знаем. За «напрасные» слезы Всевышний наказал евреев сорокалетним скитанием по пустыне, пока не уйдет в мир иной поколение, не способное полагаться на Всевышнего, или, как говорят на иврите, не обладающее битахоном (битахон – уверенность, вера в поддержку Всевышнего).

А когда через сорок лет евреи вступили в землю Израиля, им пришлось пройти через череду войн, которых бы не было, говорит Раши, комментируя стих «идите и владейте», если бы не история с разведчиками. Раши приводит Сифре на слова «Идите и владейте (вступите во владение)»: Никто не оспаривает это, и вам не придется вести войну. Если бы они не послали соглядатаев (а полагались только на обетование Предвечного), им не понадобилось бы оружие (для ведения войны).

Однако войны, которые пришлось вести евреям, чтобы поселиться в земле Израиля, не были частью наказания, как сорок лет пребывания в пустыне. Они были следствием решения евреев проявить предусмотрительность, ибо, как говорят наши мудрецы, «по какому пути человек хочет идти, по такому Б-г его ведет».

По какому пути пошли евреи? Они отнеслись к ситуации как к абсолютно естественной, полностью взяли на себя ответственность за происходящее. Вот эти события и стали развиваться «естественно». А это уже требует от людей личного усилия (иштадлут – букв. на иврите «старание»).

С пути, по которому вел Всевышний евреев, начиная от первого требования к фараону отпустить еврейский народ для служения Всевышнему, и до рассечения Красного моря, по дну которого евреи ушли от настигавшей их египетской армии, т.е. с пути открытых чудес, явного участия высших сил в судьбе народа, евреи перешли на путь «естественного существования».

При том опыте, который дал им исход из Египта, это было особенно малодушно, и Всевышний наказал их за это. Но путь, который они избрали, так при них и остался

В сущности, история с разведчиками проста. Если бы они шли по пути уверенности, они бы не нуждались в войне. Раз они захотели пойти по пути  «иштадлута», Б-г повел их по пути личного усилия.

В шуточной форме этот принцип объяснял своим ученикам Саба из Новардока (1849 – 1919).

Молодые люди поженились, рассказывал он, и стали размышлять, чем же зарабатывать на жизнь. Муж считал – портновским ремеслом, жена – сапожным делом. Муж уступил жене и стал сапожником. Прошли десятки лет, и однажды жена говорит мужу: «Видишь, как хорошо, что ты меня послушался. Что-то я не видела, чтобы за все эти годы хоть кто-нибудь обратился к тебе с просьбой сшить одежду».

Выбор между усилием и верой – сложный выбор.

Во-первых, потому, что усилие, которое мы можем сделать, мы сделать обязаны.

Во-вторых, потому, что мы должны точно знать, когда и как его сделать.

В одном из своих писем Хазон Иш писал: объем иштадлута зависит от уровня битахона (в смысле: чем больше битахон, тем меньше требуется иштадлут).

Почему? Потому что Б-г «занимается» нами на уровне нашей веры. В какой степени мы полагаемся на него, в такой степени он осуществляет Своё Провидение по отношению к нам.

Допустим, мы подошли к обрыву, но мы получили ясное указание, перейти через эту пропасть. И перейти его сейчас. Что мы должны сделать? Многие тут же начнут искать все необходимое для строительства моста. И построив его, конечно же, перейдут. Но это займет время и больших усилий человека.

А кто то, поверив слову Всевышнего – сейчас! Просто ступят на воздух и перейдут по воздуху. При этом их «иштадлут» будет минимален, однако их битахон будет зашкаливать…

Ты можешь выбрать как первый путь, так и второй, и оба приведут тебя к цели. Но один будет путь твоих усилий, а второй Б-жьих чудес.

В жизни мы всегда выбираем, исходя, как нам кажется, из ситуации. Мы взвешиваем обстоятельства и принимаем решение, как действовать. На самом же деле зачастую наша оценка ситуации вытекает из наших собственных склонностей и желаний. Есть люди, которым по их обстоятельствам кажется, что отказ от работы в субботу повредит их доходам. Другим кажется, что честность в бизнесе помешает их благосостоянию. А третьим кажется, что если они отведут определенное время на изучение Торы, это помешает их делам.

Другим, что работать можно только руками, а все остальное – это обман.

В действительности человек выбирает свой путь, и по тому пути, который человек выбирает, Б-г ведёт его.

Если человек твёрдо решил соблюдать субботу, Б-г пошлёт ему пропитание без нарушения субботы. И, наоборот, соблюдение субботы принесёт ему благословение и в доходе, и во всем. Человека, старающегося вести свой бизнес честно, Б-г поведет по пути, который этот человек выбрал, и ему будет сопутствовать удача в делах. А человек решивший использовать свой разум, а не только руки – так же увидит благословение. И так далее.

Бывают пограничные ситуации, когда и такое, и другое поведение является правильным, и выбор остается только за человеком. По пути, который человек выбирает, Б-г его и ведет.

Но как сделать этот самый выбор? Надо определить, что для тебя главное, а что второстепенное. С изменением ситуации снова взвесить, что для тебя на первом плане, а что – на втором, и так всю жизнь.

И прислушивайтесь к голосу Божьего Духа. Потому что Он знает ЭТО время, когда нам нужно сделать тот или определенный выбор. И когда полностью доверится Ему, а когда приложить наши усилия. И Б-г назовет это верой.

 

Глава основана на учении Рава Бен-Цион Зильбера

Читать Недельную Главу за 5772 год

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...