Берешит — Берешит (Бытие) 1:1-6:8

1 236 Просмотров




Краткое содержание первой недельной главы Торы, в которую вошло 146 стихов.

1) Шесть дней Творения (Берешит 1:1—2:3). 2) Первые люди в Ган-Эден (саду Эдена): грех и наказание (2:4—3:24). 3) Убийство Эвеля Каином, рождение Шета (4:1—26). 4) Десять поколений от Адама до Ноаха (5:1—6:8).

Вот мы  и снова начали читать Тору с самого начала. И вновь начинаем с описания творения мира. Мы должны помнить, что Тора не является учебником ни по одному научному предмету и потому мы не найдем там точных процессов как все двигалось и как создавалась. Это дело ученых, а Книга преследует лишь одну цель — показать Творца и что Он все для этого мира. С Него все началось и Им все закончится, когда мир, как мы его знаем, закончит свое существование.

«Бара«

Рав Хама бар Ханина учил: — Миров многое множество созидал и разрушал Всевышний, — созидал и уничтожал, пока не была сотворена вселенная. И сказал Господь: «Те миры не годились, а в этом все прекрасно.

Лично меня очень заинтересовала эта мысль.

Так ли это на самом деле?

И начав копать я столкнулся с тем, что существуют мыслители которые считают, что наша вселенная не являлась первой. Но к великому разочарованию, дальше их философской мысли, вряд ли можно продвинуться.

Тора не дает ясного указания на это. Хотя она конечно и не преследует эту цель.

То, что мы знаем — это то, что открыто в Писании.

Всё, что было до первой буквы Бэт в первой Главе Берешит, в первом слове, к моему великому сожалению, скрыто от нашего понимания.

«בראשית ברא אלהים את השמים ואת הארץ»

Ведь недаром «Бэт» закрыта со всех сторон и открыта спереди, по направлению рассказа о сотворении, как бы намекая, говоря нам, что мы можем лишь осознать и принять то, что нам открыто и то, что закрыто — нам просто не достижимо, как бы мы не старались.  Подтверждая простую истинность Писания:

«Тайное принадлежит Вечному, нашему Богу, а открытое принадлежит нам и нашим детям навеки, чтобы мы следовали всем словам этого Закона» (Второзаконие 29:29 RSZ)

Так что мы вряд ли узнаем когда либо, были ли другие миры до нашего мира или нет. Хотя повторюсь, такое мнение все таки существует.

Из чего творил Всевышний? Брал ли Он уже существующую материю или Он сотворил первоначальную материю, а из нее уже творил этот мир?

Сфорно говорит: «Берешит»  בְּרֵאשִׁ֖ית – т.е. в начале времени, и это первичный неделимый момент времени, до которого не существовало времени.

ברא (бара) – этот корень означает творение материи «из ничего», и к этому событию неприложимо понятие времени.

Концепция творения мира из ничего очень важна в теологическом смысле.

Ведь если одновременно с вечным и неизменным Богом имелась вечная изначальная материя, то это ставит под вопрос неограниченность и всемогущество Бога.

Многие мыслители (в частности, Сфорно, как мы увидели) считают, что первый стих Торы сообщает о творении мира «из ничего».

Я думаю, что вы уже слышали такое, что глагол «бара» говорит о творении из ничего. Я и сам раньше думал также.

Но уже в первой главе книге Берешит этот же глагол употреблен немного по-другому.

«Бог создал огромных морских чудищ…» (Бытие 1:21 RSZ) — «Таним»

В Синодальном переводе написано «большие рыбы«, но на самом деле это — «морские чудовища». На современном иврите — это крокодилы.

Но нас здесь интересует глагол — «барА«- «сотворил» Что по утверждению Сфорно говорит о сотворении из ничего.

Но разве мы здесь видим, что Он сотворил «таним» из ничего?

А трижды употребление «барА» в стихе 1,27?

«Так Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божьему Он сотворил его; мужчину и женщину Он сотворил их». (Бытие 1:27 RSZ)

Разве Он сотворил человека из ничего? Нет, Он сотворил его из праха.

Это доказывает, что глагол «бара» не говорит о сотворении из ничего.  Потому то и Шадаль сказал: по всей видимости, корень ברא (барА) указывает на вещь, которая выходит за рамки естественных законов природы. (А не творение из ничего)

Цимцум

«Цимцум» (сокращение, сжатие) – начальный акт творения, образование внутри Бога пустого пространства, в котором затем возникают миры. Это понятие возникло в каббализме, чтобы объяснить то откуда Всевышний взял материал для творения и как Он творил мир.

Но это даже не совсем так. Это не было совсем пустое пространство. Ведь мы понимаем, что Он вездесущ.

Всевышний взял материал из самого себя, чтобы творить. Он и есть основа всего сущего. Он поддерживает мир и сегодня, чтобы все развивалось и функционировало по Его плану.

Для чего был создан этот мир?

Рамхаль утверждает в книге «Дерех Ашем», что по Торе, мир был создан первопричиной ради людей. Он продолжает, что Творец, будучи безграничным, явно хотел одарить человека максимальным благом, что в переводе на современные понятия значит — доставить ему бесконечное наслаждение.

То есть мир был сотворен для человека, и все во вселенной служит именно этой цели.

Апостол Павел наставляя богатых, писал о характере Всевышнего: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения» (1Тим.6:17)

Это не то наслаждения от похоти, которое появилось у первого человека после грехопадения, но это наслаждения приходящее от Всевышнего, питающее наши души.

«Потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость;…» (Еккл.2:25,26)

Утро или вечер

Еще одно очень интересное утверждение: ויהי-ערב ויהי-בקר — «Ваехи эрев ваехи бокер…»

«И был вечер и было утро…»

 Согласно распространенному мнению, принятому уже у мудрецов Талмуда, из этого стиха мы учим, что сутки в еврейском календаре начинаются с вечера.

Однако Рашбам прочел этот стих таким образом:

Закончилась ночь» – «Ваехи бокер», «закончился день и начался вечер» — «ваехи эрев»  и наступило утро», «йом эхад» – «один день (сутки)». Т.е. сутки продолжаются с утра и до утра.

Ибн Эзра, в своем сочинении Игерет hа-шаббат, подверг этот комментарий резкой критике. По его словам, подобный комментарий не просто ошибочен, но и несет в себе скрытую опасность, поскольку может привести людей к нарушению шабата, который, согласно hалахе, начинается, разумеется, с вечера.

Однако отметим, что в законах, связанных с Храмовой службой, сутки, по всем мнениям, начинаются именно с утра.

 Например, остатки жертв должны быть сожжены в течение суток, во время которых они были принесены, до наступления следующего утра:

«А мясо жертвы, принесенной в благодарность за благополучие, должно быть съедено в тот же день, когда она была принесена; нельзя оставлять его до утра». Левит 7,15

Точно так же обстояли дела и когда съедали пасхальные жертвы.

Есть и другие места Писания, подтверждающие эту мысль. Но я не буду их приводить сегодня в доказательство.

Скорее всего, можно предположить, что отсчет суток в Торе происходит все-таки с утра и до утра, но праздничные дни, из-за их святости, начинаются с вечера предыдущего дня, как и написано прямо про пост в Йом Кипурим и про мацу в Песах.

 По отношению к шабату не было, очевидно, большой необходимости отмечать, что работа запрещена с вечера, так как условия жизни в эпоху Танаха были таковы, что люди по ночам просто не работали.

Почему Всевышний не принял жертву Каина?

«Когда пришло время жатвы, Каин принёс в дар Господу выращенные им плоды земли, Авель же принес в дар животных из своего стада, самые лучшие части своей самой лучшей овцы. Господь принял дар Авеля, а подношение Каина не принял. Каин был этим очень опечален и рассержен.

Господь спросил Каина: «Почему ты сердишься? Почему у тебя печальное лицо?

Если будешь делать добро, то будешь праведен передо Мной, и Я приму тебя. Но если будешь делать зло, то твоя жизнь будет греховна. И тогда твой грех захочет править тобой, ты же должен сам править грехом». (Быт.4:3-6)

Наверное, вам всем хорошо знакомо христианское понимание этого вопроса.

Но на всякий случай, я все равно приведу его, чтобы вы имели представление:

Христианская точка зрения — «Быт 3:21 — Господь одел их в кожаные одежды. Откуда кожа? Вот здесь, за этими скупыми словами, скрывается история о том, что Бог открыл Адаму и Еве план искупления и научил их жертвоприношению, сняв с жертвенных животных кожу, в которую одел грешных людей. Этот текст не только свидетельствует об установлении обряда жертвоприношений, но также и определяет символ чистой одежды праведности Христа.

Итак, жертвоприношение обязательно должно было осуществляться с кровью агнца или иного жертвенного животного. И данная история должна была закрепить эту идею у евреев, для которых и записал Моисей это событие. А Каин решил, что он может обойтись без ягненка — зачем ему унижаться перед братом, прося у него ягненка для жертвы? Он решил, что Бог не настолько щепетилен в деталях Своих требований»

Мы видим, что эта точка зрения, согласно которой, Каин виновен лишь в том, что он решил не приносить жертву с кровью, как хочется Всевышнему.

Это неправда. Я не знаю, откуда возникла эта идея, но она очень распространена среди христианского мира и потому я делаю такой акцент на этом, чтобы стереть это непонимание.

Давайте просто внимательно прочтем текст и посмотрим, что Б-г отвечает Каину, почему Он не принял его жертву. Все гораздо проще.

«Если будешь делать добро, то будешь праведен передо Мной, и Я приму тебя»

Принесение жертвы — это не просто жертва, это выраженное желание, чтобы Б-г принял тебя лично. Не просто твою жертву, но тебя.

И что обещает Всевышний Каину? Если будешь праведным, я приму твою жертву. Вот и все. Никакой крови. Никаких жертвоприношений.

Евангелист Йоханан говорит: «Не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1Иоан.3:12)

Причина была в его сердце. А не в жертвоприношении.

7 стих «…у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»

וְאִם֙ לֹ֣א תֵיטִ֔יב לַפֶּ֖תַח חַטָּ֣את רֹבֵ֑ץ וְאֵלֶ֙יךָ֙ תְּשׁ֣וּקָת֔וֹ וְאַתָּ֖ה תִּמְשָׁל־בּֽוֹ

Вот как переводится это часть стиха:

«У входа, стремление к греху лежит, он стремится завладеть тобой, но ты будешь властвовать (если захочешь) над ним»

Интересно, что Всевышний, говоря про грех, употребляет к нему выражение: «רָבַץ» — равац. «Грех лежит» – этот глагол употребляется только по отношению к животным. И это «животное» лежит у двери его сердца. Вот эта причина, почему Всевышний не принимает жертвы Каина.

Радак пишет: «жертва Каина не была принята, потому что его намерения не были положительными».

Хочу привести всем известные слова Всевышнего, обращенные к Израилю через пророка Исаию:

«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?

Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!

Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис.1:11-18)

«Сыны Божьи»

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:1,2)

Немало споров вызвало это маленькое, но очень странное место Писания.

Кто же это те сыны Божьи, что оскверняли человеческих дочерей и от связи с ними рождались странные люди — «нефилимы» (В оригинале).

Я не буду сейчас рассуждать по этому поводу, но приглашаю вас послушать увлекательную лекцию Давида Копелиович, который является докторантом Еврейского университета на кафедре библеистики, и преподает ТаНаХ в Открытом университете, университете Бар-Илан и Еврейском университете.

Послушать можно здесь:

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль