Четырнадцать библейских принципов разбора текста Библии

3 741 Просмотров




Четырнадцать библейских принципов разбора текста Библии.

 

Евгений Школьник

Все без исключения христианские  деноминации признают Библию — словом Бога.

Почему же тогда, имея одну книгу, одно слово, существует такое разнообразие номинаций, церквей, течений, учений, которые часто прямо противоречат и отрицают друг друга.

Почему, читая одно и тоже Слово, люди делают разные выводы, видят одно и тоже по разному?

 

Наверно потому, что называя Библию словом Божьим, тем не менее, люди не относятся к ней как к Слову Живого Бога.

Или пытаясь понять и объяснить слова Бога, люди пользуются разными методами толкования писаний, и поэтому получают разные результаты.

 

Я хотел поделиться с вами некоторыми принципами изучения Писания, которые необходимы, чтобы лучше понять Слово и избежать многих ошибок.

 

1. принцип: 

Вся Библия — слово Божье.   

 

Не добавь и не убавь.

Понять план Божий можно только через всю Библию.

Все книги ТаНаХа и Нового Завета являются полным и законченным словом Бога.

Они включают в себя всю историю от сотворения неба и земли до сотворения нового неба и земли. Книги ТаНаХа и Нового Завета неразрывно связаны. 

Книги Н.З. не отменяют, и не заменяют Тору и пророков, а  развивают учение в условиях Нового завета.

 

Библия заканчивается словами:

И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; 

и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге  жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Отк. 22:18-19

 

Что значит «не убавь?»

Отрицать что-то из Писаний, отменять что-то, как ненужное или устаревшее —  преступление перед Богом.  Помните слова Иисуса:

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. От Матфея 5:18

Пока не исполнится последние слова Библии:

 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.. Откровение 21: 1

— ни одна буква не уйдет из закона.

А ведь многие считают, что Иисус уже все исполнил и отменил Закон – Тору Моисея.  

 

Не убавь.

Что значит «не добавь?»

В иудаизме есть такое галахическое правило:

пророк не может добавить что-то или изменить что-то в Торе на  основании откровения, данного ему Богом.  

Все дополнительные материалы, которыми мы пользуемся, служат только для более глубокого понимания писаний, но никак не равны им по значимости, не отменяют и не заменяют их.

 

Отсюда второй принцип:

2. принцип: Слово Божье и предание человеческое — не одно и тоже.

Слово  нужно исполнять, предание можно исполнять.

Мы не можем обойтись вообще без придания, без традиций.

Мы не можем следовать только Библии, потому что она не раскрывает подробно все стороны жизни. Слово ТОРА означает учение.

Это основные принципы, которые Бог дал людям.

Люди дальше развивают это Божье учение, применяя принципы в своей жизни.

Это называют устной Торой.

 

Многие верующие считают Талмуд и еврейскую традицию ненужными, человеческими законами, говорят: «Только Библия!»

Но утверждение: «Только писание» не действует в жизни.

Во всех вопросах устройства церкви, обрядов, праздников, толкования писания, повседневной жизни, каждая церковь свято придерживается своей церковной традиции, и считает любое ее нарушение смертным грехом.

 

Традиция нужна и полезна.

Это мудрость предыдущих поколений.

Иисус исполнял и Тору, и традицию.

Он выступал только против того, что противоречит заповедям Божьим.

 

Мы не можем обойтись без традиций.

Она необходима.

Мы должны брать все лучшее, что есть в еврейской и христианской традиции .

Мы можем вводить свои традиции.

Но традиции не должны становиться законом, обязательным для всех верующих.

Это нарушение принципа «не добавь».

Не надо делать законом для всех  то, что  принято в какой-то церкви, является традицией, а не заповедью писания.

Традиции действуют только в рамках одной церкви или номинации.

 

Как проводить крещение, причастие, рукоположение, кто может это делать, и т.д. — все это традиция

 И,  к сожалению,  часто традиция заменяет и отменяет заповедь Божью.

В иудаизме, где Галаха является законом для всех, тем не менее есть правило: 

если неизвестно, как поступить в данной ситуации, в случае, если речь идет о заповеди Торы — действовать в сторону ужесточения, а если заповеди мудрецов — в сторону послабления.

 

Традиции необходимы, но традиции не должны становиться законом, обязательным для всех.

 

3. принцип: Библия имеет 4 метода толкования:

— Прямой смысл —  Пшат.

— Намек — Ремез  (переносное =значение).  

— Поучение — Драш (духовный смысл).

— Скрытый смысл — Сод  (гематрия)

 

Каждый метод не противоречит и не отменяет другой, а служит для дополнения и более глубокого понимания Писания.

(Духовный смысл не отменяет =прямое понимание, прямое понимание не исключает аллегорию, аллегория не заменяет прямой смысл и т.д.) 

Каждое место писания можно истолковать двумя, тремя, или четырьмя методами толкования.

 

Библия написана людьми и для людей.

Она описывает реальные события, реальных людей, и обращена к конкретным людям. 

 

Пророки несли не абстрактную информацию для неизвестной им церкви будущего, а слово, понятное современникам, обращенное к Израилю, к конкретным людям.

Апостольские Послания написаны не для будущей церкви последних дней, а для конкретных церквей, чтобы решить конкретные проблемы.

Это прямой смысл.

 

Но все, что сказано в библии, дано всем поколениям для того, чтобы мы познавали волю Бога, учились на примерах прошлого. 

Это духовный смысл.

 

Есть еще аллегорический смысл, когда одно событие намекает на другое, судьба одного человека очень напоминает другого.

(Иосиф образ Мессии, Израиль — образ церкви).

 

Также и каждая заповедь имеет прямой смысл — делай или не делай, имеет духовный смысл, и также может намекать на что-то, что произойдет в будущем.

Пример: заповедь:»не вынимай шестов из ковчега«. Исх. 25:15

Прямой смысл понятен: шесты для переноски ковчега должны быть всегда вдеты в кольца, их нельзя вынимать.

Даже когда ковчег был поставлен в Храме Соломона на вечно, шесты были вдеты в кольца.

 

Духовный смысл тоже понятен.

Человек должен быть всегда готов следовать за Богом.

Вспомните слова Иисуса, сказанные для нас:

 бодрствуйте, ибо не знаете, когда Господь прийдет. Матф. 24:42

Это та же заповедь — «не вынимай шестов из ковчега».

Только в духовном понимании.

Сегодня нет ковчега.

Но если бы он был, разве духовное понимание этой заповеди позволило бы нам достать шесты из ковчега?

Нет!

Духовное понимание не заменяет физическое исполнение заповеди.

 

Также духовное обрезание сердца (покаяние), не заменяет обрезание еврейского мальчика на 8 день.

И духовная аповедь: » да будут слова сии в сердце твоем» (Втор. 6:6), не заменяют заповедь: » навяжи их в знак на руку твою» (Втор. 6:8) — Тефилин.

 

Библию нельзя толковать только одним методом и исключать другие.

 

Четвертый метод толкования — Гематрия (числовое значение слов).

Многие отрицают этот метод, называя его не библейским.

Это не так.

Гематрия очень интересный метод.

 

Жаль, что нам не доступен этот метод толкования.

Но надо помнить главный принцип гематрии — она служит только для расширения понимания, с помощью гематрии нельзя создавать законы и выводить учения.

Этот метод  не должен противоречить первым трем методам.

 

4. принцип: Прямой смысл текста можно рассматривать только в контексте.

 (Нельзя вырывать цитату из контекста). 

 

Духовный же смысл, намек и аллегория могут быть взяты из любого места писания.

Пример:Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит сына. Исаия 7:14

Это место — предмет спора Иудаизма и Христианства.

Одни говорят — это пророчество о Иисусе, другие — что речь идет о Царе Ахазе.

 Интересно, что и те и другие — правы.

Прямой смысл — события в дни царя Ахаза.   

Намек — рождение Иисуса девой Марией.  

 

Это пророчество никак не связано с прямым смыслом, оно вырвано из контекста.

Но это обычный раввинский метод толкования, и раввины, жившие до Иисуса,  видели в этом месте пророчество на мессию.

Часто люди спорят, и каждый доказывает свое, не задумываясь, что правы могут быть оба .

Это место писания исполнилось не один раз, и исполниться еще .

 

5. принцип: Бог себе не противоречит.

Если мы все же находим противоречие в писании, значит, мы что-то не так понимаем.

 (Стараться найти разрешение противоречия в самом писании)

 

Почему существует так много разных учений, основанных на писании, но часто противоречащих друг другу?

Потому что каждое учение находит подтверждение одними местами писания, и игнорирует другие. Истинное учение включает в себя всю Библию.

Пример:  Спасение по вере или делам?

Одни цитаты говорят:

Делами не спасется никто.

 Спасение по вере, не по делам. Евреям 11:7

 

А другие:

Вера без дел мертва.

Не слушатель закона, а исполнитель оправдан будет. Иаков 2

 

Мы находим в Н.З. явное противоречие

— Павел:

 «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность«. Галат. 3:6

  Яков:

«не делами  ли оправдался Авраам, возложив на жертвенник сына?».Иаков 2:21

 

Кто прав? 

Бог себе не противоречит .

Спасение по вере, если вера подтверждена делами.

Вывод: Надо стараться найти разрешение противоречия в самом писании.

 

Отсюда следующий принцип:

6 . принцип: Библия сама поясняет себя.

При чтении Библии возникает много вопросов.

Часто, прочитав одну главу, мы делаем выводы, комментируем то, что прочитали. 

А в следующей главе вдруг находим противоречие.

 

Нельзя делать выводы из одного стиха.

Надо найти все места, которые говорят об этом, и писание само ответит на вопросы.

 

7. принцип: Каждое пророческое слово писания должно исполниться.

Притом исполниться буквально , а не аллегорически.

Многие теологи говорят об аллегорическом толковании или духовном исполнении пророчеств.

 

Но может ли кто-то вспомнить пророчество, которое уже исполнилось, и только духовно или аллегорически?

Таких пророчеств нет.

Все пророчества исполнились буквально.

Пример: «Камня на камне«   Сион вспахан как поле.“  Сидящий на осле“ и т. д.

 

И те, что еще не исполнились,  исполнятся тоже буквально.

И не только то, что мы называем  пророчествами, но каждое слово, сказанное от имени Бога, исполнится.

Вспомните слова Иисуса:

не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Ион.10:34-35

Он цитирует короткий стих из псалмов.

Это даже не пророчество, это песнь Давида.

Но Иисус говорит:

сказано в писании, и  не может нарушиться  Писание.

Даже слова писания 

Я сказал вам — вы Боги. 

тоже должны исполниться.

 

Писание не может нарушиться.

Слово Божье не возвращается к Богу не исполнившись.

И пророчества о спасении Израиля, восстановлению храма и жертвоприношений, о реке жизни, текущей из под жертвенника, о мертвом море, которое станет живым, о воскресении мертвых, о восхищении церкви, новом небе и земле, — все исполнится буквально.

 

Каждое пророческое слово писания должно исполниться.

 

 8. принцип: Пророчества могут иметь двойное значение, исполниться несколько раз в истории, или исполниться и физически, и духовно. 

 

Пророки видели видения из будущего, они описывали то, что видели.

Но они не знали время исполнения каждого пророчества.

 

Два пророчества, данные в одной фразе, могут быть разделены на тысячи лет.

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное…….  

и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. Исаия 61:1-3

 

Многие пророчества, которые считают уже исполнившимися, исполнятся еще раз:

Например: то же пророчество:

Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит сына. Исаия 7:14

Буквальное исполнение пророчества:

И явилось на небе великое знамение : жена, облаченная в солнце. Она имела во чреве и кричала от мук рождения. Откровение 12:1-2 

 

Библия говорит: Бог даст знамение Израилю, и это исполнится буквально.

Каждое пророческое слово Писания должно исполниться.

 

Но здесь есть одна хитрость. 

Вся Библия — слово Бога.

Но каждое ли слово Библии сказано Богом?

 

В Библии есть то, что сказано Богом, есть то, что пророк говорит от имени Бога, есть то, что написано под воздействием Духа Божьего, но есть и то, что сказано людьми.

Это не слово Бога!

 

Отсюда еще один принцип:

9.принцип: Вся Библия — слово Божье, но не каждое слово из Библии — слово Бога.

Отличать Слово Бога от слов людей, о которых говорит Писание.

Пример: книга Иова.

В ней есть то, что говорит Бог, и  то, что говорят Иов и его друзья.

Это мнение людей, а не Бога.

Но часто эти слова приводят, как слово Бога — ведь это сказано в Библии!

 

10. принцип: Правильно понять Библию можно только исходя из исторического и культурного контекста.

Надо понимать, когда, кем и как была написана каждая книга.

 

В какой культуре жили люди, чем они жили, во что верили.

 

Библия основана на еврейской, а не греческой философии

 

Иоанн, говоря «день Господень» — не имел в виду воскресение, а говоря «Слово стало плотью» , не имел в виду Логос.   

 

«день Господень» для Иудеев всегда был день суда, день прихода Мессии, а Слово — это Слово Божье – Тора.

 

 

 

11. принцип:  Тора написана человеческим языком.

 

Духовный мир =описан образами, понятными для =нас.

 

Бог есть Дух. 

 

Все описания Бога, духовного мира аллегоричны. 

 

Все описания Его как сидящего на троне,  с руками, глазами, или крыльями — аллегории.

 

С этим никто не спорит.

 

Но почему-то, как доходит до Н.З., все понимается буквально.

 

Выражения:Сын Божий; Зачала от Духа; Я ныне родил тебя  — тоже аллегории, описание духовного доступным нам языком.

 

12. принцип: Все имена и названия в Писании — это не просто Имя, это в первую очередь важная информация о человеке или месте.

 

Имена всех людей и всех мест, перечисленных в Библии, очень важно и несет важную информацию.

 

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

 

Каждое имя, данное Адамом животному, выражало его главную черту.

 

Иов — значит растерзанный, с этим именем он вошел в Писание, хотя при жизни звался Иовалом.

 

Сегодня имена потеряли свой смысл.

 

Мы не знаем значение наших имен.

 

И читая Библию, мы часто путаем Имя и Значение Имени.

 

Сатана — стало собственным именем падшего ангела, хотя это слово «сатан» означает Противник, и применяется часто и к людям, и к ангелам, и к самому Богу.

 

Ангел — не всегда в писании духовное создание, часто это человек — посланник.

 

То же значение имеет слово Апостол, которое стало Титулом, а на самом деле относится ко всем ученикам.

 

Даже слово Бог часто употребляется по отношению к людям и идолам.

 

Имя Иешуа — Бог Спаситель.

 

ХаМашиах —  Помазанник, тот, кого Бог избрал для определенной миссии.

 

Но в переводе на греческий  стало Иисусом Христом, которое ничего не означает.

 

 

 

13. принцип: Всегда помнить, что мы изучаем перевод.

 

(Стараться узнать значение слова языка оригинала, или варианты переводов)

 

Пример: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и  Св. Духа. Мт.28.19

 

Это повеление Иисуса многими воспринимается буквально — они идут и учат — каждый своему.

 

Оригинал же говорит:

 

идите и делайте Мне  учеников.

 

— не вы учите, делая людей своими учениками, а приводите их ко мне, делайте их Моими учениками.   Есть разница.

 

«Праведный верой жив будет» — отсюда вывод — тот, кто верит — уже праведник по вере.

 

Правильный перевод:  «Праведник верой своею жить будет».

 

— человек, который подтвердил свою веру праведной жизнью, будет оправдан своей верой.   

 

Разница очевидна.

 

Даже греческий оригинал Н.З. — это перевод, т.к. кроме Луки, никто из авторов не думал по гречески.

 

Даже если они писали по-гречески,  они должны были перевести смысл еврейских слов и понятий на греческий.

 

И  последний, самый важный принцип:

 

 

 

14.И стина только одна.

 

Но каждый из нас может обладать только маленькой частицей этой истины. 

 

Истина — это Бог.

 

Абсолютно правильное толкование Торы мы узнаем только там, у Него …

 

А сегодня может быть две, три и более истин.

 

Каждый по своему прав.

 

Укаждого истина основана на его знаниях, на той основе, которую он получил от своих учителей, на его понимании писания.

 

Каждый вправе верить в то, во что он верит.

 

Но это еще не истина.

 

И даже в одном собрании могут быть люди с разными взглядами, если они понимают и уважают взгляды других.

 

Анекдот на тему:

 

К Ребе приходит муж с жалобами на жену.

 

Ребе выслушал и говорит: Ты прав.

 

Потом приходит жена жаловаться на мужа.

 

Ребе выслушал и говорит: Ты права.

 

Ученик спрашивает у Ребе: как такое возможно, ведь Истина только одна?

 

Ребе отвечает: и ты тоже прав.

 

 

 

Еще раз и кратко — принципы изучения писания:

 

 

 

1. Вся Библия — полное и законченное слово Божье.

 

Не убавь и не добавь.

 

 

 

2 . Слово Божье и предание человеческое — не одно и тоже.

 

Не делать закон из традиции.

 

 

 

3. Библия имеет разные методы толкования.

 

Один метод не отменяет и не заменяет другой.

 

 

 

4. Прямой смысл текста всегда рассматривать только в контексте.  

 

Духовный смысл не всегда совпадает с контекстом.

 

 

 

5. Бог себе не противоречит. 

 

Стараться найти разрешение противоречия в самом писании.

 

Не делать вывод из одного стиха.

 

 

 

6. Библия сама поясняет себя.

 

Искать ответы на вопросы в самом писании.

 

 

 

7. Каждое пророческое слово писания должно исполниться.

 

Все пророчества исполнятся буквально.

 

 

 

8. Пророчества могут исполниться несколько раз или иметь двойное значение. 

 

(исполнится и буквально и духовно)

 

 

 

9. Вся Библия — слово Божье, но не каждое слово из Библии — слово Бога.

 

Отличать Слово Бога от слов людей, о которых говорит писание.

 

 

 

10. Изучать Библию, исходя из исторического и культурного контекста, еврейской традиции, а не греческой философии.

 

 

 

11. Библия написана человеческим языком.

 

Духовный мир описан материальными образами, понятными для нас.

 

 

 

12. Все имена и названия в Писании имеют смысл. 

 

Не путать Имя и Значение Имени.

 

 

 

13. Всегда помнить, что мы изучаем перевод, который не может передать всей глубины писания.

 

 

 

14. Истина только одна.

 

Но она у Бога.

 

Каждый из нас может обладать только маленькой частицей этой истины.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль