Бо – Шмот (Исход) 10:1-13:16

681 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

Краткое содержание:

Б-г сообщил Моше, что упорство фараона вызвано предопределением свыше, ибо, благодаря сверхъестественным чудесам, мир убедился раз и навсегда в том, что Он истинный Б-г. Моше и Аарон предупредили фараона о казни саранчой и описали, насколько суровой она будет. Фараон согласился отпустить только мужчин, но Моше настаивал на том, чтобы из Египта вышел весь народ.

Во время казни фараон попросил Моше и Аарона удалить саранчу и признал, что согрешил. Б-г прекратил казнь, однако опять ожесточил сердце фараона, и тот в который раз передумал и отказался отпустить сынов Израиля. Тогда вся страна, за исключением еврейских домов, погрузилась в густой мрак.

Фараон в страхе вызвал Моше и разрешил ему вывести из Египта всех евреев, но при условии, что они оставят свой скот. Моше ответил, что не только свой скот они возьмут с собой, но и фараону, если он будет упорствовать, придется отдать им свой скот для искупительных жертв. Моше предупредил фараона, что Б-г намеревается наслать на египтян еще одну казнь, смерть первенцев, после которой он сам придет умолять, чтобы сыны Израиля покинули Египет.

Но Б-г еще больше ожесточил сердце фараона, и тот пригрозил Моше, что если он еще раз к нему явится, его предадут смерти. Б-г дал Моше заповедь о календаре, установив, что месяц Нисан будет первым месяцем года, а также повелел всем евреям в десятый день этого месяца взять овцу и стеречь ее до четырнадцатого дня. После этого овцу следовало принести в жертву, названную ‘песах’, ее кровью помазать косяки дверей, а зажаренное мясо съесть. Кровь на дверном косяке должна была быть знаком для Б-га, чтобы Он, поражая первенцев, миновал (‘пасах’) иx дома. Этот день должен был навсегда остаться в памяти евреев как Песах — день Исxода из Египта, одной из особенностей которого является отказ от употребления в пищу квасного. Моше передал евреям повеления Б-га, и все было безоговорочно выполнено. После того, как Б-г навел на египтян последнюю казнь, поразив всех первенцев, фараон выпустил евреев из Египта. Б-г также сообщил Моше и Аарону законы пасхального жертвоприношения и выкупа первородного сына (пидьон а-бен), а также дал заповедь о тфилин.

Войди к фараону

«И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои» (Исх.10:1)

Б-г говорит Моше войти к фараону, несмотря на то, что Он отягчил его сердце.

Рашбам: это первый раз, когда Г-сподь говорит Моше какие-то доводы, чтобы идти к фараону. Всевышний обосновывает миссию Моше: «Несмотря на то, что Я отяжелил его сердце…»

Ибн Эзра: «Иди к фараону, и пусть тебя не поражает, что он отяжелил свое сердце, потому что это Я отяжелил его сердце, чтобы привести к такому-то результату».

Удивительная ситуация, когда Б-г говорит делать что то, но уже наперед знает, что это точно не произойдет. Он говорит войти, чтобы просить отпустить народ, но знает, что фараон не отпустит их добровольно, и даже не, потому что он возможно, под обстоятельствами – не хотел бы это сделать, а потому что Б-г усилил его сердце, чтобы противостоять Моше.

Не задумывались вы над этим?
Б-г говорит нам – сделай вот так и так, и точно знает, что ничего из этого не выйдет.

Мы люди практические, приземленные, если мы что то делаем, то обязательно хотим видеть результат, пользу нашей деятельности. Но с Всевышним не так все просто. Не всегда из того, что Он повелевает нам делать, Он хочет видеть именно это в конечном итоге.
Цель не в том, чтобы получить результат из того, что мы делаем. Цель – воплотить Его волю на земле.

В чем была Его воля в отношении фараона?
Что на самом деле Всевышний преследовал в этой ситуации?
Давайте прочтем далее…

«И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь» (Исх.10:2)

Всевышний хотел, чтобы в будущем народ Израильский рассказывал своим потомкам о том, что произошло в Египте. Вот это цель. И если бы паро согласился отпустить евреев, эта цель не была бы достигнута.

וּלְמַ֡עַן תְּסַפֵּר֩ בְּאָזְנֵ֙י בִנְךָ֜ וּבֶן־בִּנְךָ֗ אֵ֣ת אֲשֶׁ֤ר הִתְעַלַּ֙לְתִּי֙ בְּמִצְרַ֔יִם…

«УлемаАн тесапэр беазнэй бинха убен-бинха эт ашэр итаальтИ бэмицраим»…
«И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте»

Что означает слово — сделал? (הִתְעַלַּ֙לְתִּי֙) – итаальтИ.

Раши переводит так: «издевался, глумился».
Конечно не все согласны с этой точкой зрения, но Ибн Изра так же подтверждает это.

Это слово используется в Числах 22:29

«Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя»

Что сделал фараон с сынами Израиля?
Ведь он прежде поступил подобным образом. Он сделал тоже самое.
Он издевался, ругался над сынами Израиля, когда он ужесточил рабство лишь за то, что ни хотели выйти поклонится Всевышнему.

Сработал вечный принцип: «мида ке-негед мида» — «мера за меру»
Фараон издевался над Его наследием, и Б-г воздал ему тем же.

Однозначно, Всевышний не забудет наши обиды, когда мы переносили их не из-за собственной глупости, но исполняя Его волю.

«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:19-21)

Мы видим в Писании, что Всевышний не собирается устранять от нас несправедливость по отношению к нам. Это не Его цель. Цель – это воспитать нас. Цель это дать разуметь нам самим и окружающим нас, что есть Б-г на Небесах. «Чтобы вы знали, что Я Господь»

Но используя других для этих целей, он не оставит без наказания и наших обидчиков.

«Так говорит Господь Бог: за то, что Едом жестоко мстил дому Иудину и тяжко согрешил, совершая над ним мщение, за то, так говорит Господь Бог: простру руку Мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею; от Фемана до Дедана все падут от меча» (Иез.25:12,13)

В конце концов, когда Израиль, по милости Всевышнего вышел из Египта. Знаете ли вы, сколько вышло с ними египтян? Или вы думаете, что вышел только один Израиль?

Нет, весь мир узнал, что Б-г евреев – это настоящий Б-г на Небе и на земле. И к такому Б-гу захотелось присоединиться большое количество других народов.

Посмотрим в Исход 12:37,38

«И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое»

На иврите это (עֵ֥רֶב רַ֖ב) — «множество разноплеменных людей»

«Эрэв рав» Кто они?

Ункелос: «многочисленные чужаки» (т.е. люди, не относящиеся к сынам Израиля).
Раши: «смешение представителей разных народов, прошедших гиюр».
Ибн Эзра: «это египтяне, которые смешались с ними (смешанные семьи)
Рашбам: «смешение».
Даат микра: «многочисленный народ, состоящий из представителей разных народов.

Помимо 600.000 человек из сынов Израиля, было множество и из других народов. Те, кто понял и осознал, что нет другого Б-га, кроме Б-га Израиля.

И теперь, смотря на исход, на все чудеса, произошедшие с Израилем в это время, можно ли сказать, что Моше входил к фараону просить об исходе «зазря»? Можно ли сказать, что Израиль страдал напрасно, когда фараон ужесточал рабство?
Ведь фараон так и не послушал Моше.
И если бы Всевышний не принудил его, то так ничего и не произошло бы.

Нет, конечно, мы не можем так сказать. И, несмотря на то, что фараон не послушал Моше, цель Всевышнего была произведена – «все познали, что есть Б-г» Это узнали в самом Египте, это узнали во всех землях, где жили на тот момент люди.

Возвращаясь к нам, я хотел бы сказать, что бывает, что из-за дня в день мы делаем, кажущуюся бесполезную работу. Которая не производит видимое действие, но мы знаем внутри, что это Всевышний призвал нас так поступать таким образом.
Мы страдаем от внутренних противоречий и от внешних воздействий. И хочется опустить руки, сдаться, но помните, что не всегда Б-г ждет именно плодов от этой работы, хотя мы и должны её делать. Через это Он делает гораздо больше и не видимое СЕЙЧАС для наших глаз. Это все равно выльется в огромное благословение для нас и окружающих нас людей. Как это вылилось в Исходе.

Обсудить здесь

 

 

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...