Часть четвертая — Значение Иерусалима (Оскар Скарсон)

618 Просмотров




Цель занятия:
Мы узнаем о роли храма и паломничества для превращения Иерусалима в религиозный центр всего еврейства. Санегдрин – его происхождение, состав и функции.

Христианская церковь родилась в Иерусалиме: там были приняты первые решения по вопросам веры, там была разработана структура церкви, там впервые было определенно, что такое церковь.

Какой был Иерусалим во времена первых христиан?

Храм и паломничество:

Ключом к пониманию значения Иерусалима является Храм.
Без него Иерусалим был бы обычным провинциальным городом на иудейских холмах, удаленный от основных торговых путей и других населенных пунктов. Путешественники и купцы Заиорданья предпочитали дорогу по Изреельской долине и не проходили через Иерусалим. Окрестности Иерусалима были бедны природными ресурсами и запасами воды. Единственное, что было вдоволь – это иерусалимский камень, которого много и сегодня.

Из деревьев хорошо растут на этой почве только оливковые деревья.
Название «Масленичная гора» — отголосок того времени, когда в окрестностях Иерусалима процветало производство оливкого масла, но даже оно имело сугубо местное значение.

И не взирая на это, Иерусалим был, бесспорно, центром не только Иудеи, но и всей еврейской нации, как в Израиле, так и в рассеянии.
Важность Иерусалима признавали не только евреи. Римский писатель Плиний Старший считает, что Иерусалим «самый замечательный город не только Иудеи, но и всего Востока» (Естественная история 5,14)

«Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа» (Исх.23:17)

Это повеление Торы — приходить в Иерусалим три раза в год на праздники опресноков, жатвы первых плодов (Шавуот), кущей (Сукот) и приносить положенные по Закону жертвы в храм – ключ к пониманию жизни Иерусалима в период второго храма.

Это повеление не требовало, чтобы каждый израильтянин совершал паломничество 3 раза в год. Большинство и не могло исполнить это. Так как это путешествие требовало много денег и много времени, особенно для тех, кто жил не в Израиле. Это повеление воспринималось как «не имеющее границ», т.е. как повеление, поощряющее выполнение некоторых действий без всякого ограничения. Для жителей Иерусалима и его округи, трехразовое участие в праздниках, хотя и стоило дорого, но было возможным.

Благочестивые евреи, живущие в других районах Израиля, обычно совершали паломничество только один раз в год. (Как это делали родители Иешуа. Лука 2, 41) или реже. Евреи, жившие вне Израиля, приходили еще реже – может быть один раз в жизни – все зависело от личной религиозности, расстояния и материальных возможностях.

Ученые считают, что в 1 веке еврейское население в Израиле составляло примерно 1,5 – 2,5 миллионов человек + примерно миллион не евреев. В рассеянии жило примерно 5 миллионов евреев. Таким образом, большинство, как и сегодня, евреев жило вне Израиля.
Число постоянных жителей Иерусалима (внутри стен) примерно жило около 100 тысяч. Во время праздников население удваивалось. Десятки тысяч приходили в паломничество в Иерусалим и составляли самую основу экономического процветания города.

Экономическое значение

С чем приходили паломники в храм?

Во – первых с деньгами, которые они намеревались потратить в Иерусалиме. Отправляясь в храм они брали так же у своих родственников и знакомых подать на храм. Каждый еврей обязан был платить такую подать, называемую «полушекелевой» Матф. 17, 24-27

Эти деньги поступали в сокровищницу храма и использовались на жертвы за весь Израиль, которые возносились каждое утро и каждый вечер — в виде постоянного жертвоприношения. Подать более чем покрывала эти расходы, и храмовая сокровищница обладала крупными средствами.

Благочестивые люди хранили там и свои личные средства. Таким образом, храм исполнял и некоторые функции банка: камеры его сокровищниц считались одними из самых надежных и безопасных.
Однако экономическая значимость храма этим не исчерпывалось. Паломники приносили деньги на покупку жертв животных, пищи и вина. Жертвоприношение в храме служило причиной оживленной финансовой деятельности, как в самом городе, так и вокруг его.

Животноводство, выращивание злачных в сельской местности, вокруг города, многочисленные лавки пекарей, мясников и продавцов вина, были необходимы чтобы обменивать деньги паломников на твердую валюту, единственную годную для покупки храмовых жертвоприношений. Эту валюту, так называемый «храмовый шекель» — шекель а’кодеш – чеканили в Тире, так как римляне запретили евреям чеканить собственную монету.

Были и другие статьи расходов.
Ежегодно нужно было содержать 18 тысяч священников и левитов (700 раз в неделю из 24 черед, которые служили по 2 раза в год, а кто то и 3). Изготавливать священные одеяния, шить и чинить храмовые занавеси, переписывать свитки священных книг, чинить и заменять священные сосуды. Таким образом, на храм работали целые цеха врачей, писцов, кузнецов, строителей, ткачей и т.д. И конечно необходимость удовлетворять нужды паломников, отсюда необходимость в гостиницах и обширной системе обслуживания.

Религиозное значение

Храм считался местопребыванием Бога на земле. Считалось, что Бог Израиля незримо пребывает в Святая святых. Поэтому храм был наделен несравненной святостью, что делало его служителей особенной властью.

Священники и левиты считались признанными учителями Закона. И даже фарисеи, несмотря на то, что находились в оппозиции к саддукеям-первосвященникам, признавали, что храмовая гора – верховная инстанция толкования Закона.

Освященные традицией свитки Закона, с которых снималась копии, находились в храме. На храмовой горе находилась школа (бейт-мидраш) по изучению Закона, там же заседал Синедрион.

Второе важное значение храма была в том, что там происходило искупление грехов через жертвоприношение.

Симон справедливый (примерно 200 г до н.э.) сказал: «Мир зиждется на 3х вещах – Законе, службе в Храме и на деяниях любви и доброты»

Совершенно очевидно, что этот ученый считал жертвоприношение в храме необходимыми для правильных отношениях Израиля с Богом.
По свидетельству талмудических и христианских источников, самым спорным вопросом после разрушения в Храме было – как теперь народу получать отпущение грехов.
Прежде чем мы окончим с вопросом о Храме, нужно указать, что среди толп паломников преобладала возвышенное состояние духа.

Иосиф Флавий говорил, что возмущение против римских властей возникало именно во время праздников. Сам факт присутствия такого количества народа в Иерусалиме усиливал их религиозный и националистический пыл и обострял неприятие чужеземной власти.

Круглый год Иерусалим привлекал учителей Закона, проповедников и пророков, которые могли найти себе внимательных слушателей.

В праздничные дни тысячи паломников поднимаясь к храму очищались в множество микв округи.
Можно представить себе как Петр и другие апостолы стояли на лестнице в храм и проповедовали медленно поднимающимся медленно паломникам.

Второе, что нужно знать – это время пребывания паломников в Иерусалиме.

Паломники, жившие в Израиле, как правило, сразу же возвращались домой по окончании праздников. Но паломники из рассеяния старались извлечь из своего пребывания как можно больше выгоды. Так как это путешествие было очень дорогостоящим и далеким. Поэтому можно предположить, с большей долей вероятности, что большинство из них старались остаться в Иерусалиме на нескольких праздниках подряд. Некоторые из них даже оставались жить в Иерусалиме.
Многие пожилые паломники рассчитывали умереть и быть похороненными в Иерусалиме.

В талмудической литературе, упоминаются синагоги выходцев из Александрии и Тарса, а в Деяниях Апостолов мы читаем о синагоге Либертинцев, Киринийцев и Александрийцев. (6,9)

Социальное расслоение в Иерусалиме

Господствующий класс:

1. Двор Иродов, помещавшийся в Царском дворце и вокруг него.

2. Первосвященник

3. Аристократические богатые семьи, которые вместе с первосвященником составляли правящую верхушку Иерусалима. Многие из них были землевладельцами и банкирами. К ним принадлежали Никодим и Иосиф из Аримафеи, упоминаемые в Новом Завете.

Средний класс:

1. Купцы и ремесленники, которые имели в Иерусалиме собственные лавки, а так же хорошо оплачиваемые храмовые служители. Очень вероятно, что к ним принадлежали и уверовавшие, которые встречаются на страницах Нового Завета (Деяние 2:45, 4:32-37, 5:1-11)

2. Большинство обычных священников.

Бедняки:

Рабы и наемные работники. Рабы обычно были не из евреев в богатых домах. Их обрезали и делали евреями.

Нищие:

1. Многие писцы жили полностью или отчасти на дары от благочестивых горожан (Лука20,46) Многие из них жили в крайней нужде.

2. Нищие просившие подаяния у приезжих, часто выставляя физические увечья напоказ. Обычно нищие находились не далеко от храма.

Первосвященники и Синедрион

После возвращения из Вавилонского плена несколько раз делались попытки восстановить трон Давидов, но все они были безрезультатны. При отсутствии царя главой теократии стал первосвященник. Когда Хасмонеи провозгласили себя правителями Иудейского государства, они вначале получили титул первосвященника. Даже после прекращения династии Хасмонеев и римского завоевания в 63 году до н.э первосвященник остался высшим официальным представителем еврейского народа. Ему помогал исполнять обязанности совет старейшин, в который первоначально входили главы первых семей Иерусалима.

В эпоху эллинизма (с 300 г до н.э.) значение совета возросло. Иосиф называет его Герусией, советом старейшин. Председательствовал в нем первосвященник, получавший свой титул по наследству.

В первые годы римской эпохи его стали называть Синедрионом. Во времена Маккавеев он претерпел некоторые изменения и стал включать новую группу – писцы.

Во времена Ирода Великого (37-4 г до Н.Э.)власть Синедриона значительно уменьшилась.

Ирод ввел и еще новое правило – теперь должность первосвященника перестала быть передаваемой по наследству. Ирод назначал и снимал их по собственному желанию. Что объясняет замечание Нового Завета: «Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником… (Иоан.11:49)»

Единственное, что мог сделать первосвященник, чтобы повлиять на выбор кандидатуры на эту должность – рекомендовать кандидата, продолжающих его политику…

Конечно же первосвященник пользовался еще долгое время уважением у народа, после ухода его с этой должности.

Синедрион был высшим судебным органом в Израиле.
В каждом городе существовали свои местные советы, но все принятые там решения можно было опротестовать в Синедрионе.
Римляне дали им почти полную власть судить, за исключением тех случаев, когда дело касалось смертной казни.
Синедрион имел своих воинов, для охраны храма.

Когда мы говорим о первосвященниках, старейшинах и писцах то речь идет о социальной принадлежности членов Синедриона.

Первосвященники включали в себя такие должности:

1. Предводители Храма.
Они были следующими после первого первосвященника и в случае необходимости могли его заменять.

2. Глава еженедельной команды (обычных) священников. (рош а-мишмар)
3. Глава ежедневной смены (рош бей ав)
4. Семь надзирателей храма (амаркаль)
5. Трое или более казначеев храма.

Поскольку в эту группу входил главный первосвященник, она пользовалась большим уважением, особенно связанное с вопросами по ежедневной работе Храма. Это была священническая аристократия отличная от обычных священников.

Oбычные Священники в жили по всей стране и приходили служить в Храм каждую 24 неделю, когда наступала очередь их череды. Каждый священник служил один день в течении своей череды. Таких священников было много. Примерно 7200 человек.

За исключением 2х недель в году они жили у себя в городах и селах, как обычные горожане. Их положение способствовало тому, что они были более богобоязненными, чем окружающие их люди. В то время как правящая элита священников, боясь за свое положение, старалась сотрудничать с римлянами, обычные священники в большей мере разделяли с обычным населением недовольство и противления римскому владычеству.

Скорее всего, именно про них идет речь, когда мы читаем «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. (Деян.6:7)»

Второй группой – это были старейшины.

Они были главы богатых и влиятельных семей. В евангелии от Луки 19,47 они названы «старейшинами народа»

Третья группа были писцы.
Они заняли место в Синедрионе не по наследственному праву и не по богатству, но исключительно глубокому знанию Галахи. Писцы представляли новый класс, класс знатоков Иудаизма. Они стали предтечами раввинов современного иудаизма. Старейшина Гамалиил и его ученик Павел – всем известный пример писцов времен Нового Завета.

Теперь если мы поговорим религиозных взглядах, то получим 2 разные партии: фарисеи и саддукеи.

«Узнав же Павел, что [тут] одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят» (Деян.23:6)

Нам нужно различать название писец, которое означает профессию и название фарисей, относящийся к религиозному воззрению.
Не каждый фарисей был ученным – хотя к этому полагалась стремиться.
И не все ученые были в священниках – может быть некоторые по своим воззрениям были саддукеями

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль