Часть шестая — Религиозные партии: Ессеи и Зилоты

796 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

Ессеи

Открытие свитков мертвого моря дала нам новые данные из первоисточника о еврейском движении, о которой прежде было известно только из произведений Филона и Иосифа.

История движения ессеев.

Во время правления династии Хасмонеев, от них и от поддерживающих их хасидов отделилась часть иерусалимских священников. Скорее всего поводом для этого послужила узурпация должности первосвященника представителем хасмонейской династии Йонатаном в 152 г до н.э. Хасмонейский узурпатор, именуемый в свитках «Злым священником», по видимому, Йонатан.
Очень вероятно, что обиженные священники вначале поддерживали восстание Макавеев. Это может объяснить, почему позже они испытывали такое разочарование и горечь по отношению Хасмонеям. Между «злым священником» и неизвестным священником, который основал общину ессеев, возникло яростное противостояние по вопросу о времени религиозных праздников и разных правил соблюдения чистоты. В свитках этот учитель носит имя «Учитель праведности», вероятно речь идет о священнике из рода Цадока.

Спасаясь от преследования «Злого священника», он и его последователи ушли в окрестности Дамаска и основали там общину Нового Завета. Через несколько десятилетий, около 100 г до н.э. ессеи построили поселение в Кумране, где их основной целью стала подготовка и переписывание свитков, а также изучение Писаний. У них была огромная библиотека. Община состояла из 50-60 человек, включая дочернее поселение в Эйн Фешеке. В 68 году н.э. ессеи бежали от наступающей армии римлян: назад они уже не вернулись. Прежде чем они убежали они спрятали всю библиотеку в ближайших пещерах, где её и нашли в 1947 году и в последующие годы.

Кумранская община была организована наподобие общины, объединенной во круг скинии завета во время 40 лет странствования в пустыне. Соблюдалась строгая иерархия: сначала священники, потом левиты, потом «многие», т.е. народ. Большое значение предписывалась погружением в микву и ритуальной чистоте. Священническая направленность движения чувствуется также в отношении к Иерусалимскому храму. Со времен «Злого священника» ессеи считали Храм оскверненным и жертвоприношение в нем — недействительными. Тем не менее они продолжали посылать ритуальные приношения в Храм. Их отрицательное отношение к храмовой службе совсем не означает, что они потеряли уважать Храм или считали службу в нем ничего не значащим.
Напротив они отрицали современную им службу только лишь потому что почитали Храм. Они хотели сами встать во главе Храма и потому молитвы и общие трапезы в Кумране лишь временно замещали идеальную храмовую службу, которая должна была быть возобновлена как можно скорее.

Ессеи и ранняя церковь
Нужно подчеркнуть, что в Кумране жила очень небольшая часть ессеев. Иосиф сообщает, что есейская община насчитывала 4000 мужчин, и что они жили во всех городах и деревнях Иудеи. У них был и собственный квартал на горе Сион.

Со времени Ирода Великого существовал квартал ессеев в юго-западной части Иерусалима (сегодня это гора Сион). Археологические раскопки обнаружили Ворот ессеев, через которые были выход к уборным за городской стеной. В квартале ессеев нашли миквы такого же типа, как в Кумране. Из Храмового свитка мы узнаем, что в Святом городе позволялось жить только ессеям-мужчинам, хотя из свитков мы знаем, что община не требовала воздержания от брака. Указывалось, что именно мужчина несущий кувшин воды (обычно женская работа), привел учеников к месту тайной вечери. (Мк14,13) В этом свидетельство того, что хозяева были либо ессеями, либо сочувствующие им. Согласно Деяний 1, 13 ученики жили в Верхнем городе, частью которого был квартал ессеев.
Топография города позволяет предположить, что первые христиане близко соприкасались с ессеями и могли испытывать их влияние и это вне связи с тем, что некоторые ессеи могли уверовать в Иешуа. Между ессейской и раннехристианской общиной существует много поразительно схожих черт:

1. В Кумранских текстах противопоставляется понятия о богоизбранности и милосердии Господнем в абсолютной греховности человека.
2. При вступлении в кумранскую общину собственность новых членов поступала в распоряжение общины, или по крайней мере должна была управляться по правилам ритуальной чистоты.
3. Община управлялась 12 членами, очевидно представляющими 12 колен Израиля и тремя священниками.
4. Специально назначенный надзиратель (мевакер) принимал новых членов и занимался другими делами внутренного порядка. Мевакер по гречески епископос, так в начале христианства называли старейшин местных общин. Обязанности мевакера и раннехристианских епископов очень похожи.
5. В Кумране членов общины называли «многие» (Ха-рабим). Это сходно с обозначением «множество» в Деяних 6:2,5 и 16:12,30
6. Толкуя Писание, Кумранская община делал особый упор на то, что в их жизни осуществляются библейские пророчества.

Но несмотря на эту схожесть, есть очень большие различия.

1. В раннехристианской общине нет ничего похожего на то видное место, которое занимали в Кумране священники. Только священник в этой общине мог произнести браху на еду. В этом отношении раннехристианская община была похоже на фарисейскую «хавуру», где священники вообще не играли никакой роли, а напротив подчеркивалось священство всех верующих. Во всем тексте Нового Завета слово священник (иереус) ни разу не используется для названия старейшин собрания, а употребляется только по отношению к Христу или ко всем верующим.

2. Спасение, согласно учению кумранской общины, зависит только от Божьей милости, его можно получить выполняя правила общины и повинуясь Торе Учителя праведности. Получение спасения не связано с Мессией.
и т.д.

Джозеф А. Фицмайер сказал: «Сравнение ранней иудео-христианской церкви с общинами ессеев указывает на наличие гораздо большего числа коренных различий, чем сходств»

Фарисеи очень заботились о своей ритуальной чистоте и поэтому ограничивали контакты с теми, кто не принадлежал их «хавурот», но при этом их программа не узко сектантской, она была направленна на весь Израиль. Фарисеи хотели, чтобы весь Израиль присоединился к ним. Они не считали себя истинным Израилем, а других посторонними. В этом они отличались от ессеев, которых всех, кто не с ними считали «сынами тьмы» достойными лишь презрения со стороны «сынов света»

Ессеи считали, что стать частью истинного Израиля, можно лишь войдя в их общину через покаяние и погружение в микву. Это был единственный путь в грядущую «Общину Нового Завета»

Очевидно христианская община объединила в себе черты обоих общин, но это было на принципиально новой основе. Подобно фарисеям, христиане обращались ко всему Израилю, но утверждали, что участие в грядущем Израиле зависело от членства в мессианской общине.

Ессеи считали себя истинным остатком, грядущим Израилем, Общиной Нового Завета, сынами света. Ранняя иудео-христианская община приняла все эти понятия, утверждая, что покаяние и искупление и прощение возможно только через распятого и воскресшего Мессию. В поддержании ритуальной чистоты христиане превзошли и фарисеев и ессеев.

Подобно ессеям, ранние иудео-христиане считали, что живут в последние дни о которых говорили библейские пророки. Каждый из них считал свою общину новым Израилем, восстановленными 12 коленами, Общиной Нового Завета, в которой присутствует Святой Дух Божий. Иудео-христиане, так же как ессеи но по совершенно иным причинам, отказывались принимать храмовые жертвоприношения, и каждая община считала себя духовным храмом. Оба движения придерживались мнения, что человек грешен от рождения, он оправдывается и получает прощение только по милости Божьей, но придерживались различных взглядов о том, что служит основой для прощения.
Ритуальное омовение было основной частью процедуры приема новых членов в обоих движениях (а также использовалось фарисеями при обращении язычников)

Фарисеи считали храм в первую очередь местом молитвы и проповеди. Храмовым жертвоприношением отводилась не столь значительная роль.Тот же подход, описанный в Деяниях характерен и для ранней церкви после смерти и воскресения Иешуа. (2,42-46. 3,1).
Фарисеи, подобно христианам, называли Бога Отцом. Важной стороной их представления о будущем Израиля было ожидание воскресение мертвых. И фарисеи и Иешуа много учили в синагоге и принимали участие в общих трапезах. Но эти трапезы отличались. Иешуа приглашал грешников, а фарисеи только тех кто был ритуально чист.

Зилоты

Это было националистически настроенное правое крыло фарисейского движения. Иосиф пишет, что они были во всем согласны с фарисеями, кроме одного «они охвачены неукротимой любовью к свободе, так как убеждены, что Бог их вождь и господин.

Согласно Иосифу — это движение основал Иуда из Гамлы и фарисей Цадок в ответ на на проводимую Квирением перепись. Они говорили, что эта перепись настоящее рабство и призывали народ вступиться за независимость. Быть может Иуда мечтал стать вторым Маккавеем, и в одном он преуспел. Многие из его потомков стали видными борцами за свободу евреев. Его сыновья Симон и Иаков участвовали в выступлениях против римлян, однако в 47 г н.э. были распяты как возмутители. Его потомок Менахем захватил в 66 году н.э. захватил Масаду, а позже возглавлял восстание в Иерусалиме. Есть сведения, что некоторые из его потомков претендовали на звание Мессии или считались такими их последователями.
Они не гнушались политическими убийствами. Они прятали под одежды кинжалы и в праздничной толпе находили жертв и закалывали их. Откуда и произошло их прозвище «сикарии» — носящие кинжал. Создается впечатление, что сикарии перед 70 г н.э. держались особо от остальных зилотов.

Самый драматичный момент зилотов наступил, когда разразилась великая война против Рима в 66-70 году н.э., подробно описанная Иосифом Флавиеем.
Это война наступила не как возмущение евреев, а как восстание зилотов. Многие евреи были настроены против этого восстания. Но после того, как Иерусалимская аристократия убедилась, что не миновать серьезного отпора римлян, они подняли всю страну.
От этой войны удалось скрыться евреям уверовавшим в Иешуа. Они бежали в Петру. Город населенный преимущественно язычниками. Точного времени побега мы не знаем. Позже, некоторые из них вернулись в Иерусалим.Есть данные, что иудео-христианская община существовала в Иерусалиме вплоть до полного изгнания римлянами в 135 году н.э. Другие верующие на протяжение поколений жили в Заиорданской области.

Если подвести итог, то мы можем сказать, что основатель талмудического иудаизма Иоханан бен Закай тоже убежал из осажденного города и отправился на запад, на приморскую долину Явне. Где он учредил академию и организовал Синедрион раввинов, взамен Иерусалимского синедриона. Старейшины иудео-христианской общины, напротив после 70 года возвратились в Иерусалим, где продолжали молиться, справлять праздники и проповедовать воскресшего Мессию.

Падение Иерусалима и Храма в 70 году н.э. нанесло огромный ущерб еврейской жизни. Оно означало исчезновение саддукеев, ессеев и зилотов. Уцелели лишь 2 партии, общим у них было то, что они не нуждались в Храме. Им суждено было стать родоначальниками 2х господствующих религий: талмудического иудаизма и христианства.

Йоханан бен Заккай искал прибежища в Явне и его задачей было внутренняя перестройка иудаизма и создание нового, чисто религиозного руководства еврейского народа. И верующих в Иешуа тоже была весть для своих братьев-евреев. Но помимо этого у них была задача нести это послание и другим народам.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...