Библейское понимание греха через призму еврейской традиции

217 Просмотров




В иврите слово «грех» образовано от корня со значением «промахнуться» (хэт-тэт-алеф).

Из этого можно понять, что сущность греха — отклонение от правильного пути.

Грешник — человек, который «уклонился» от того действия, которое должен был совершить.

Следует отметить: большинство людей считает, что грехом является, прежде всего, совершение запрещённого действия; человек же, уклонившийся от совершения предписанного действия, грешником обычно не считается.

Иудаизм утверждает, что это не так. Тот, кто не сделал того, что был должен, — совершил грех.

Приведу Вам слова Рабейну Йоны в его книге Шеарэй Тшува (раздел 3):

«Многие люди в народе полагают, что потеря души ожидает нас, прежде всего, за действия, а тому человеку, который не совершал запрещённых действий, не нарушал Закон, а просто не выполнял заповедей и не делал добрых дел, потеря души не грозит. Поэтому наша обязанность сообщить тем, кто ошибается, что сказали наши мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Хагига 1, 7): “Не взыскал Всевышний за идолопоклонство, и за разврат, и за кровопролитие, но не простил Он пренебрежения к Торе”. И ещё сказали (Сифрей Дварим Экев): “Как награда за изучение Торы больше, чем за исполнение всех прочих мицвот, так и наказание за пренебрежение Торой больше, чем за все прочие нарушения”. И сказали (Сангедрин 99а): “Ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил (Бэмидбар 15, 31) — сказано о том, кто мог изучать Тору, но не изучал”. Мы упоминали уже всё это в разделе о Торе».

«И сказано о жителях Сдома, которые совершали страшное зло пред Господом — они занимались разбоем, грабежом, развратом и неправедно судили, — что они были уничтожены за то, что не давали цдаку (милостыню):

“Вот в чём было беззаконие сестры твоей Сдом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям её, и руки бедного и нищего она не поддерживала” (Йехезкель 16, 49)…».

«И знай, что заповеди высочайшего уровня сформулированы как повелительные [а не запретительные], например заповедь выбора: “Избери же жизнь” (Дварим 30, 19); и заповедь изучения Торы: “…и говори о них” (там же, 6, 7);

и заповедь следовать путями Всевышнего: “…и будешь ходить путями Его” (там же, 28, 9); и заповедь цельности и “доверия” к Всевышнему: “Будь непорочен пред Господом, Б-гом твоим” (там же, 18, 13); и заповедь размышлять о величии Б-га:

“Познай же ныне и положи на сердце твоё, что Господь есть Б-г…” (там же 14, 2), и сказал Давид: “Господь с небес взирает на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумный, ищущий Б-га” (Тэилим 14, 2); и заповедь помнить милость, оказанную нам Всевышним, и размышлять о ней, как сказано: “И помни весь путь…” (Дварим 8, 2), и сказано: “И познаешь в сердце твоём, что как наставляет человек сына своего, так Господь, Б-г твой, наставляет тебя” (Дварим 8, 5), и сказал Давид: “…пусть… размышляет над милостями Господними” (Тэилим 107, 43), и сказано: “Ибо милость Твоя пред глазами моими…” (там же, 27, 3); и заповедь о святости: “…освящайтесь и будьте святы…” (Ваикра 11, 44); и заповедь о служении Всевышнему: “…Ему служи…” (Дварим 10, 20); и заповедь о страхе пред Ним: “Господа, Б-га твоего, бойся…” (там же); и заповедь о любви к Всевышнему: “И люби Господа, Б-га твоего…” (там же, 6, 5); и заповедь “прилепиться” к Всевышнему: “…и к Нему прилепись…” (там же, 10, 20)… »

«И ради соблюдения этих заповедей создан человек… А в чём же надежда того, кто создан [Всевышним]? Только в том, чтобы вкладывать свой душевный труд в то и заниматься в основном тем, ради чего он был создан!»

Что касается вопроса о последствиях греха:

Человека, который совершил грех, ожидает наказание. Но обычно наказание не следует за нарушением немедленно, поэтому людям кажется, что наказания за грехи не существует.

Кроме того, грех приводит к тому, что в человеке «поселяется» дух нечистоты, который влечёт его всё к новым нарушениям.

Об этом сказано в Пиркей Авот (4, 2): «Бен Азай говорил: “Спеши исполнить [даже] лёгкую заповедь и остерегайся проступка, ибо заповедь влечёт за собой заповедь, а проступок влечёт за собой проступок”».

Кроме того, любой грех причиняет вред душе: любой грех как бы делает в душе «пробоину», «дырявит» её, как пишет Виленский Гаон в комментарии к книге Эстер.

Из-за греха человек отдаляется от Всевышнего, и Всевышний «скрывает» от него Свой лик.

Всё это — если человек не раскаялся в своих дурных делах. Если же он сожалеет о том, что совершил их, и принимает на себя обязанность не поступать впредь подобным образом, Всевышний прощает ему все грехи.
И даже если человек не оставил свои грехи полностью, но обращается к Всевышнему и хочет приблизиться к Нему, Всевышний слушает его молитву и не «скрывает» окончательно от него Свой лик.

С уважением, Реувен Куклин

статья взята с сайта Толдот

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль