Часть третья — Израиль и рассеяние (Оскар Скарсон)

803 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

Часть третья - Израиль и рассеяние (Оскар Скарсон)Цель:
1. Территория распространения иудаизма в 1 веке.
2. Характер иудаизма в рассеянии и в Израиле. Отношение между двумя общинами.

Рассеяние.

После Вавилонского плена (587-538 г. до н.э.) не все евреи уведенные в плен возвратились в Иерусалим. Некоторые остались в Вавилоне, где размножились и обогатились. Эта община стала почти основной через несколько столетий в формировании талмудического иудаизма.

Была так же и египетская община. Которая началась после того как сбежали из Иерусалима в попытке сбежать от вавилонских захватчиков. (Иеремия 43-44). Под благосклонной властью Птоломеев, египетские евреи, особенно в Александрии стали очень влиятельными. Эта община была настолько большой, что они составили большинство в двух из пяти районов города, да и в трех других можно было встретить еврейские жилища.

В эпоху эллинизма евреи воспользовались случаем поселиться в новых им местах. Так что в начале нового тысячелетия евреи жили в больших и малых общинах, начиная с Персидского Залива на Востоке, далее по побережью Средиземного моря до Испании и, возможно, до Марокко на Западе.

Все эти рассеяния возникли, кроме Египетского и Вавилонского, не под давлением захватчиков. Это произошло по их собственной инициативе. Казалось, что жизнеспособность нации более проявлялась в рассеянии чем в собственной стране.

Израиль

Большую часть времени после вавилонского плена оставалась неутешительным. Персы разрешили создать вокруг Иерусалима подобие некой еврейской провинции. На остальной части территории жило смешанное население, которое Ездра повелел Иудеям не признавать евреями. Кстати, именно в это время название «евреи» закрепилось не только за жителями Иуды, а позже обитателями Южного царства, а за всем израильским народом. Так что еврейская нация долгое время оставалась крошечным народом, живущей на крошечной территории в Иудейских горах. В основном евреи жили вне своего государства.

Хасмонеи расширили территорию Иудеи во всех направлениях. На Юге они покорили идумеян, которых заставили принять иудаизм, а также захватили прибрежные районы к западу и на север от Иерусалима. На Севере они захватили политическое господство над Самарией и Галилеей и даже над частью Заиорданской стороны.
В Новом Завете говорится о двух центрах еврейского населения: Иудее с Иерусалимом и Галилее. Между ними была Самария. С тех пор как Хасмонеи уничтожили самарийский храм на горе Гаризим и город Шхем, евреи и самаряне относились друг к другу с враждебностью и недоверием. Когда народ Галилеи восходил на праздники в Иерусалим, они старались не проходить на территории Самарии. Вместо этого они шли по дороге к востоку от реки Иордан, снова переходили реку возле Иерихона, а оттуда поднимались в Иерусалим. Эту дрогу избрал Иешуа в последний раз поднимаясь в Иерусалим.

Галилея

«Последняя очень плодородна, изобилует пастбищами, богато насаждена разного рода деревьями и своим богатством поощряет на труд самого ленивого пахаря. Немудрено поэтому, что вся страна сильно заселена; ни одна частица не остается незанятой; скорее она чересчур даже пестрит городами, и население в деревнях, вследствие изумительного плодородия почвы также везде до того многочисленно, что в самой незначительной деревне числится свыше 16 000 жителей» (Иудейская война 3,2)

Это описание времен Иешуа. Галилея была цветущей. Но на этой территории все еще проживало большое количество не евреев. В это время население примерно составляло 150-170 тысяч жителей, основная часть которых жила в 200 деревнях Галилеи. (Назарет был крошечной деревушкой с населением примерно в 200 человек, а в Капернауме было 1700 жителей.)

Во время Иешуа было 2 эллинистических города в Галилеи — это Сепфорис и Тивериада. Сепфорис считался столицей Галилеи, пока не был разрушен во время восстания, последовавшего после смерти Ирода. Его сын, Ирод Антипа отстроил этот городи в 3 г до н.э. сделал его столицей провинции. До правления Траяна (117 г н.э.) основными жителями были евреи. Это был второй город после Иерусалима по красоте и величине. Примерно 18 тысяч жителей.

Назарет был расположен на пять километров от этого города и можно почти с уверенностью сказать, что юноша Иешуа бывал в этом городе и наблюдал за его жизнью. Ремеслиники при Ироде участвовали в строительстве города и вполне возможно, что и Иосиф вместе со своим сыном также строили его. Речи Иешуа показывают нам, что он был знаком с жизнью большого города.
Одной из женщин следовавшей за Ним была Иоанна из Сепфориса, жена Хузы, управителя Ирода Антипы. (Лука 8,1-3/24:10)

Сепфорис был столицей до 20 г н.э. пока это звание не перешло к Тивериаде.
Именно из-за названия этого города иногда озеро Кинерет называют «морем Тивериадским»

В Иорданской долине и в Заиорданье находились 10 эллинистических городов, которые составляли десятиградье.

Евреи Галилеи не были отделены от жизни неевреев. Некоторые Галилейские деревни, включая Назарет находились рядом с торговым путем «Виа Марис», приморский путь. Только одна часть Галилеи была отделена от него — это верхняя Галилея. Здесь не было эллинистических городов и его насселение составляло евреев крайне националистического толка.Самые воинственные вожди и воины зилотов были именно из верхней Галилеи.

Служение Иешуа проходило в основном в Нижней Галилеи. Создается впечетление, что Он сознательно избегал больших городов и крайне настроенных еврейских поселений. Это говорит нам о том, что отлично понимал Своё предназначение.

Иерусалим — столица евреев

«Иерусалим — моя родина… это столица не только Иудейской земли, но и многих стран» (Филон)

Тот, кто написал это родился и вырос в Александрии. Это был один из самых известных греческих философов своего времени. Он говорил и писал на самом превосходном греческом языке. На первый взгляд он был греческим евреем у которого ничего не осталось от еврейского происхождения. Но не смотря на греческий уклад жизни — он все же считал Иерусалим своей родиной. Он соблюдал обычаи предков и в своих трудах пользовался Торой. Филон был очень похож на евреев рассеяния. Они жили не на своей земле но все же они душой были на земле своих предков. Из Израиля постоянно приходили посланцы с письмами к общинам рассеяния по вопросом соблюдения обрядов, праздников и новых ересей. Это происходило и после разрушения храма.
Толпы из рассеяния постоянно приходили на 3 паломнических праздника. Они приходили не только, чтобы принести деньги в храм, но и послушать известных учителей, и более ревностно соблюсти традиции.

Современные научные исследования показывают тесную связь между Иерусалимом и евреями рассеяния.

«Палестинский иудаизм против эллинистического»

(Строго говоря, название «палестинский» нельзя употреблять для описания иудаизма до 2 го века н.э., когда Римляне стали официально называть Израиль «Сирия Палестина». несмотря на это, оно употреблялась древними авторами еще времен Геродота — 5 в до н.э. Слова Палестина и палестинский веками употреблялась в речах еврейских ученых как общее название географической территории Иудеи, Самарии и Галилеи.)

Всех евреев, как рассеяния так и самого Израиля объединяла — верность Закону и Иерусалимскому храму.
Именно верность Торе заставляла евреев рассеяния отвернуться от массового поклонения императору, а преданность Иерусалиму держало чувство обособленности и побуждало хотя бы 1 раз в жизни совершить туда паломничество.

Евреи рассеяния выражали свои религиозные убеждения в произведениях различных литературных жанрах: от философских трудов до пылких патриотических стихов «Третьего пророчества Сивиллы».

Однако палестинский иудаизм несколько отличался от иудаизма рассеяния. Условия жизни в Израиле и вне были различны. И конечно это отражалось на религиозной жизни евреев.

1. Евреи рассеяния чаще общались с не евреями. И потому в этом причина выражено пропагандистского характера литературы евреев рассеяния по сравнению с литературой написанной в самом Израиле.
Приме того являются «Сивиллины книги». В этих книгах языческие пророчицы провозглашают основные догмы иудаизма.
Нигде в литературе рассеяния нам не встретить длинные обсуждения галахического закона, каких много в талмудической литературе. Видимо в рассеянии жило не так много ученых раввинов, а может и такое, что сталкиваясь с многочисленными повседневными заботами своих небольших и раздробленных общин, у них просто не хватало сил сражаться с друг другом по по поводу частностей галахического закона.
Насколько нам позволяют имеющиеся источники, мы видим, что очень мало евреев рассеяния участвовали в различных религиозных сектах.
Известное из трудов Иосифа Флавия, разделение на саддукеев, фарисеев, ессеев и зилотов относится по видимому только к Израилю, где и здесь к ним относились лишь небольшое количество жителей.
Евреи рассеяния гораздо меньше стремились образовывать партии и течения, чем их израильские братья. Они в первую очередь были не фарисеями и саддукеями а просто евреями. Главным религиозным авторитетом для них было не доктрина какой то партии, а Закон и Храм.
Поэтому эллинистический иудаизм был менее раздроблен и фанатичен, чем иудаизм различных израильских партий.

Синагоги и церкви

Евреев рассеяния иногда называют предшественниками апостола Павла. Конечно это не говорит, что они думали как он и прекратили нести Тору, как на сцене появился апостол. Источники описывают скорее «соревнование» среди миссионеров. Чтобы лучше это понять, давайте заглянем в синагогу того времени.
Синагогу составляли 2 различные группы.

Соблюдающие обряды евреи.
Вероятно именно они построили синагогу на свои средства. Потому и понятно их преданность синагоге.
Они надеялись, что синагога привлечет к себе внимание не евреев и они примут иудаизм.
Основанием для этого была другая группа посещающих синагогу. Это были не евреи уверовавшие в Бога Библии. Они пытались жить по этическим законам Библии, с которыми были немного знакомы. Многие из них планировали совершить полный переход в иудаизм, хотя только некоторые делали этот шаг. В Новом завете их называют «боящиеся Бога».

Когда впервые благая весть была обращена к народом — они то и стали основными слушателями этой вести. Миссионеры христиане долгое время продолжали трудиться в первую очередь среди посещающих синагогу. Здесь слушатели больше всего были готовы для принятия благой вести о спасении, не через ритуальное соблюдение Закона, а Именем Господа Иешуа.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...