Часть первая — Иудаизм и Эллинизм (Оскар Скарсоне)

1 374 Просмотров




Занятие 1:
Иудаизм и Эллинизм.

Цель занятий: Узнать о столкновении культур и религий, которые сделали иудаизм таковым, каким его знали авторы Нового Завета.

Восстание маккавеев

Еврейский ученый из Германии Элиас Бикерман выдвигает гипотезу, что евреи в Израиле подверглись элинизации задолго до Антиоха. И началась она по инциативе влиятельных кругов политического и религиозного руководства Иерусалима.
«Заключим договор с язычниками», сказали они, — потому что нас постоянно преследуют несчастья с тех пор, как мы отделились от них.

Народ в Иерусалиме нашел, что это разумно и некоторые из них в пылу обратились к царю и от него получили разрешение ввести иноземные законы и обычаи. Они построили в Иерусалиме гимнасий (спортивный комплекс) в языческом стиле. Они скрыли свое обрезание и отошли от святого завета. Они вступали в браки с язычницами и следовали их пагубным обычаям 1 Макк.1:11-15

Таким образом вопрос об эллинизации оказывается в большей мере связанным с внутриеврейским конфликтам. Маккавеи обращали свое оружие главным образом против своих. 1 Макк.2:43-46

Сами воины — маккавеи, впоследствии создавшие Хасмонейское царство, находились под сильным влиянием эллинизма. Но их эллинизм был особого рода. Он не вступал в противоречие с основополагающими истинами иудаизма.

Иудеи, их религиозные сторонники — предшественики фарисеев — сумели включить в иудаизм важные элементы эллинистической культуры. Так, что они уже не воспринимались как угроза иудаизму, а казалось приобретением.

Александр Великий и торжество эллинизма

Александр Великий умер в 322 г до н. э., он сумел не только покорить наиболее важные государства восточного Средиземноморья, но и заложить основы культурной революции, определившей развитие древнего мира на столетия вперед.

Он мечтал о союзе культуры Греции и с древними культурами Востока. И хотя его империя распалась сразу после его смерти, многим его мечтам суждено было сбыться.

Здесь следует оговориться: оба партнера — Греция и Восток — находились в разном положении. Гр. культура — была культурой победителей: правителей, армии и новой предпринимательской элиты. На греческом языке говорили правительство, администрация, предприниматели и торговцы. Греческая литература была объявлена примером для подражания. Таким образом, все кто желал преуспеть в жизни должен был приобщиться к ней.

Напротив, язык и древняя культура Персии, Сирии, Израиля и Египта не пользовались таким почетом. Это были культуры покоренных народов. И победители относились к ним как к чему то второстепенному. Эти же чувства разделяли и амбициозно настроенные представители покоренных народов.

Но было, что то что выравнивало положение. Греки могли наружно показывать пренебрежение к «варварской» культуре Востока, но втайне они преклонялись перед ней. В трудах древнегреческого историка Геродота есть известное описание, когда он рассказывает свою встречу в Египте с греческим жрецом.
Жрец говорит ему: «Вы, греки, похожи на детей, потому что у вас нет древних преданий» Геродот разделял с ним это мнение. Греки чувствовали себя новаторами во всем, они гордились новыми достижениями, но в то же самое время считали себя новичками в сравнении с народами, чьи корни уходили в глубокую древность.

И постепенно среди философов стало распространяться глубокое уважение к восточной мудрости, вызывающее всеобщее восхищение.
Во втором веке известный греческий философ Нумений говорил, что Платон заимствовал свои самые лучшие теории у семитов, и что он попросту был Моисей говорящий по гречески.

Было 2 причины, мешавшие класической греческой культуре претендовать на роль всемирной культуры.
Во первых, она не удовлетворяла нужды большинства людей. Греческие боги были вдохновителями литературной фантазии, но это были такие боги которым не решались вверять свои жизни. Их культы так же не удовлетворяли потребности в мистических потребностях и опыте.

Во вторых, демократическая система управления полисами, не могла служить примером для покоренных народов, непривычных к такому устройству. Для удержания власти создавались сильные авторитарные системы правления, по примеру ближневосточных владык, как «богоданные» правители.

Последние 3 века до нашей эры были свидетелями сложных политическим процессов и эллинизации Востока и «овосточивания» греческой культуры.
В результате появилась сложная, многогранная культура, получившее название «эллинизм»

Эллинистический город: полис

Греки видели в полисе единственную форму государственного устройства.

Эллинистические города и связывающие их римские дороги были нервами Римской империи. Дороги обеспечивали развитие торговли, перемещение воинских частей и распространение новых идей. В городах процветал космополитизм: то, что апостол Лука писал об афинянах, можно было сказать о любом эллинистическом городе.
«Афиняне же все и живущие [у них] иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что — нибудь новое.» (Деян.17:21)

Обычный житель такого города был интеллектуал, охотно рассуждающий о религии и философии, но в то же время крепко держащийся за старые политические убеждения. Пока ничто не грозило его собственному благополучию или благополучию города, он сохранял спокойствие. Но как только это оказывалось под угрозой, он немедленно готов был выступить на их защиту. В чем убедился апостол Павел в Эфесе (Деяния 19)

В эллинистических городах жило примерно 10% всего населения этих империй, которые были главными носителями этой культуры.
Что же происходило в это время в Израиле?

Эллинизм в Израиле

Во первых, отметим, где и сколько эллинистических городов появилось в Изоаиле в эпоху правления Птоломеев и Селевкидов. Главным образом, полиса были сосредоточены на Средиземноморском побережье и в Заиорданской области, но так же несколько было в Нижней Галилее (Сепфорис и позже — Тивериада), в Изреельской долине и в Самарии. Десять таких городов в Иорданской долине и Заиорданской стороне позже превратились в самостоятельные города — государства и образовали «Десятиградие». — союз 10 городов от которых получила название вся область (Марк 5, 20, Матф. 4, 25)

Однако была одна область — гористая центральная часть Иудеи — которую этот процесс, кажется обошел. И в этом ничего удивительного. Ведь, чтобы эллинизировать всю область, это нужно сделать с центральным городом этой области. Эллинизация Иудеи зависела от города Иерусалима.

В течении нескольких лет, предшествующие восстанию Маккавеев, в городе действовали две партии, из которых одна выступала за эллинизацию, а другая была непримиримо против.

Чтобы понять мотивы рьяных эллинизаторов, принадлежащих к руководящим кругам Иерусалима, надо учесть насколько дерзко новая культура атаковала старые порядки. Ведь эта культура называла себя Цивилизация с большой буквы. Действительно, такое правление принесло благосостояние и лучшие условия жизни для многих людей. Приходилось серьезно думать, прежде чем отказаться от таких благ. Эллинизаторы в Иерусалиме хотели этого, но им пришлось столкнуться с серьезной проблемой. Многие заповеди Моисея затрудняли а иногда делали невозможным близкое общение между евреями и язычниками. Обнаженные молодые люди, занимающиеся в гимнасии физическими упражнениями, были явными нарушителями Закона, предписывающих скромность. С другой стороны, обряд обрезания противоречил всем принципам греков — им он казался нанесением телесного увечья. Грекам была непонятна заповедь о Субботе и кошерности в пище.
Эллинизаторы были убеждены, что стать участниками нового мира можно лишь присособив Закон к новым условиям. Конкретно это означало отказ от всех заповедей, которые делали евреев особым народом.

Если бы попытка сделать Иерусалим эллинистическим городом увенчалось успехом, иудаизм безусловно бы вписался в эллинистическую культуру и постепенно бы исчез. Израильский народ бы смешался с остальными народами и постепенно сошел бы со сцены, как это произошло со всеми другими народами.

Хотя воины Маккавеев вряд ли осознавали свое предназначение, но именно они стали спасителями иудаизма. Однако не стоит воспринимать, что эпоха маккавеев была эпохой полного отречения от эллинизма. Именно этот период который захватил так же 1й век нашей эры, состоялась встреча иудаизма и эллинизма, результатом которого стали глубокие изменения в иудаизме.

Эта встреча не уничтожила иудаизм, но напротив вдохнула новую жизнь в древнее наследие народа. Теперь речь шла не о том, чтобы включить иудаизм в эллинистическую культуру на условиях греков победителей. А в том, чтобы включить в иудаизм элементы эллинистической культуры на условиях Пятикнижия.

Новое понятие о Пятикнижие

Первая часть Старого Завета, Пятикнижие, посвящено истории спасения, Закон полученный на Синае в особый исторический момент, он призван был выполнять и особую историческую роль. Регулировать жизнь народа в Израиле. Так говорит об этом Моисей. В Старом Завете мы не найдем никаких указаний на то, что Закон существовал до Синая, или что он был до сотворения мира.

Но эллинизм напротив придерживался иной точки зрения на устройство мироздания.Его философы считали, что Вселенная управляется тайным законом — божественным логосом. Нравственный долг человека состоит в том, чтобы преобразоваться соответственно этическим законом этого ума.

Что сделали еврейские мудрецы? Они восприняли это и применили к своему Закону. Они сказали, что сокровенный образец, легший в основу сотворения мира — это была Тора. Первым еврейским высказывавшим эту мысль был Сирах. (премудрости Иисуса сына Сирахова. 190 — до н. э.)

Он отождествлял Тору с мудростью Божьей, при помощи которой Он сотворил мир. (Прит.8,22)
Позже раввины развили эту мысль и отождествили «начало» (решит) из Бытия 1,1 с «решит» из Притч 8,22 где говорится о мудрости Божьей. Таким образом, Бытие 1,1 читаем: «Мудростью Бог сотворил», где мудрость равнозначно Торе. В Мидраше на Бытие 1,1 говорится: «Когда царь хочет построить дворец, он делает это не сам, а зовет архитектора. Архитектор не придумывает на ходу, а пользуется свитками и табличками. Так и Святой, да будет благословенно Его Имя, посмотрел в Тору и сотворил мир. А Тора говорит» С решит сотворил Бог. Бытие 1,1″ а Решит не что иное, как Тора, ибо написано: Господь сделал меня Решит пути Своего. Притчи 8, 22 _ Ген. Раб 1,1(8)

Мысль, казалось бы, совершенно в духе иудаизма, но в то же время она эллинистическая. Как позже скажет Маймонид, что этот мидраш говорит о Торе как Платон говорил о своих идеях, умозрительных сущностях, определяющих собой материальный мир.

Представлении о божественной Торе как о предвечном посреднике при сотворении мира — раввины называли его «Божьей дочерью» — очень важно для понимания взгляда первых евреев — христиан, на божественность Христа по сравнению с божественностью Его Отца.

Были и другие принципы эллинизма, что вошли в иудаизм. Например, 7 правил толкования Писаний, введенные Гилелем. Так же обстояло с преданием старцев, из которого позже произошла Устная Тора. Греческие философские школы почитали традиции, поэтому принято было, что при изложении учения школы ссылаться на на мнение знаменитых учителей прошлого, с именами которых оно было связано. Раввины взяли этот метод придания авторитета своему учению.
Класический пример изложения в талмудической литературе такой: «Рабби А сказал от имени рабби Б, которому передал рабби В» В Старом Завете такие обороты речи не встречаются.

Таким образом мечта эллинистов о том, чтобы философия оказалось предметом всеобщего изучения, у иудаистов превратилось в мечту о повсеместном изучении Закона.
Гилель сказал: «Чем больше Закона тем больше жизни» Авот 2,7

Пользуясь этими идеями и другими, иудаизм сумел присвоить эллинистические идеи, не поступаясь своими принципами.
По словам Авот 1,1 это было сделан, «чтобы оградить Закон», прославить его, а не уничтожить. В основе мироздания лежит вовсе не идеи Платона, а Тора…

«Во времена Эпифана гимнасий в Иерусалиме воспринимался как угроза иудаизму» А во времена Филона многие александрийские евреи охотно посещали игры, ничуть не поступаясь иудаизмом. А театр построенный Иродом в Иерусалиме, посещали даже евреи, чтущие обряды.

Греческий язык в Израиле

В эпоху Александра, когда греческий стал языком международного общения, все диалекты слились в один на котором говорили и понимали все.
Для многих язык Койнэ не был родным. По сравнению с классическим он грешил отсутствием изысканности, но был очень гибкий и образный язык общения. Но усилиями талантливых писателей вскоре достиг высокого литературного уровня. На этом языке был написан Новый Завет.

Этот язык широко использовался также и в Израиле. Он не вытеснил арамейского и древнееврейского языка, но стал использоваться наряду с ними. Об этом свидетельствуют и разного рода археологические находки.
Из Нового Завета мы видим, что у 2х учеников Иисуса были греческие имена — Андрей и Филип. (Который был из Вифсаиды Галилейской). Это вполне может означать, что в Вифсаиде говорили по гречески. Есть также исторические свидетельства, что в1 и 2 веке раввины поощряли чтение в синагогах Библии на греческом, чтобы легче её было понимать…

Активное насаждение иудаизма и христианства

Во времена Иешуа иудаизм носил резко наступательный характер. Эпоха Маккавеев придала евреям большую уверенность в своих силах. Многие язычники принимали иудаизм, не в последнюю очередь благодаря усилию миссионеров. В первый век многие евреи считали, что иудаизм должен был стать мировой религией. В свете этого логично было стремится к употреблению общепризнанного языка.
Это убеждение разделяли и первые евреи уверовавшие в Иешуа. (Матф 28,19)

То, что Новый Завет был написан на греческом, вовсе не говорит о его анти еврейском направлении. Напротив, записать слова Иисуса на арамейском или иврите, означало чрезвычайно сузить круг слушателей, а это противоречило духу иудаизма того времени.

Замечательно, как рабби Лео Бек обьясняет еврейскую реакцию Павла на явление воскресшего Христа.
После такой встречи грек погрузился бы в размышление, стал думать об этом или даже писать. Но еврей того времени, услышав слово — иди, понимал его сразу. Ты должен идти, сейчас! У грека не было бога который востребовал бы его самого, сделав его своим посланником. Только еврей знал, что откровение всегда оборачивалось поприщем. И что первое свидетельство веры — это немедленное повиновение.

В заключении скажем, что столкновение иудаизма и эллинизма было сложным проникновением в иудаизм новых идей эллинизма. Некоторые были восприняты, некоторые решительно отвергнуты. Эллинистический иудаизм стал почвой на которой выросли 2 религии: христианство и раввинистический иудаизм.

Задание:
1. Приведите несколько примеров грнческого влияния на религиозные взгляды раввинов.
2. Внимательно прочтите 1 Маккавев 1-2 и 2 Маккавеев 4, 7-20 Что там говориться о попытках эллинизировать Иерусалим? От кого исходила инциатива и как осуществлялось?
3. прочитайте Сирах 24 Варух 3, 29-4,4 Сравните эти отрывки с Иоанн 1, 1-14
Составьте перечень сходных идей и названий. Есть в Сирах 24 высказываний напоминающие Библейские?
Прочитайте Иоанна 3 и Римлянам 10, найдите новозаветные параллели к Варух 3, 29. Напишите краткое объяснение мест, отрывка из Римлянам пользуясь Второзаконием 30, 11-14 и отрывком из Варух. Опишите, что говорится о Христе из Римлян.

Обсудить Здесь

 

 

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль