Бо – Шмот (Исход) 10:1-13:16

1 671 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

Сегодня мы начнем нашу Главу со страниц Нового Завета.

«Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?
Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (Рим.9:14-23)

Мы встречаем извечный вопрос, которых волновал многих мыслителей, на протяжении тысячелетий. – «Есть ли свобода выбора у человека?»
Ведь если мы не имеем ее, то зачем нам как-то трудиться или стараться, что-то изменить в нашей жизни. Ведь всё уже спланировано и реализовано для нас, и мы сможем сделать лишь то, что соответствует такому высшему плану.

С другой стороны, если все зависит только от нас, то мы должны приложить максимум усилий, чтобы достичь поставленной цели. Иначе мы будем виноваты сами лишь в своих бедах.

Так, где та истина?

Апостол Павел пишет, что паро был пред избран для Божьего гнева. Что Бог ожесточил его для славы своего народа.

И, конечно же, возникают сложные теологические вопросы. Которые, несомненно, возникали и у слушателей Шауля.

«Так если это так, кто противостанет воле Его?»

Учитывая, что он говорит об ожесточении народа Израильского, в этих главах и сравнивает его с паро. У нас возникают дополнительные сложности.

Если это так. Если Бог ожесточил народ Израиля, если Он Сам закрыл им глаза, то зачем так стараться, зачем полагать свою жизнь, чтобы благовествовать ему? Если Сам Всевышний закрыл глаза на Истину, то нужно ли нам умирать за это?

Но Шауль продолжает: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова» (Рим.11:1)

И тут мы наблюдаем некое противоречие между первым высказыванием Павла о том, что никто не может противостать Его воле и вторым, что всё-таки кто-то и может противостоять?

Ведь и сам Павел был тем евреем, у которого были «закрыты» глаза Самим Богом. Но, тем не менее, он прозрел и получил познание Истины. Как это возможно?

И возвращаясь к паро, давайте ответим на вопрос.

Бог ожесточил фараона или фараон сам ожесточился?

Ибн Эзра говорит: «Иди к фараону, и пусть тебя не поражает, что он отяжелил свое сердце, потому что это Я отяжелил его сердце, чтобы привести к такому-то результату».

«И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои. И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь» Исход 10

Из текста мы однозначно видим, что именно Всевышний был инициатором этого ожесточения.

И тогда у меня, наверное, возникает правомерный вопрос, что и у слушателей Павла:

А что он мог? Если это сделал Бог, кто мог бы противостать Его воле. И если это Бог, то за что же судить паро. Он не мог не поступить по-другому.

Но с другой стороны, Шауль говорит, что Бог «с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели», что означает, что все-таки Он давал паро шанс. Да и дополняет он тем, что он сам еврей, а значить, что ожесточение не является тотальным и безоговорочным.

И это видно из некоторых мест Писания Торы.

Например, здесь: «И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа». 4,21

К сожалению это не видно в Синодальном переводе.

Но если смотреть масоретский текст, то глагол «ожесточить» – употреблен глагол לְחַזֵק, что означает – «Укреплять, усиливать».

И он стоит в строении «пиэль», что имеет дополнительный оттенок – содействовать чему-то.

И это означает, что Бог усилил сердце фараона.

А если бы говорить современным языком, то Бог подкрепил мнение паро аргументами, чтобы он не отпускал Израиль.

Это означает, что фараон уже сам был настроен против Израиля, а Всевышний лишь помог ему утвердиться в его точке зрения.

Есть и другие места Торы говорящие похожим образом.

Как метко подметили наши мудрецы: «По пути, которым человек идёт, – ведут его с Небес».

То есть, Тора не говорит, что Бог Сам всё сделал.

Но что да, Он открыл дверь, и паро туда вошел. И вот тут его ждало полное поражение. Его поманила «фата-моргана» и он был обманут ей.

Нечто похожее действие происходит здесь.

«И сказал [Михей]: так выслушайте слово Господне: я видел Господа, седящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его.
И сказал Господь: кто увлек бы Ахава, царя Израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе.
И выступил один дух, и стал пред лицем Господа, и сказал: я увлеку его. И сказал ему Господь: чем?
Тот сказал: я выйду, и буду духом лжи в устах всех пророков его. И сказал Он: ты увлечешь его, и успеешь; пойди и сделай так.
И теперь, вот попустил Господь духу лжи [войти] в уста сих пророков твоих, но Господь изрек о тебе недоброе» (2Пар.18:18-22)

Это очень интересное место Писания, но мы не будем рассматривать сейчас его подробно. Подытожим лишь тем, что факт остается фактом, именно Всевышний попускает, даёт возможность человеку обмануться, укрепиться в своем ошибочном мнении, чтобы привести человека к его концу. И это происходит, если Творец хочет наказать человека. Он усиливает его в своих ложных аргументах и человек совсем запутывается в собственной лжи.

«…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14)

В случае с паро это было необходимо, чтобы весь мир от начала истории и до сегодняшнего дня, мог знать, что нет Бога кроме него, Который один является Истинным Богом и Истинным Творцом неба и земли.

Когда мы читаем дальше, то мы встречаем еще один интересный и необычный глагол.

«И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь» (Исх.10:2)

Синодальный текст достаточно мягко говорит: «…о том, что Я сделал в Египте»

Но Тора здесь говорит на языке, которая называется в иврите как «Дибра Тора келашон бней Адам», что означает — «Тора говорит языком, доступным человеку».

И здесь вместо глагола в – «сделал» употребляется глагол – «הִתְעַלַּלְתִּי» (Итэалаэти) – «издеваться». По сути, Всевышний говорит: «и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что как Я издевался в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь» (Исх.10:2)

Я хочу привести пример из Голливудского фильма, который как нельзя точно описывает действие этого глагола.
Фильм называется — «Мстители»

«В то время как Наталья Романова сидела на стуле, её избивали агенты КГБ, и во время этих избиений, генерал всё рассказывал ей и рассказывал секреты, ради которых она была послана. Что он знает, кто её послал, чтобы выведать секреты продаж русских боеприпасов. Он рассказывал ей об этом, потому как знал, что еще немного они все равно её убьют.
И тут телефон одного из них зазвонил, и он удивленно слышит, что зовут Наташу к телефону.
Ей прикладывают к уху телефон, и голос говорит – «Наташа, ты нужна нам здесь».
На что она отвечает — ты не вовремя, у меня допрос в самом разгаре и «болван-генерал» почти мне все «слил».
Но не вешай трубку, я сейчас.
И тут она, как это умеет показывать Голливуд, ловко перебивает всех людей, пытавших ее до этого, освобождается от связанных рук и уходит.
Этот момент фильма описывает ту ситуацию, как Наташа «издевалась» над генералом.
Они-то думали, что она полностью в их власти.
Что от них зависит её жизнь.
Но Наташа просто позволила им так думать, чтобы выведать все секреты, которые генерал ей рассказал.

Это именно то, что говорит глагол – «Итэалаэти».

Бог позволил Египту думать, что Израиль в его власти.

Он как бы позволял паро удерживать Израиль в его власти, когда на самом деле у паро власти никакой не было.

Да благословит нас Всевышний, чтобы мы помнили, что всё в Его руке.

И хотя все зависит от Него, у нас есть возможность влиять на путь жизни.

Праведность, следование за Ним зависит от нас. Мы выбираем путь, по которому нас будет вести Небо.

Тора предлагает человеку свободу выбора: исполнишь заповедь — не умрешь, будешь бессмертным; не исполнишь — будешь смертным. Мы знаем, что выбрал человек, и наша свобода уже ограничена его выбором, прошлое в значительной мере предопределяет настоящее, равно как и каждый твой поступок определяет твою судьбу. (Михаил Ковсан, «Смерть и рождение рабби Акивы», с. 51)

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...