Дварим (Второзаконие) 1:1-3:22 Боль Моше

1 174 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

«И сказал я вам: Вы дошли до горы Эмори, которую Господь, Б-г наш, дает нам. 21. Смотри: дал Господь, Б-г твой, пред тобою землю. Взойди, овладей, как говорил тебе Господь, Б-г твоих отцов; не страшись и не бойся! 22. И подошли ко мне все вы и сказали: Пошлем мужей пред собою, и они разведают нам землю и принесут нам ответ, что до пути, по которому нам восходить, и что до городов, к каким нам идти. 23. И хорошо в глазах моих было это, и взял я из вас двенадцать мужей, по одному от колена. 24. И обратились они, и взошли на гору, и дошли до долины Эшкол, и высмотрели ее. 25. И взяли они в руки свои от плодов земли, и снесли к нам, и доставили нам ответ, и сказали: Хороша земля, которую Господь, Б-г наш, дает нам. 26. Но вы не пожелали взойти и прекословили велению Господа, Б-га вашего. 27. И злоречили вы в шатрах ваших, и сказали вы: По ненависти Господа к нам вывел Он нас из земли Мицраима, чтобы отдать нас в руки эмори, истребить нас»

Мы начинаем последнюю книгу Пятикнижия – Дварим. Это слова Моше, которые он обращает к народу Израиля. Слова, где он напоминает историю их следования за Всевышним.

Мы видим боль его сердца, упрек, который он обращает к неверному и непостоянному поколению. Он вспоминает историю, когда они подойдя почти к самой земле Кнаан, когда они должны были войти туда. Происходит трагическая история, которая много что изменило в их жизни. В его личной жизни.

Народ присылает своих представителей и говорит – давай мы прежде исследуем эту землю. Пусть пойдут лучшие из нас и расскажут, как прекрасна эта земля. Давай вкусим это благословение.

И Моше, не сознавая что-то плохое, отправляет этих разведчиков, чтобы они принесли благую новость для Израиля. Чтобы вдохновить их сердца перед битвой, когда они по повелению Всевышнего должны были войти в обетованную землю.

Но происходит совсем наоборот. Вместо того, чтобы Израиль ободрился от осознания как прекрасно их наследие, народ взбунтовался против Моше и Всевышнего. Они стали обвинять Б-га в ненависти к ним. В том, что Он сделал это специально, чтобы привести их сюда – умереть. У них «начисто отшибло» память о всех тех чудесах, которые Он творил каждый день их жизни. Они забыли о всей той любви которую Он явил им.

И миссия надежды превратилась в миссию смерти.

Если бы они тогда вошли, как и должно было быть в реальности. То Моше также бы вошел вместе со своим народом. Но годы блуждания в пустыне, из-за ропота народа, повлияло не только на сам народ, но и на судьбу Моше. Он был наказан Всевышним за то, что не явил святости Всевышнего народу, годы спустя. Если бы они были бы уже в земле обетования, то этой истории бы и не произошло и в жизни Моше. Но теперь он высказывает этот упрек народу Израиля. Мы видим, как сильно было его желание увидеть эту землю. Но он не мог. И сейчас стоя перед народом, он прекрасно это осознавал. Он понимал, что его время пришло. Он должен был дать последние наставления и умереть в пустыне.

И мы видим его боль в этом архаичном возгласе – «эйха».

«Как же (эйха) мне одному нести тяготы ваши?» (Дварим, 1:12)

В Талмуде (Иерусалимский Талмуд, Бикурим, 3:3) есть толкование по поводу стиха:

«И становился каждый у входа своего шатра, и смотрел вслед Моше, пока он не входил в шатер» (Шмот, 33:8).

Взгляды наблюдателей были полны недоброжелательности: «Посмотрите на него сзади! А вам не кажется, что он растолстел? Еще бы, за наш счет!» — раздавались пересуды у него за спиной. Когда Моше задерживался, они говорили: «Он сидит и думает, как ему нас извести. Вот увидите, сейчас он изложит нам очередной гениальный план». Когда он приходил раньше времени, о нем шептались: «Это неспроста, он наверняка поссорился с женой».

Но, несмотря на это, он не мог быть руководителем вне народа. И решение общества, влияло не только на них, но также и на него.

Несмотря на то, что слово эйха (как) изначально имело нейтральное значение. Но в сопровождающем отрывке из пророков, гафтары на нашу Недельную Главу, мы видим плач Исаии:

«Как (эйха) сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия?!» (Исаия 1:21)

А также эйха проходит красной нитью через всю литургию Девятого ава и лежит в основе многих особых молитв — «Плачей», произносимых в этот день в синагогах при чтении свитка Эйха, (Плача Иеремии) начинающегося со слов: «Как одиноко (эйха) сидит столица!..».

Моше упрекает их:

«…и сказали: Хороша земля, которую Господь, Б-г наш, дает нам. 26. Но вы не пожелали взойти и прекословили велению Господа, Б-га вашего. 27. И злоречили вы в шатрах ваших, и сказали вы: По ненависти Господа к нам вывел Он нас из земли Мицраима, чтобы отдать нас в руки эмори, истребить нас»

Понимаете, это был переломный этап, судьбоносное решение для народа, повлиявшее на всю будущую судьбу Израиля.

Это учит нас, как быстро наше сердце может ожесточиться из-за трудностей, которые предстают перед нами. Как быстро мы можем обмануться, поверить в ложь, что тот же Б-г, который любил нас вчера и помогал нам, сегодня стал нашим противником.

Иешуа однажды рассказал такую притчу:

Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него»
(Лук.11:11-13)

Он следует общеизвестному способу толкования – «каль ва-хомер»

Простая логическая посылка: если в относительно простой и малозначащей ситуации предписано следовать определенным правилам, то эти же правила остаются в силе в случае более сложной ситуации.

Что в данном случае говорит нам о неизменности принципа.
Если вы, будучи злы – делаете такое доброе для своих детей. То насколько это сделает Небесный Отец будучи «тов» (добр)

Это всегда было истиной.

Отец Небесный любил своих детей в пустыне. Он желал дать им лучшее. Но, единственное, что может остановить это – это сам человек, его ожесточенное сердце.

Пусть этот урок научит нас этой простой истине:

«Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении (страхе); а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду» (Прит.28:14)

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...