Беаалотха — Бэмидбар (Числа) 8:1-12:16

462 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

«И вышел Моше, и говорил народу речи Господни. И собрал он семьдесят мужей из старейшин народа, и поставил их вокруг шатра. И нисшел Господь в облаке, и говорил ему, и взял от духа, который на нем, и возложил на семьдесят мужей, старейшин. И было, когда почил на них дух, они стали пророчествовать, и никогда более.

26 Но остались два мужа в стане, имя одному Эльдад, а имя другому Медад; и почил на них дух, а они из (числа) записанных, но не вышли к шатру. И стали они пророчествовать в стане.

27 И побежал отрок, и известил Моше, и сказал: Эльдад и Медад пророчествуют в стане.

28 И отозвался Йеhошуа, сын Нуна, служитель Моше с юности своей, и сказал: Господин мой, Моше, заключи их!

29 И сказал ему Моше: Ревнуешь ли ты за меня? О, если бы весь народ Господа был пророками, чтобы возложил Господь дух Свой на них!

30 И возвратился Моше в стан, он и старейшины Исраэля»

(Чис.11:24-30)

Интересная история получается с этими двумя лидерами Израиля.

Они были в списках зарождающейся власти Израиля. И не просто власти, а именно судебной части народа. Если верить комментариям Раши – то карательных органов Израиля:

«Поставь им условие, чтобы взяли на себя заботы о моих сыновьях, которые непокорны и причиняют беспокойство» (РАШИ).

Но несмотря на оказанную им честь, они не вышли к Шатру, как все остальные избранные. Они просто остались в стане и вот этот поступок остается непонятным.

Каковы их мотивы, и что двигало ими в тогда?. Тора не дает нам пищи для ответа, мы можем лишь только спекулировать на эту тему.

Комментаторы спорят об их мотивах.

Некоторые изображают их образцами истиной скромности.

«Моше взял семьдесят две записки: на семидесяти из них написал закен (старейшина), а две — оставил пустыми. Он смешал записки в специальном коробе и призвал к Шатру семьдесят двух бывших «надсмотрщиков» — по шести от колена. Они тянули жребий, и тому, кто вытаскивал записку с надписью, Моше говорил: «Тебя избрали с Небес». Однако и после того как каждый из присутствовавших вытянул свой жребий, в коробе осталось еще две записки с надписью «старейшина», потому что двое из внесенных в список — Эльдад и его товарищ Мейдад — не явились к Шатру (там же 11:24—26, Раши; Санхедрин 17а, Раши; Бемидбар раба15:19). В Талмуде объяснено, что они обладали особой скромностью и считали, что недостойны такого величия. И Творец сказал: «Поскольку они преуменьшили свое значение, Я дам им величие» (Санхедрин 17а;Сифри, Беаалотха 95; Бемидбар раба 15:19). И когда Творец наделил собравшихся у Шатра старейшин духом пророчества, Эльдад и Мейдад начали пророчествовать прямо в стане (Бемидбар 11:26—27).

Другие комментаторы считают, что им просто хотелось сначала понаблюдать со стороны за своими семьюдесятью пророчествующими собратьями, и лишь за тем принять эту миссию на себя.

Реакция Йошуа бин Нуна (Иисуса Навина) на такое поведение вполне характерна для «первого зама» всех эпох и культур: «Да посади ты их, и всё на этом закончится!»

Господин мой, Моше, заключи их! (11:28).

Глагол כלאם  встречается в ТаНаХе очень редко, поэтому о точном его значении можно только догадываться. Но, в любом случае, речь идёт о той или иной форме ограничения и пресечения.

А вот понять реакцию Моше, который, как мы видели ранее не особо то и церемонился с инакомыслящими. Вспомните хотя бы Кораха. Немного сложно. На сей раз, Моше находит лучший способ борьбы с такими пророками не в их ограничениях, а в том, чтобы дать пророческий дар всем сынам Израиля, без исключения.

Интересна и реплика Моше, адресованная Иешуа: הַֽמְקַנֵּ֥א אַתָּ֖ה לִ֑י (Num 11:29).

По контексту принято переводить  «Ревнуешь ли ты за меня?», хотя по прямому значению очевидно читать«Ревнуешь ли ты ко мне?».

Подтверждение этому есть и в одном из мидрашей:

Иешуа сказал Моше

«Заточи их в темницу, потому что они (Эльдад и Мадад) пророчествовали:

«Моше умрёт, а Иешуа приведёт евреев в Землю Израиля» (Сифре, Санхедрин 17А).

То есть они пророчествовали смену руководства, и это вызвало негативную реакцию у «зама» этого руководства.

Как вы посмели говорить такие вещи?

Разве такое можно думать, тем более когда Моше, наш вождь, все еще «на высоте»?!

Удивительно, но Моше вообще не видит здесь никаких оснований для наказания по отношению к непокорным. В отличие от Иисуса Навина, Моше совершенно не ревнует.

Талмуд говорит:

«Ко всем ревнует человек, кроме своего сына и своего ученика» (Санхедрин, 105В).

Исходя из его реакции, он воспринимает народ Израиля именно как своих детей и своих учеников.

Моще не просто не хочет наказывать их за такое пророчество, не считая его подстрекательством для бунта. Он не смотрит даже на то, что они не вышли к Шатру вместе с другими отделенными. Он видит в этом провидение Всевышнего. И ведь именно это то, что по сути хочет видеть Моше, как пророк, как учитель Израиля:

«И сказал ему Моше: Ревнуешь ли ты за меня? О, если бы весь народ Господа был пророками, чтобы возложил Господь дух Свой на них!» (Чис.11:29)

Такое же огромное желание, дать дар Духа для Своих учеников, было и у Иешуа Машиаха.

Он сказал:

«А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?

6 Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.

7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:

9 о грехе, что не веруют в Меня;

10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;

11 о суде же, что князь мира сего осужден.

12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

13 Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.

15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

(Иоан.16:5-15)

И наверное сейчас самое время поговорить об этом, ведь вчера мы праздновали праздник Шавуот. А именно в Шавуот, как вы знаете Дух излился на Израиль Божий.

Чтобы подняться на духовные высоты нужен Дух Святости. И Моше, все пророки, и Иешуа это понимали очень ясно. Без Его присутствия мы не сможем подняться выше.

Моше желал, чтобы весь Израиль были выбраны пророками, чтобы Дух мог наполнить их, согласно их избранию. А Иешуа сказал, что это и есть цель Всевышнего, чтобы весь Израиль был наполнен Духом.

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоан.7:37-39)

Дух Божий поднимающий Его народ к новым высотам познания Всевышнего и есть та печать, которая говорит о принадлежности к Его народу.

Бог наполнил Эльдада и Медада внутри стана. Даже тогда, когда они не стояли у Шатра. Потому что Он точно знал кто Его избранные.

Для Всевышнего неважны расстояния и знаки принадлежности к привилегированным сословиям.

«Жаждущий, иди ко Мне и пей»…

Можно ли ходить путями Божьими на той высоте, которой хочет Господь без Духа Святости?

Вряд ли.

И сегодня время, когда каждому из нас доступно нечто большее чем просто сухое исполнение обрядов. Исполнение Торы без Духа – как жизнь в пустыне без «освежающего оазиса».

Не поймите меня неправильно, нет ничего важнее заповедей Торы, но одно самых важных вещей  — это Дух, Который ведет тебя в исполнение Его Торы.

«Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину»

Да благословит нас всех Господь и даст нам От Его Духа!

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль ниже...