Берешит — Берешит (Бытие) 1:1-6:8

3 158 Просмотров




Услышали голос Господа Бога, прохладе дня. Берешит 3,8

В Берешит раба 19,7 написано:

Сказал рабби Аба бен Кагана: — Здесь написано не идущего (мегалех), а ходящего (митгалех) — имеется в виду восходящий наверх, сначала Шхина, была среди нижних, но когда согрешил первый человек, она поднялась на первый небосвод. Согрешил Каин — поднялась на второй Небосвод; согрешила поколение Еноша — поднялось на третий; согрешило поколение потопа — на четвертый; согрешило поколение разделения языков — на пятый. Согрешили жители Содома — на шестой; согрешили египтяне во времена Авраама — на седьмой.

Напротив них стояло 7 праведников: Авраам, Ицхак, Яков, Леви, Кегат, Амрам, Моше: и они спустили её на землю:

Авраам спустил с седьмого небосвода на шестой, Ицхак спустил с шестого на пятый, Яаков спустил с пятого на четвёртый, Леви спустил с четвертого на третий, Кегат спустил с третьего на второй, Амрам спустил со второго на первый, Моше спустил вниз.

Сказал рабби Ицхак: — написано: «праведники наследуют страну и будут обитать в ней вовеки» Теилим 37,29, А злодеи что буду делать? По воздуху полетят, что ли? Но имеется в виду, что злодеи не поселяют Шхину на Земле.

Итак, какую же мысль хотят донести до нас мудрецы?

А то, что грех отделял и отделяет от нас Божественного присутствия, но праведность и жизнь угодная Господу – приближает её к нам.

И мало того, что она приближается к нам.
Через нас, она может спускаться к окружающим нас, людям.

Присутствие Всевышнего не только заставляет людей чувствовать Его, но и благословляет их своим миром.

Иешуа применил это понимание в своём обращении к своим ученикам, когда говорил нести этот шалом народу Израиля. Он сказал:

«Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф.10:5-16)

Он послал их нести Его Шалом. В чем это заключалось?
В благовествованнии Царства Божьего. В том, что Царство Отца – приблизилось к людям.

Но чтобы понять, что же видели люди того поколения, мы должны понять то, что они знали относительно этого.

В мидраше Сифри написано:

Сказано: «обратит Господь лице Свое на тебя» (Бемидбар 6:26) а в другом месте сказано: «не обращает лица» (Дварим 10:17). Как уживаются это два писания?

Возможно когда народ Израиля творит Его волю – Он обращает лицо, а когда нарушает Его волю — не поворачивает лица? Иначе: до того как подписан приговор – обращает лицо, после того, как подписан приговор – не обращает лица. В одном месте сказано: «Слышишь молитву, к Тебе придет всякая плоть» (Пс 65:3), а в другом месте сказано: «Облек Ты Себя облаком, чтобы не доходила молитва»

Как подписан приговор слышит молитву, после того как подписан приговор – облекает себя облаком.

Сказано: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко» (Ис 55) а в другом месте сказано: Жив Я — (не) откликнусь (на призыв) ваш, — слово Господа Бога! (Иез 20:3)

Как уживаются это два писания?

А в мидраше Псикта Бемидбрар 42 сказано:

Что Господь открывает Свой Лик и скрывается на долгое время:

«Святой Благословенный, иногда открывается, иногда скрывается, иногда показывается, иногда не
показывается, иногда дает откровения, иногда молчит». (Псикта деРав Кахана Ниспахим 7)

Иешуа посылает учеников проповедовать время покаяния, время, когда Всевышний близок и Лицо Его открыт, когда есть время для покаяния. Но слушателям понятно и то, что это означает и приближение времени суда, подписания приговора.

«Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные» (Ис.49:8)

Время близости Его Лица – это также близость Его Суда.

Потому, когда наступила всеобщая радость Его присутствия и действия, народ понимал, что это время близкого суда.

Всевышний даровал ученикам Иешуа особое помазание, которое несло мир людям. И народ чувствовал это, подобно тому, как видел это у самого Иешуа: «Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Матф.9:8)

Так всё же, что же за такое обращение: «шалом вам!» На иврите это звучит как «шеелат шалом».

Это традиционное приветствие жильцам дома — исспрашивание мира на этот дом.

В сборнике «Дерех Эрец» сохранилось интересное описание по такому поводу:

«Да не войдет человек в дом ближнего своего неожиданно. И да научится этикету у Всевышнего, который встал у входа в сад и воззвал: «Адам, где ты?».
История с четырьмя старцами которые шли по делам внутренним. И был у них друг по имени Философ. А эти четверо были раббан Гамлиэль, рабби Йеошуа, рабби Элиэзер бен Азария, рабби Акива. Рабби Йеошуа сказал раббан Гамлиэлю: не желаешь ли пойти проведать друга нашего Философа? И тот ответил: нет. На утро опять спросил: не желаешь ли пойти проведать друга нашего Философа? И тот ответил: да. Пошел рабби Йеошуа и постучал в дверь. А Философ подумал: это не в обычаях простого человека, только мудрецы поступают так. Встал и омыл лицо свое и руки и только потом открыл дверь. И увидел мудрецов и раббан Гамлиэля перед собой. И подумал: если скажу: Мир Вам мудрецы Израиля – обижу раббан Гамлиэля, а если скажу Мир Тебе раббан Гамлиэль – обижу мудрецов Израиля. Как же поступил? Сказал: мир вам мудрецы Израиля во главе с раббан Гамлиэлем». (Дерех Эрец раздел «Бен Азай» 3)

«Всякий раз, когда мудрецы или ученики входят в дом, дом благословляется ради них. Так у Яакова, когда попал он в дом Лавана, дом благословился ради него, как написано: Ибо мало было у тебя до меня, а возросло до множества, и Господь благословил тебя из-за меня (Быт 30:30). И так же когда попал Иосиф в дом Потифара, благословился дом его ради Иосифа, как написано: «И было, с того времени, как он его назначил над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Йосэйфа, и было благословение Господне на всем, что у него в доме и в поле». И так же когда оказался ковчег Божий в доме Овед Эдома благословился дом ради него, как написано: «И сообщили царю Давиду, сказав: благословил Господь дом Овэйд — Эдома и все, что у него, ради ковчега Божья; и пошел Давид, и с торжеством поднял ковчег Божий из дома Овэйд Эдома в город Давида» Если ковчег в котором было только две скрижали принес такое благословение, то мудрецы, заходящие в дом – кольми боле». (Авот де рабби Натан — Второй вариант глава 11.)

Что же мы видим, а то, что посланники Его Царства, несут в себе особое помазание, которое способны воспринять достойные. К сожалению не все, только достойные этого Царства.

Шалом или мир – это одно из Его имен: «Велик мир ибо Сам Всевышний назван Мир, как сказано: «И устроил там Гидон жертвенник Господу, и назвал он его Господь — Шалом (мир)» (Шофтим 6:24).

Велик мир, ибо в благословении мира заключены все благословения, как сказано: «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром. (Пс.29:11)» (Ваикра Раба 9)

В этих словах Иешуа прослеживается параллель между посланничеством учеников и священнической миссией:

«Да обратит Господь лицо Свое к тебе и доставит тебе мир! (Так) Да произнесут имя Мое над сынами Исраэля, и Я благословлю их» (Бемидбар 6:26-27)

В свете слов Иешуа можно понимать, что благословение миром, как наложение Имени Всевышнего на жителей дома сопоставимо со священническим благословением. Благословляя, ученики благословляются и сами, подобно священникам: «Священник, который благословляет, благословляется, а который не благословляет, не благословляется, как написано: Я благословлю благословляющих (Быт.12,3)

Вот такой урок мы можем сегодня получить из Главы Берешит, из того, что Слово ходило по Эдену.

При составлении статьи использовались мидраши и толкования рАБ на евангелие от Матфея

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль