Бог ожесточает? Бо – Шмот (Исход) 10:1-13:16

876 Просмотров




וַיֹּ֤אמֶר יְהוָה֙ אֶל־מֹשֶׁ֔ה בֹּ֖א אֶל־פַּרְעֹ֑ה כִּֽי־אֲנִ֞י הִכְבַּ֤דְתִּי אֶת־לִבּוֹ֙ וְאֶת־לֵ֣ב  עֲבָדָ֔יו לְמַ֗עַן שִׁתִ֛י אֹתֹתַ֥י אֵ֖לֶּה בְּקִרְבּֽוֹ׃

 «вайомэр Адонай эль- Моше бо эль-паро, ки ани эхбадэти эт либо вэЭт-лев авадавлемаан шити ототайэле бэкирбо»

וּלְמַ֡עַן תְּסַפֵּר֩ בְּאָזְנֵ֙י בִנְךָ֜ וּבֶן־בִּנְךָ֗ אֵ֣ת אֲשֶׁ֤ר הִתְעַלַּ֙לְתִּי֙ בְּמִצְרַ֔יִם וְאֶת־אֹתֹתַ֖י אֲשֶׁר־שַׂ֣מְתִּי בָ֑ם וִֽידַעְתֶּ֖ם כִּי־אֲנִ֥י

«уЛемаан тесапэр базнэй бинха убэн-бинха эт ашериталяльти бэмицраим вэ-эт ототай ашер-самти бам вийдатэм ки-ани»

«Господь сказал Моисею: «Пойди к фараону. Я сделал его и его приближённых упрямыми, чтобы показать им через чудеса Мою силу, чтобы ты мог рассказывать своим детям и внукам о чудесах и других удивительных вещах, совершённых Мною в Египте. Тогда вы все узнаете, что Я — Господь». (Исх.10:1,2)

Какова была  причина ожесточения сердца фараона?

Читая историю противостояния фараона и Моше, у меня складывается впечатление, что Бог ожесточает сердце фараона просто так, как бы ни за что. Просто лишь потому, что Ему необходимо было провести некоторые изменения в окружающем мире, где находился народ Израиля.

Как эта ситуация повлияла на тогдашний мир, когда давление усилилось благодаря ожесточению фараона, сегодня мы не будем это затрагивать и хотя это очень интересно, но меня сейчас волнует  другой вопрос.

За что ожесточил сердце фараона Всевышний?

Ожесточение — на иврите это слово: «כבד» Кавед.

Что дословно означает – «Тяжелый».

Другими словами, Бог говорит, что «Он сделал сердце фараона тяжелым».

Слово «кавед» используется в Писании множество раз, и часто используется в отношении Бога, как Его славы.

Но в Писании это слово также означает  – «ожесточение».

Если сердце ожесточенно, то оно тяжелое.

Не знаю как вы, но я вспоминаю случаи из своей жизни, когда я бываю ожесточенным на что-то, я прямо физически ощущаю тяжесть в моей груди. Это, наверное, и есть тяжелое сердце, которое глухо к обличениям.

Но в данном случае ситуация намного серьезней, ведь сердце фараона стало настолько тяжелым, что он уже не мог смириться перед Словом Всевышнего. Он шел по заранее начертанной для него дороге. Конец, которого было полное и бесповоротное сокрушение.

Ведь под внешним давлением глина в руках горшечника, либо сминается и приобретает то очертание, которое задумал для нее горшечник. Либо под таким давлением она просто рассыпается и ломается.

Вот именно второй вариант и произошел в жизни паро и народа Египта времени исхода.

Читая Новый Завет, я вижу, что подобные вопросы возникали и новозаветных верующих.

Посмотрите, что написано в послании к римлянам:

 «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»

А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»

Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?» (Рим.9:14-21)

Как видно, многие не понимали этого и тогда, в те далекие времена, допуская даже такую мысль, что Бог был неправ.

Отучившись несколько лет в теологической семинарии, я могу с полной уверенностью сказать, что и до сегодняшнего дня, люди задаются этим же вопросом.  Богословы спорят до хрипоты в горле, Бог ожесточил сердце фараона в согласии с его выбором или без его выбора. Или лишь потому, что так захотел Всевышний.

Некоторые могут сказать: А зачем мне все это?

Но дело в том, что паро – это лишь образ.

Если Бог так поступил с фараоном, может ли Он поступить и со мной подобным образом? Ведь если Он это делал далеко в истории, что мешает Ему поступить подобным образом и сегодня.

Ведь если задуматься, то действительно.

В чем же был виноват фараон? Ведь его сердце уже было ожесточенно., когда пришел к нему Моше. Что фараон мог противопоставить этому ожесточению?

Павел говорит: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает».

Я ни в коем случае не хочу утверждать, что я знаю ответ. Это всего лишь мои рассуждения.

Но зная чуть-чуть моего Бога, открытого в Святых Писаниях, я осмелюсь сказать, что, Бог не мог просто так взять и «утяжелить» сердце фараона. Лишь только потому, что тот был приговорен к этому от начало времен.

Мне кажется, что лучше всего открывает, ПОЧЕМУ это произошло, записано в послании к евреям.

Я понимаю, что эти строки написаны к верующим, но как мне кажется, что они очень хорошо показывают вообще взаимодействие Творца и творения.

 «Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]»

И дальше следует просто универсальный принцип:

«Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение»  (Евр.6:4-8)

То есть, если человек долгое время не реагирует правильно на благодать Святого, ведущего его к покаянию, наступает тот момент, когда он попадает в точку, из которой уже нет пути назад. Некая «точка невозврата».

Мы с вами не видим полного исторического контекста в связи с жизнью фараона.

Писание нам не открывает, что же происходило с его жизнью.

Мы не видим его размышления, его борьбу, его реакцию на столкновение с Истиной. Все что мы с вами видим – это лишь сухая констатация факта, что именно произошло с ним после…

Но, как мне видится, Бог гораздо раньше уже работал с сердцем этого человека, чем нам это открывается.

Если мы посмотрим на величайшего царя в Писании – это Навуходоносор. Этот царь также не принадлежал к Израилю, как и паро.

Но вот, что он осознал:

 «По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан.4:31-34)

Бог использовал его, чтобы наказать мятежный Израиль.

Но Всевышний также и говорил к его сердцу, работал с ним. И, в конце концов, он склонился перед Ним.

Но не так было с египетским фараоном.

Фараон, принимая милость от Царя царей, все же «принес терние». И потому был оставлен на гнев.

Единственный выход из состояния ожесточения – это покаяние. Именно так спасся Навуходоносор.

«Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога.  Который воздаст каждому по делам его» (Рим.2:4-6)

Но что делать, когда даже покаяние отнимается у тебя?

Вот это уже и есть тот конец, когда нет надежды, когда человек доходит в своем противостоянии с Истиной до такого момента, когда уже не может смириться перед Всевышним и принести плоды своего покаяния.

И подводя итог этой истории, я хочу закончить словами апостола Павла:

«Неужели мы [решимся] раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» 1Кор.10:22

Не воюй против Истины.

Если мы видим у себя ожесточившееся сердце – давай будем бежать к Его Трону и умолять о прощении и помиловании.

Да благословит нас Господь и помилует.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль

  • וַיֹּאמֶר יְהוָה אֶל־מֹשֶׁה, בְּלֶכְתְּךָ לָשׁוּב מִצְרַיְמָה, רְאֵה, כָּל־הַמֹּפְתִים אֲשֶׁר־שַׂמְתִּי בְיָדֶךָ, וַעֲשִׂיתָם לִפְנֵי פַרְעֹה; וַאֲנִי אֲחַזֵּק אֶת־לִבּוֹ, וְלֹא יְשַׁלַּח אֶת־הָעָם׃ Первый раз когда говорил Б-г, О-н сказал ахазек. То есть не ожесточение….

    VA:F [1.9.22_1171]
    VA:F [1.9.22_1171]
  • Shimon

    По сути — это говорит о том, что ожесточение происходит когда мы продолжаем упорствовать и наступает момент, когда приходит Всевышний и «усиливает» нас в нашем выборе.Именно эту нагрузку и несет в себе этот глагол — לחזוק

    VN:F [1.9.22_1171]
    VN:F [1.9.22_1171]
  • Б-г не ожесточает сердце человека… Танах показывает что это был выбор фараона…

    VA:F [1.9.22_1171]
    VA:F [1.9.22_1171]
  • Shimon

    Бог ожесточает. То что это был выбор паро — однозначно. Но именно Всевышний ставит точку

    VN:F [1.9.22_1171]
    VN:F [1.9.22_1171]
    • То есть получается что фараон, может предъявить Б-гу претензии. Ты меня ожесточил, и каждый из нас может сказать, это меня Б-г ожесточил….

      VA:F [1.9.22_1171]
      VA:F [1.9.22_1171]
  • Shimon

    Это в точности, что Павел писал в Римлянам 9 главе с 11 стиха…

    VN:F [1.9.22_1171]
    VN:F [1.9.22_1171]
    • На греческом там не ожесточение а твердым.

      VA:F [1.9.22_1171]
      VA:F [1.9.22_1171]
      • Shimon

        А причем греческий? Танах на иврите написан. Возможно конечно, что Септуагинта более древний вариант Писания, чем мы имеем на иврите. Но есть разница — перевод с одного языка на другой и переписка с одного языка на тот же?! Поэтому сегодняшний вариант Писания на иврите более правильный чем ее греческий вариант.
        Да и если брать и греческий. Кто делает твердым? Конечно — Бог!
        На иврите — «Он сделал его сердце тяжелым«. Так что, почти одинаковая, смысловая нагрузка.

        VN:F [1.9.22_1171]
        VN:F [1.9.22_1171]
    • к Римлянам, 9 гл. 18 стих. Там стоить σκληρύνω — твердый а не ожесточения.

      VA:F [1.9.22_1171]
      VA:F [1.9.22_1171]
      • Shimon

        Ок. Просто прочти последнюю часть моего предыдущего сообщения. Где я сказал: «Да и если брать и греческий»…

        VN:F [1.9.22_1171]
        VN:F [1.9.22_1171]
  • σκληρύνω

    VA:F [1.9.22_1171]
    VA:F [1.9.22_1171]