Четыре этапа выхода из критической (кризисной) ситуации.

502 Просмотров




На примере действий Якова накануне встречи с Эйсавом по Торе.

I. Предисловие
II. Краткий пересказ эпизода из Торы «Яков накануне встречи с Эйсавом»
III. Анализ четырех действий Якова.
IV. Применения метода
V. Выводы

I. Предисловие

На курсе «Ливуй рухани» (Духовная поддержка) преподаватель Хана Клебански предложила рассмотреть эпизод из Торы, описывающий действия Якова накануне встречи с братом Эйсавом. Затем понятие «Эйсав» (брат-близнец Якова, соперник, враг и т.д.) заменить понятием «Болезнь или кризисная ситуация» и проанализировать.
Я решила испробовать этот подход на себе, и мне удалось принять решение, с которым тянула долгое время. Вдохновившись, я применила данный метод для разрешения разных проблем и ситуаций. Проведя семинар, я убедилась, что этот подход результативен.
Предлагаю свою версию анализа.

II. Краткий пересказ эпизода «Яков накануне встречи с Эйсавом»

(Берешит 32: 4-33, глава «Ваишлах»).

Яков покинул отчий дом, опасаясь гнева своего брата-близнеца Эйсава. Конфликт возник из-за того, кто будет считаться первенцем. Эйсав затаил обиду на брата. Ведь Яков обошел его в этой борьбе. Он сначала выкупил первородство, а потом обманом получил у отца благословение, предназначенное первенцу.
21 год Яков провел у дяди Лавана, брата своей матери Ривки. Он обзавелся четырьмя женами, детьми и имуществом. Яков намерен вернуться домой, его жены поддерживают это стремление, а дядя не желает их отпускать. Семья решает бежать. К рассматриваемому моменту сложные отношения с Лаваном завершаются благополучно. Подписав договор, дядя благословил Якова и его семью на самостоятельную жизнь.
Вот тут-то перед Яковом во весь рост и встает проблема с Эйсавом:
— Куда я веду мою семью? Эйсав грозился убить меня! Хотя, возможно, прошло столько лет и все осталось в прошлом. У брата тоже семья, дети…

Далее Яков предпринимает 4 действия, которые приводят к положительному результату:

1. Яков посылает Малахим (посланников), чтобы узнать, как обстоят дела сегодня. Малахим сообщают, что Эйсав вышел ему навстречу с отрядом 400 воинов. (Для сравнения: Авраам выиграл войну против пяти царей с отрядом численностью 318 воинов).Это опасно!

2. Яков разделяет семью на два лагеря – Маханаим. Если меня убьют, хоть кто-то выживет!

3. Яков отправляет брату подарки – Матанот – три стада с пастухами. Сопровождающие должны передать Эйсаву устное послание от Якова, мол, я раб твой – ты господин мой. Я иду с миром!

4. После всех приготовлений Яков возвращается на остров, где остается один. Всю ночь он борется – Маавак – с Ангелом. Под утро по настоянию Якова Ангел благословляет его, признает победу и дает имя Исраэль вместо Яков. (Яков – идущий в обход, Исраэль – идущий прямо.) Ангел сдвигает Якову бедро – и евреи не едят бедренную жилу в память об этом событии.

В результате встреча Якова и Эйсава проходит без каких-либо эксцессов. Братья встретились, обнялись. Яков представил свою семью, а затем в очередной раз обманул Эйсава, пообещав ему следовать за ними, а сам направился к отцу.

III. Анализ четырех действий, предпринятых Яковом

Представим, что Эйсав – это смертельная болезнь, например, рак, или тяжелая кризисная ситуация.

1. Малахим – Посланники
Если Эйсав – это болезнь, то первое, что имеет смысл предпринять при страшном известии – это узнать истинное положение вещей. Т.е. сначала необходимо расстаться с иллюзиями, получить ясную картину происходящего. Например, проверить диагноз. А вдруг это ошибка и нечего паниковать? Или наоборот, все еще хуже, чем предполагалось…
Если в результате полученной информации ситуация признана смертельно опасной, имеет смысл использовать эту методику.
Ни в коем случае не следует применять ее, если ситуация определяется как хроническая.

2. Маханаим – Лагеря
Если Эйсав – это болезнь, то второе действие – анализ мыслей и дел. (Греческое слово «анализ» означает «расчленение на составные части».) Требуется определить и назвать словами ту жизненную установку, которой руководствуется человек сегодня. Затем отделить от нее ту мысль, которая позволит выжить.
Дела разделяются на те, которые можно и нужно сделать, и те, которые завершить уже не удастся, – ради того, чтобы хоть часть этих дел была выполнена. Только при столь критических обстоятельствах можно предпочесть одну установку другой, поменять взгляды и т.д. Жестко и неполиткорректно назвать вещи своими именами, отделив важное, главное, от второстепенного. Например, написать завещание. Т.е. кому кота, кому осла…

3. Матанот – Подарки
Если Эйсав – это болезнь, то третьим действием является принятие факта болезни или проблемы. Сегодня она, болезнь, диктует свои условия. Я завишу от нее. (Я – раб, Ты – господин). Далее необходимо признание своей вины по факту. (По сути мы, как Яков, можем быть тысячу раз правы, но по факту наши действия привели к сложившейся ситуации).
Например, если это рак, то нужно сначала принять этот факт, а затем пройти тяжелый курс химиотерапии, лекарственного лечения, переливания и т.д. Признать, что к такому результату привел наш образ жизни, или курение, или стресс. Хотя в каждый отдельный момент времени мы могли руководствоваться самыми правильными соображениями.

4. Маавак – Борьба
Если Эйсав – это болезнь, то четвертым действием является борьба с собой (Хешбон нефеш). Осознать, зачем пришла болезнь. Не почему, а для чего это со мной случилось. Честно ответить на вопрос: что мне это дало? Без стресса такое сделать очень сложно, ведь необходима переоценка ценностей, подъем на ступень, с которой видна вся жизнь или жизненный период.
Например, смертельная болезнь или опасная ситуация могут привести к постижению каких-то важных истин, познакомить с другими людьми, узнать себя с иной стороны и т.д.

А после осознания нельзя продолжать жить как прежде, без изменений. Идти надо по-другому.

Графически первые три этапа являются действиями по горизонтали. Четвертый этап – это вертикаль. Можно назвать этот этап «Лестница Якова».

IV. Применение метода диагностики кризисной ситуации на практике

Конфликт семейный.
Конфликт с начальником на работе.
Сложная конфликтная ситуация в группе.
Конфликт государственный

Конфликт семейный

Немолодая пара переехала в Израиль. Они живут вместе, и уровень раздражения и претензий растет. Что предпринять? Развод! Но снять квартиру проще вместе, хозяйство общее и т.д. Что подумают дети? Как посмотрит на это окружение? Казалось бы, ничего страшного не происходит, дело житейское, никто никого не убивает. Но состояние женщины, которая обратилась с вопросом «что делать?», может быть расценено как смертельно опасное. (Она говорит сбивчиво, задыхается, нервно дергает руками.)
Я предлагаю рассмотреть эту ситуацию как смертельно опасную для нее. Тогда:

1. Малахим – Посланники
Первое действие – выявить истинное положение вещей, расстаться с иллюзиями, получить ясную картину происходящего и ответить на вопрос: «Это смертельно опасная ситуация или хроническая?»
Более подробная беседа выявляет, что все обстоит еще хуже, чем предполагалось. О., проживая с мужем в одной квартире, не имеет личного пространства и очень болезненно на это реагирует. О. самодостаточный и веселый человек, но сейчас она на грани срыва.
Если на этом этапе О. посчитает ситуацию не смертельно опасной, а хронической, то идти далее по этой методике не имеет смысла.

2. Маханаим – Лагеря
Второе действие – разделить мысли и дела, чтобы скорректировать реакцию.
Например, О. должна определить и назвать характер отношений в паре и определить статус пары сегодня. Они муж и жена? Сосед и соседка? Ведущие совместное хозяйство? От ответа зависит, как делятся расходы и доходы, ответственность, ожидания и т.д. Конечно же, обнаруживается путаница, тут муж, а тут сосед. Очевидно, что для того чтобы выжить, надо остановиться на одном статусе и отказаться от остальных.
Если сейчас О. посчитает ситуацию не опасной, а хронической, то идти далее не имеет смысла.

3. Матанот – Подарки
Третье действие – признать, что эта ситуация определяет жизнь сегодня, диктует условия, влияет на вас, и ответить на вопрос: «В чем моя вина по факту?» Например, О. пускала ситуацию на самотек много лет, брала на себя мужские функции в семье, считала, что тишина важнее, и т.д.
Если зависимость от ситуации так велика, то на какие уступки О. готова идти: вместе обратиться к психологу? разделить помещение и обязанности? начать принимать антидепрессанты?
Если сейчас О. посчитает ситуацию не опасной, а хронической, то идти далее не имеет смысла.

4. Маавак – Борьба
Четвертое действие – борьба с собой. Осознать, для чего возникла эта ситуация. Понять, что мне это дало.
Например, О. стала искать другие виды общения и нашла интересных людей, близких по духу. Этого бы не произошло, если бы не семейные неурядицы. Она лучше узнала себя – оказалось, что ей под силу справиться со сложными задачами без поддержки («зауважала» себя) и т.д.

А если пришло понимание, то нельзя продолжать жить как прежде, без изменений. Возможно, надо решиться жить отдельно и самостоятельно. Возможно, надо подумать об отношениях с другим мужчиной – на базе выученного урока построить другую семью.

Конфликт на работе

С. нашла работу по специальности недалеко от дома. Ее с радостью приняли – она хороший специалист с образованием и опытом. Но затем начались проблемы: непосредственная начальница постоянно придирается, возможно, ревнует или боится потерять место – ее образование ниже. Начались конфликты. С. замужем, мать двоих детей. В фирме работает два года. Вопрос: уходить ли с работы? Ситуация начала сказываться на настроении и здоровье.

1. Малахим – Посланники
Первое действие – выявить истинное положение вещей, расстаться с иллюзиями, получить ясную картину происходящего и ответить на вопрос: «Это смертельно опасная ситуация или хроническая?»
Например, сначала выяснить, что происходит на рынке труда по этой профессии. Есть ли предложения? Если есть, то вопрос исчерпан. Если нет, то тогда имеет смысл бороться.
Выяснилось, что сейчас таких предложений нет, а растущие дети требует финансовых вложений.

2. Маханаим – Лагеря
Второе действие – разделение мыслей и дел. Требуется определить и назвать словами ту установку, которой руководствуется человек сегодня, и отделить от нее ту мысль, которая позволит выжить.
Например, установку: «Я лучше начальницы знаю предмет, она не может мне указывать» хорошо бы заменить на: «Я не только знаю больше, но я мудрее и дипломатичнее».

3. Матанот – Подарки
Третье действие – признать, что эта ситуация определяет жизнь сегодня, диктует условия, влияет на вас, и ответить на вопрос: «В чем моя вина по факту?»
Правда ли, что мне было приятно чувствовать, что я грамотнее? Ловила ли я кайф от ее ошибок?
Если зависимость от ситуации столь велика и опасна, то на какие уступки я готова идти? Например: С. может поговорить откровенно с начальницей и сказать, что не представляет для нее опасности, что уважает ее опыт, извиниться за резкость.
С. может для снятия остроты раздражения использовать любую технику отвлечения, не дающую сорваться, вступить в конфликт и т.д.

4. Маавак – Борьба
Четвертое действие – борьба с собой, осознание того, для чего произошла эта ситуация. Что мне это дало?
Например: С. поняла, что закончился некий этап ее жизни. Что этот конфликт – знак пересмотреть свои взгляды, отношение к себе и людям, систему ценностей. И если ее осознание было искренним и глубоким, то она многое теперь поменяет в своей жизни, а проблема с начальницей либо отойдет на второй план, либо «растворится».

Конфликтная ситуация в группе

В группе людей, работающих вместе, произошел внутренний конфликт – распались две молодых пары. Но группа, являясь сообществом единомышленников, хочет сохранить себя. Всем важно продолжить совместную работу, хотя эмоционально и психологически это невероятно трудно. Руководитель группы Р. делала все возможное, чтобы сохранить рабочую обстановку, но тщетно. Все как бы застыло – не разбегаются, но и вместе не работают. Прошло более двух лет. Р. решила рассмотреть этот конфликт как тяжелую затяжную болезнь.

1. Малахим – Посланники
Первое действие – выявить истинное положение вещей, расстаться с иллюзиями, получить ясную картину происходящего и ответить на вопрос: «Это смертельно опасная ситуация или хроническая?»
Р. собрала информацию об истинном положении вещей и обнаружила, что в сложных и, главное, сходных ситуациях оказались все участники процесса. Они чувствовали, что так далее продолжаться не может.
Т.е. все еще хуже, чем она предполагала. Откладывать решение стало невозможно и опасно.

2. Маханаим – Лагеря
Второе действие – разделение мыслей и дел. Требуется определить и назвать словами ту установку, которой руководствуется человек сегодня, и отделить от него ту мысль, которая позволит выжить.

Мысль, которой руководствовалась Р. все это время: «Я хочу сохранить всех, все мне одинаково важны. Группа может работать, только если все будут идти вместе».
Мысль, которой она заменила предыдущую: «Я готова признать невозможность этого пути. Я готова разделить людей на работающую и неработающую группы, и пусть хоть кто-нибудь выживет».
Эмоционально сразу стало легче!

3. Матанот – Подарки
Третье действие – признать, что эта ситуация определяет жизнь сегодня, диктует условия, влияет на вас, и ответить на вопрос: «В чем моя вина по факту?»
Р. признала, что слишком медлила с решением. Она считала, что не должна никого инициировать. Инициатива должна исходить от самих участников группы. Она признала, что сегодня должна занять более активную позицию, хотя это и намного сложнее для нее. Обзвонила участников группы, пригласила на беседы, встретилась и т.д.

4. Маавак – Борьба
Четвертое действие – борьба с собой, осознание того, для чего возникла эта ситуация. Что мне это дало?
Р. поняла, что эта ситуация дана была ей и всей группе для усложнения как мировосприятия, так и мышления. Для приобретения Мудрости.
Тогда начали приходить ответы на вопрос, как жить и руководить по-другому.

Конфликт государственный

Я провела небольшой семинар на тему «4 этапа выхода из кризисной ситуации»:
— сначала пересказала эпизод из Торы;
— затем предложила рассмотреть этот эпизод, заменив Эйсава опасной болезнью;
— после этого предложила выбрать тему для анализа в любой области.

Сразу же разговор пошел о политике и о положении нашего государства.
Мнения разделились. Часть участников семинара утверждала, что положение хроническое: «Евреи жили так всегда!» Другая часть доказывала, что ситуация критическая: «Все скоро взорвется!»

Я обратила внимание участников семинара на то, что такой подход позволяет определить позицию человека: активную или пассивную. И действительно, те, кто говорили о смертельной опасности, были политически или общественно активны и наоборот.
Далее продолжать анализ ситуации в стране можно было только в разных группах. Те, кто считает ее экстремальной, могут использовать методику 4-х этапов для принятия правильных решений, а те, кто считает ситуацию штатной, должны искать другие методы ее решения.

V. Выводы

Существует метод выхода из кризисной ситуации в четыре этапа по Торе.

Метод базируется на Торе и, следовательно, придает уверенность в процессе принятия решений. Он распространяется на разные области человеческих взаимоотношений, как личных, так и общественных.

Метод можно быстро и просто объяснить.

Метод позволяет принять решение, правильное для человека в этот момент жизни.

Метод эффективно экономит массу времени и энергии, сокращая путь принятия решения.

Затрагивая болезненные вопросы, метод позволяет не убегать от сложных тем, а деликатно, но решительно, т.е. профессионально, подойти к проблеме.

Для проверки действенности метода рекомендуется проверить его на себе.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль