Бемидбар — Бемидбар (Числа) 1:1-4:20 Перепись Израиля

451 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

«И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно: от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их — ты и Аарон» (Чис.1:1-3)

Наша глава открывается с переписи населения. Но интересно, что это уже не первая перепись среди сынов Израиля. Они уже были пересчитаны  перед строительством скинии.

«И сказал Господь Моисею, говоря: когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их; всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу; всякий, поступающий в исчисление от двадцати лет и выше, должен давать приношение Господу; богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших» (Исх.30:11-15)

Шесты  скинии были сделаны на те деньги, которые были собраны с людей во время переписи.

И в нашей главе их снова исчисляют,  причем текст Торы перечисляет подробно все детали, включая и дату – «в первый день второго месяца (то есть, месяца Ийяра) на второй год – то есть, через месяц после сооружения скинии.

И тогда, возникает вопрос: зачем нужны были Торе все эти арифметические данные?

Почему Моше столь торжественно повелел им пересчитать всех во второй раз, именно в этот конкретный день?

Рашбам (внук Раши), дает  нам очень понятное объяснение.

Сыны Израиля должны были войти в землю Израиля, и мужчины с двадцати лет уже были военнообязанными, и могли сражаться. И на двадцатый день второго месяца поднялось облако, как сказано в Числа 10:11,29:

«Во второй год, во второй месяц, в двадцатый [день] месяца поднялось облако от скинии откровения; И сказал Моисей Ховаву, сыну Рагуилову, Мадианитянину, родственнику Моисееву: мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: вам отдам его; иди с нами, мы сделаем тебе добро, ибо Господь доброе изрек об Израиле»

Согласно этому объяснению, перепись преследовала военную цель:

Чтобы Моше знал силы, находящиеся в его распоряжении и мог организовать их, если придется вступать в сражение. Это объяснение хорошо согласуется с тем, что перепись применялась только к мужчинам с двадцати лет – это тот возраст физического рассвета.

Этот возраст мудрецами также рассматривался  как время физического расцвета и максимальной силы, как сказано в «Пиркей Авот»: «С двадцати лет – к действию».

Еще одно подтверждение этого объяснения в том, что левиты не подсчитывались вместе с остальными коленами:

«Только колена Левиина не вноси в перепись, и не исчисляй их вместе с сынами Израиля; но поручи левитам скинию откровения и все принадлежности ее и все, что при ней; пусть они носят скинию и все принадлежности ее, и служат при ней, и около скинии пусть ставят стан свой» (Чис.1:49,50)

Отсюда вино, что левиты не исчислялись, потому что их особая роль была в священнослужении, и она  освобождала их от воинской повинности.

И, тем не менее, многое еще не совсем понятно. И потому мудрецы задаются вопросом.

«Зачем Тора перечисляет нам так подробно все детали переписи вместо того, чтобы ограничиться просто сообщением об общей численности евреев, находившихся в распоряжении Моше на случай войны?»

Этот вопрос рассматривает Рамбан, всегда стремящийся найти в священном тексте максимальный моральный урок.

Он предлагает три ответа к этому вопросу.

 «И было всех, вошедших в исчисление, сынов Израилевых, по семействам их, от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля» (Чис.1:45)

Тора сообщает нам  общее число, хотя уже перечислила нам всех по коленам.

Моше и Аарону было заповедано  узнать и численность всего народа, и численность каждого колена в отдельности, ибо так пересчитывают цари свой народ. И непонятен мне смысл этой заповеди, не знаю, почему Святой, да будет Он благословен, повелел им узнать общее число. Колена необходимо было исчислить, чтобы расположить их станом по знаменам их;  но зачем нужно было знать их общее число?

Возможно, Тора, таким образом, возвещает нам милосердие Всевышнего: ведь отцов наших было всего семьдесят, когда они выходили из Египта, а теперь они стали  как песок морской, да и то перечислены были только мужчины с двадцати лет.

И  после различных поражений и моров Он исчислял их, чтобы возвестить, что Он — Тот, Кто «возвеличивает народы и губит их» (Иов 12:23), и Он «делает больным и излечивает, Он поражает,  и Его же руки врачуют» (Иов 5:18), как сказали наши мудрецы: «По любви Своей великой к ним пересчитывает Он их часто»

И еще:  тот, кто предстает перед отцом всех пророков  Моше, и братом его, который свят Господу (Аарон), и становится известным им по имени — получает, таким образом, заслуги и удостаивается жизни…

Ибо они помянут его добром и попросят за него милости, как сказано (Дварим 1:11):  «Господь, Бог отцов ваших да прибавит к вам тысячекратно против того, сколько вас теперь», и не уменьшит вас в числе…

И еще видел я в «Бемидбар Раба» (к словам: количеством имен, всех поголовно):

«повелел Святой, да будет Он благословен, исчислить их каждого по отдельности, чтобы оказать им почет  и придать величие. Не так, чтобы сказать главе семьи: сколько вас тут в семье? Сколько у вас детей? Нет, все они должны проходить перед тобой в трепете,, а ты будешь их пересчитывать, оказывая им, таким образом, почтение.  И это означают слова:

«Исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно» (Чис.1:2)

И очень возможно, что так принято было у царей пересчитывать войско перед битвой.

Ведь теперь сыны Израилевы готовились к тому, чтобы войти в Землю и  сражаться с царями Эморейскими, располагавшимися по другую сторону Иордана, как сказано (Бемидбар 10:29):

«… мы отправляемся в то место, о котором Господь сказал: «его отдам вам»; поэтому и повелел Святой, да будет Он благословен, произвести исчисление народа в начале этого месяца»

Рамбан приводит здесь три причины, причем стратегические, военные соображения, о которых говорит Рашбам,  он упоминает последними.

Рамбан признает, что не следует полагаться на чудеса, и нужно делать все необходимые приготовления к встрече с врагом;

Такой подход мы встречаем у Рамбана и в его комментарии к другим местам, особенно к истории о разведчиках, посылание которых в Святую Землю он оценивает как правильную меру, применяемую всеми, кто готовится к завоеванию земли, и добавляет, что Тора не поощряет расчета на чудо.

Тем не менее, мы не знаем кого-либо, кто больше верил в чудеса – скрытые или явные – в еврейской истории, чем сам Рамбан.

Это его слова: «Никто из нас не может считаться принадлежащим  к закону  Моше, учителя нашего, если мы не будем верить в то, что все, окружающее нас, все происходящее вокруг нас.  Это чудеса, а вовсе не естественный порядок вещей. И это относится и к общине, и к индивидууму. Все происходит только по указу свыше»

И  в то же самое время Рамбан говорит в своем комментарии к Числам 20:9:

«Всевышний повелел пересчитать народ, поскольку Тора заповедует действовать нормальными, человеческими путями, а чудеса Господь сделает верным Своим Сам, тайно, — ведь Он не желает менять природу вещей»

Из этих высказываний Рамбана мы можем понять  правильный баланс между расслабленностью и ленью, которая говорит нам: «С Неба придет милость»

И потому такая уверенность оставляет нас в бездействии, когда нужно встать и взяться за дело.

И между заносчивостью, говорящей нам:

«И чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие» (Втор.8:17) и «Не своею ли силою мы приобрели себе могущество?»  (Амос 6:13), с другой стороны.

Вот эта тонкая грань все время пытается ускользнуть от нас.

Мы все время, так и хотим «завалиться» в одну из этих сторон.

То мы верим настолько сильно в чудеса, что совсем ничего не делаем, чтобы это чудо воплотить.

Или мы делаем все, что только есть в наших силах, не вспоминая, что сила только от Всевышнего. И потому, когда чего-то и добиваемся, то думаем, что это МЫ. Такие сильные и хорошие…

С одной стороны, я хочу сказать каждому, который верит и ничего не делает:

«Встань, и сделай все, что в твоих силах и даже больше. И тогда Б-г даст рост твоим плодам, который ты посеял»

И с другой стороны, хочу сказать тем, которые не вспоминают, что их сила от Него Одного:

«Ваша способность от Него» И если бы не Он давал вам успех делам рук ваших, вы не смогли бы ничего…

И, несмотря на это объяснение и урок для нас, Рамбан не хотел удовлетвориться просто рациональным объяснением необходимости переписи как производящейся со стратегической целью; он считает необходимым дать и другое объяснение.

Это объяснение также отвечает нам на вопрос, почему перепись должна была быть, индивидуальной.

Ведь это учит нас самостоятельной ценности каждой личности, его  неповторимости,  которая является целым миром, сотворенным  Богом.

Этот мир настолько уникален, что если он погибнет, другого такого уже не будет.

Об этом также говорит и Рабби Ицхак Арама в своем комментарии «Акедат Ицхак»

«Их не пересчитывали просто как класс, но каждый имел свой собственный вес, как царь или священник, как сказано (Исход 19:5-6):

«Будете Моим дражайшим уделом из всех народов… будете у Меня царством священников и народом святым» – что означает,- каждый будет для Господа как царь и священник».

И этим, в самом деле, возвещается им особая любовь Всевышнего;  потому  Тора и упоминает каждого в отдельности, по имени, «ибо все люди равны перед Ним, и все Ему одинаково дороги»

Третье объяснение, предлагаемое Рамбаном, он его приводит первым, и, наверное, потому считает самым главным, гласит, что цель переписи состояла в том, чтобы обратить внимание на чудо нашего существования.

Мы вспоминаем об этом в пасхальную ночь, рассказывая об исходе из Египта:

«В семидесяти душах сошли отцы твои в Египет, а ныне сделал тебя Господь, Бог твой, многочисленным, как звезды небесные» (Дварим 10:22).

Рамбан еще раз подчеркивает, что чудо выживания нашего народа видно еще ярче, если вспомнить, что перепись эта происходила после  мора и поражения.

И, несмотря на многочисленные удары и жестокие преследования, мы не погибли, напротив, расплодились и размножились.

Итак, наша глава рассказывает сухим языком цифр и численностей о чуде еврейского выживания.

О том, как вел нас Господь «по земле пустынной», «по пустыне великой, полной скорпионов и змей».

Эту же идею выражает  языком философии Рабейну Бахья в своей книге «Ховот hа-левавот»:

«Если кто-то в наши дни, попытается найти что-нибудь подобное тому, что происходило в нашей древней истории (например, чудесам, описанным в Торе), пусть он посмотрит правдивым взглядом на наше положение среди народов мира во все времена, начиная с периода изгнания, и на наши взаимоотношения с ними. Несмотря на то, что мы никогда ни публично, ни тайно не соглашаемся с ними, и они прекрасно об этом знают, все равно сбывается то, что пообещал нам Создатель наш»

«И тогда как они будут в земле врагов их, — Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их» (Лев.26:44)

И как сказано в Псалмах (124:1-2): «Если бы не Господь, который был с нами, — пусть скажет Израиль, — Если бы не Господь, который был с нами, когда встали на нас люди…».

Читать: «Стан в виде Креста, Знамена Израиля»

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...