Часть пятая — Саддукеи и фарисеи (Оскар Скарсон)

771 Просмотров




Цель занятия:
Мы расскажем о происхождении и характере двух основных религиозных партий иудаизма в первом веке.

Терминология и источники

Что мы понимаем под иудаизмом первого века?
По мнению некоторых — религию фарисеев (прушим). Но в таком случае, что сказать о саддукеях и ессеях? Следует ли их считать вне иудаизма? Но тогда, даже еще и не существовало понятие иудаизм. А просто существовал еврейский народ, отдельные члены которого принадлежали к различным религиозным партиям. Можно было принадлежать к какой либо партии и при этом не потерять своей еврейской принадлежности.

Какие же партии были?Мы зависим от сохранившихся источников и не не уверены, что он полон. Но на основании дошедших сведений, мы знаем как минимум о пяти религиозных группировок: саддукеи, фарисеи, ессеи, зилоты и последователи Иешуа. Некоторые может удивятся, что в этом списке последователи Иешуа. Но тогда почти все Его последовали были из евреев. И тогда еще не существовало понятие — христианство и потому говорить о противопоставлении христианства иудаизму просто бессмысленно.

Так же неверно говорить, что первые последователи Иешуа отмежевывались от иудаизма.Вместо этого, первые последователи отмежевались от саддукеев и зилотов и вели постоянные споры с фарисеями.

Лишь 2 партии существовавшие до 70 года оставили после себя письменные свидетельства: ессеи (Свитки Мертвого Моря) и верующие в Иешуа (Новый Завет). Нет ни одного документа который можно безоговорочно отнести к саддукейскому или фарисейскому или зилотскому источнику 1 века. Мы располагаем лишь произведениями 2х «бывших» фарисеев — Павла и Иосифа.
Каждый читающий Новый Завет должен знать, что перед ним первоклассный источник сведений по иудаизму первого века, написанный современниками.

Фарисейство и иудаизм раввинов после 70 года.

Йохананна бен Заккая можзно по правув назвать новым основателем иудаизма после катастрофы 70 года. Его соперники за место народных вождей были уничтожены. Саддукеи постепенно исчезли после разрушения храма. Центр ессейской общины в Кумране был уничтожен римлянами. Практически все зилоты пали в бою. Таким образом, остались почти одни фарисеи, главенство которых некому было оспаривать. И сними то и связано пришествие талмудического иудаизма.

Но надо отметить, что в талмудической литературе нет ни одного раввина первого века или более позднего периода, который бы называл себя фарисеем. Но более того, слово фарисей стало встречаться в негативном смысле, как признак сектантства. Иногда фарисеев включают в список отступников и еретиков.
Но если признать, что фарисеи — это духовные предшественники раввинов. Почему сами раввины отзываются о них так плохо?

Чтобы понять это, нужно понять в каких условия попали раввины после 70 года. Раввины считали, что они единственные, которые могли позаботиться о нуждах еврейского народа.
Иосиф Флавий говорит, что фарисеев было более 6000 человек и 4000 ессеев. Для нас эти цифры выглядят удивительными, тем более это удивительно в свете того, что написано в Деяниях 4,4 — что первых уверовавших через проповедь апостолов было около 5000 человек, а за десятки лет эта цифра увеличилась во много раз. (Д.Апостолов 21,20)
Что же означают сведения Иосифа? Возможно Иосиф хотел сказать, что 6000 человек были членами фарисейских общин, «хавурот»

Из талмудической литературы мы видим, что Йоханан бен Заккай чувствовал необходимость отстраниться от сектантского духа фарисейства. До нас дошли его высказывания, в которых он нападает как на фарисеев, так и на саддукеев. Скорее всего, это была сознательная попытка избавиться от роли вождя секты и получить признание вождя народа. Такое отношение могло бы объяснить почему раввины после 70 года не называли себя фарисеями, а наоборот старались придать негативную окраску названию фарисей.
Это свидетельствует также, что переход от фарисейства к талмудическому иудаизму не был таким безболезненным, как многие хотят это представить. Высказывания, безоговорочно восходящие к ученым — фарисеям до 70 года чрезвычайно редки в талмудической литературе. Что указывает на критическое отношение к наследию фарисеев при формировании талмудического иудаизма после 70 года.
Отсюда вытекает необходимость быть осторожными к высказываниям раввинов 2-6 веках о периоде перед разрушением Храма.
Мы должны понимать, что Йоханан и его соратники построили талмудический иудаизм на более широкой основе чем одно фарисейство.

Саддукеи

Саддукеи были аристократами израильского общества. Нет никаких указаний, что они играли какую то роль вне Иерусалима. В социальном, политическом и религиозном отношении они были консерваторами. Они были против любых изменений, которые могли пошатнуть хрупкое равновесие, достигнутое при римлянах. Саддукеи пользовались большой властью и не хотели её терять.
Теологический консерватизм саддукеев вылился в упрямую приверженность букве Закона.
Группа саддукеев считала действительными только те правила, что записаны в Торе. А установления принятые в прежних поколениях соблюдать не считалась обязательным. Они отвергали фарисейское понятие авторитетного галахического предания в дополнению к Писанию.
Отцы церкви высказывали мнение, что они признавали как Писание только 5ть книг Моисея, но скорее всего это ошибочно.
Они отрицали веру в бессмертную душу и воскресенье, существование ангелов и духов. Буквальное понимание Закона проявлялось в том, что они требовали в точности исполнять предписанные Законом наказания. Например, прелюбодея побить камнями. Но в среде фарисеев, основываясь на новых галахических постановлениях было стремление смягчить наказание.

Фарисеи

Они происходили из другой среды чем саддукеи. Большинство из них не происходило из аристократии. Типичный фарисей был — купец, ремесленник и крестьянин.
Саддукеи были из аристократии и сторонились народа, а фарисеи вышли из самой её гущи. Это были свои и народ к ним прислушивался.
Основным камнем преткновения между фарисеями и саддукеями было признание фарисеями важности «Предания старцев», передаваемое из поколения в поколение.
Направленное против фарисеев письмо из Кумрана (4КММТ) свидетельствует о том, что приблизительно к 150 году до н.э. фарисеи, саддукеи и ессеи по разному толковали Писание. Очевидно, что фарисеи признавали за галахическими преданиями большую важность чем другие группы.
Как показал ученый Джейкоб Нюснер, в период после оформления Мишны этот подход привел к созданию «Устной Торы» раввинов. В Пиркей Авот (250 г н.э.) учения раввинов представлены как слова Бога переданные Моисею при получению Торы. Там написано, что «если кто найдет в Законе значения, несогласные с Галахой, даже если он сведущ в Законе и совершает добрые дела, нет ему части в грядущем мире» (3.11)

Талмуд узаконил Галаху как слова Бога.
Во времена Иешуа устной торы не существовало, были только галахические постановления разных партий. В том числе и фарисейское «Предание старцев».

Своими корнями движение фарисеев уходит во времена Маккавеев. В начале восстание Маккавеев поддерживали «хасиды» (благочестивые). От этих хасидов произошли и фарисеи и ессеи. Позднее когда Маккавеи превратились в династию Хасмонеев, аристократическую семью, больше дорожившие благами этого мира чем религией, некоторые хасиды отошли от них.

Они хотели, чтобы каждый израильтянин жил не только исполняя Закон, но и соблюдал правила ритуальной чистоты, которые в Писании обязательны только для священников. Они хотели в буквальном смысле превратить Израиль в народ священников, как сказал о нем Бог (Исход 19,6) Каждый израильтянин должен был выполнять законы ритуальной чистоты так, как если бы он был священником.

Чтобы помочь в достижении этого идеала, фарисеи организовывали общины «хавурот», основным назначением которых было дать возможность всем членам общины соблюдать законы ритуальной чистоты и разделять трапезу приготовленную кошерно.
Может само название было связано с этим явлением. Ведь оно означает «отделивший себя» и надо думать, от нечистых вещей и людей. Большая часть фарисейской галахи посвящено тому, как члены хавурот должны вести себя с «внешними», чтобы не нарушить своей чистоты. Эти внешние именовались как «амей хаарцот», народом страны.
Показателем успеха может служить то, что не все они были писцами. К хавурот принадлежали обыкновенные люди, которые пытались в своей повседневной жизни воплотить идеал фарисеев.

Фарисейство и храм

Как мы видели, фарисеи стремились превратить каждого израильтянина в священика и каждый прием пищи в в храмовую трапезу. Они хотели распространить святость Храма, а не упразднить его. И все же, если провозглашать пинцип, что храм там где ты находишься, легко придти к заключению, что настоящий Храм не имеет большого значения и его можно упразднить.

Главной составляющей Храма — жертвоприношение. Пророки учили, что любая жертва должна сопровождаться сокрушенным сердцем. Легко было заключить, что жертвы сами по себе не имели большого значения, а самое важное — движение сердца. Но Тора повелевала приносить жертвы: в этом основа двойственного отношения фарисеев к жертвоприношениям. Авторитетом Закона жертвоприношение почиталась как повеление Бога, но в то же время основным для получения прощения считалась раскаяние.

Интересно упомянуть отношение Йохананна бен Заккая. Он не считал, что выполнение религиозного ритуала необходимым или действенным самим по себе. Поэтому смог в разрушении Храма и прекращении жертвоприношений увидеть указание Свыше, что настало время заменить службу в Храме другими средствами.

Однако народ слишком горевал о разрушении святилища. В Мишне сохранилось много преданий, что Храм будет восстановлен. Этого восстановления страстно желали раввины.

Синагога

Общепринято считать, что синагоги возникли в период Вавилонского плена.
Старейшие источники говорят, что основное место в в синагогальной службе занимало чтение и толкование Писаний. Следует подчеркнуть, что синагога была предназначена для рядовых членов общины. Если в Храме все делали священники, то в синагоге все обязанности выполняли обыкновенные люди.
Основную часть службы — Чтение Закона — исполняли по очереди члены синагоги. Если присутствовал писец, его просили истолковать текст, в его отсутствие каждый мог высказаться, а гостей просили выступить и сказать собранию «слово наставления».

Кроме чтения и толкования Писаний, основным моментом службы была молитва. И здесь снова молилось все общество, а не священник или специально назначенный.

Еще до времени Иешуа эти 2 части службы совершались по заведенному порядку. Чтение Пятикнижия состояло из чтения по Субботам в соответствии с трехгодичным и одногодичным циклами и Пророков, из которых брали отрывки соответствующие читаемому отрывку из Пятикнижия.

Некоторые основные молитвы, использующиеся сегодня в синагогальной службе, восходят к 1 веку н.э., а некоторые произносились в последние 200 лет до нашей эры.
Такая молитва как «Шмона Эсре». — «восемнадцать благословений». Отдельные благословения из этой молитвы гораздо старше чем вся молитва из 18 благословений, которая по видимому сложилась в 1 веке.
Отголоски синагогальных молитв в Господней молитве и других раннехристианских молитвах свидетельствует о том, что они были хорошо известны Иешуа и первым ученикам. Не следует думать, что первые верующие не стремились в своих собраниях к определенному принятому порядку. Не случайно, что Лука говорит, что собрания пребывали в молитвах, а не молитве, что говорит об определенном порядке.

Синагога и служба в ней с самого начала считалась дополнением, а никак не заменой службе в Храме. В Храме приносились жертвы, а синагоге изучалось Писание. Таким образом синагога и не противостояла Храму, но не обязательно была на стороне священников. Рядовые писцы были гораздо ближе, чем священники. Не вызывает сомнения, что фарисеи пользовались большим влиянием за 100-150 лет до разрушения Храма.

После разрушения Храма служба в синагоге стала истинной заменой храмовой службы, но для этого нужно было внести серьезные корректировки. Левиты в Храме больше не пели псалмы — теперь собрание синагоги взяло на себя эту ответственность. Благословение Аароново теперь не произносили только священники, но все члены синагоги произносили вместе. Позднее место храмовых жертвоприношений заменили особые молитвы. Так же вошло в обычай произносить отрывки из Библии и Мишны, о том, что духовные жертвоприношения являются заменой обычным.
Следует подчеркнуть, что ни один из раввинов, принявших такие постановления, не считал их вечной заменой службы в храме. Они слагали молитвы о восстановлении Храма.
Теоретически такова была позиция талмудического иудаизма, но проходили столетия и храмовая служба все больше казалось чем то странным и не знакомым, пока Маймонид не объявил культ жертвоприношений лишь временной необходимостью.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль