Балак — Бемидбар (Числа) 22:2-25:9

929 Просмотров




И двинулись сыны Исраэйля, и остановились в степях Моава, по эту сторону Ярдэйна, при Йырихо.
И видел Балак, сын Циппора, все, что сделал Исраэйль Эмореям.
И весьма боялся Моав народа сего, потому что тот был многочислен; и надоела (жизнь) Моаву из-за сынов Исраэйля.
И сказал Моав старейшинам Мидьянским: теперь объест народ этот все, что вокруг нас, как поедает бык зелень полевую. А Балак, сын Циппора, был царем Моавитским в то время.
И послал он послов к Биламу, сыну Быора, в Пытор, что у реки, в земле сынов народа его, чтобы позвать его, сказав: вот, народ вышел из Египта; уже покрыл он лик земли и живет он против меня.
Итак, пойди, прошу, прокляни мне народ этот, ибо он сильнее меня: может мне удастся, и мы его поразим, и прогоню я его из этой земли; ведь я знаю: кого благословишь ты, тот благословен, а кого проклянешь, тот проклят.
(Чис.22:1-6)

Мы видим могущественного царя, но, тем не менее, понимающего, что народ, который он хотел бы победить защищен их Богом. Что делать? Обратится за помощью к одному из самых могущественных колдунов всех времен.

«ведь я знаю: кого благословишь ты, тот благословен, а кого проклянешь, тот проклят»

Мудрецы говорят, что его пророческий дар превышал даже дар пророка Моше.
Но он не сумел правильно им воспользоваться.

Мидраш разбивает имя Билама на два слова – «бала ам» – «проглотил народ».
Билам собирался «проглотить» весь еврейский народ.

Весь древний мир, верили в силу проклятия и благословения. Особенно справедливо это в отношении обитателей Месопотамии. Религия Вавилона была пронизана представлениями о демонах и духах. Вавилоняне верили, что у демонов есть сила при определенных обстоятельствах отменить постановления и приказы божеств, которые могут быть полезны для одного человека и вредны для другого. Великие колдуны знают, как направить свое влияние, чтобы оно возымело действие.

Но Билам не был изначально таким колдуном.

Согласно Талмуду разделу Санhедрин, 106а:

«Он сначала был пророком, а потом стал колдуном».

Он был сильнейшим нееврейским пророком.

Но какова причина такого изменения в его жизни?

Человек познавший пророческий Дух Святого, навсегда становится отделенным, но если внутри присутствует похоть желания материального — почет, слава и деньги, то они извратят пророческое помазание до такой степени, что человек начнет думать, что Всевышний Сам подвержен изменениям, и Его можно уговорить в соответствии с желаниями пророка.

Ведь недаром, из текста, мы видим как он, сгорая от желания получить богатое вознаграждение, пытается уговорить Святого пойти с ним, чтобы проклясть Израиль. Из намеков текста, мы видим, что он уже проделывал подобное проклятие, успешно и делал это ни один раз.

Несмотря на то, что раньше он был сильнейшим пророком, все комментаторы однозначно называют его – «Бильам hараша» «Бильам злодей»

В трактате Авот приводится несколько черт характера, которые являются чертами его характера, которые стали основными в учении его последователей.

Эти черты оказывали влияние на весь мир и не исчезли до наших дней:

«Дурной глаз» (желание видеть во всем только дурное), «высокомерие» и «широкая душа» (в смысле непомерных желаний).

Что мы видим в нашей истории?

Несколько раз царь Балак посылал послов к Биламу, думая, что мало пообещал.
Потому награда становилась всё больше и больше, и с этим же, желание Билама пойти с посланными, всё жгучей.

Билам думал: «Может быть, мне удастся уговорить Его, и Он скажет мне: Прокляни» (Раши).

Из текста Торы, мы видим, что несколько раз Всевышний отказывал, но вдруг, Он соглашается.

Кажется странным. Неужели Всевышний действительно передумывает?

Но это, конечно же, абсолютно не так.

Разрешая пойти, Бог предупреждает его.

«И пришел Бог к Биламу ночью, и сказал ему: если звать тебя пришли люди эти, встань, пойди с ними; но только то, что Я говорить буду тебе, то сделаешь» (Чис.22:20)

Пророк обрадовавшись, что Всевышний все-таки «сдался» на его уговоры, с раннего утра выдвигается в путь. Разрешение идти к Балаку, последовавший за ним запрет продолжать путь и затем новое разрешение, Билам воспринимает как признак переменчивости желаний Всевышнего и утверждается в выводе, что можно всё-таки уговорить Его, подкупить, принеся жертвы.

Но к великому сожалению, такое не проблема только этого одного человека.

Любой из нас может сойти в шеол из-за желаний, похотей нашей плоти.

«И если праведник отступит от праведности своей и совершит нечестие, и Я поставлю перед ним препятствие, он умрет; поскольку ты не предупредил его, в грехе своем умрет, и не будут упомянуты праведные дела его, которые совершил он, а кровь его с тебя взыщу» (Иез.3:20)

Обратите внимание, что Всевышний говорит о праведнике пророку Иезекиилю:

«Когда я положу пред ним преткновение», מִכשוֹל – «михшоль» — «препятствие»
Или как написано в Септуагинте — βασανον — «муку», «дознание через пытку»

Что это говорит нам, что Всевышний допускает такие моменты в жизни праведных людей, чтобы наши желания увлекли нас подобно «бурному течению реки». Когда нам придётся бороться с «йецер ара», придётся делать выбор — между правильным в глазах Бога и нашими желаниями.

Или мы согрешим и умрем, и тогда не припомнится нам наша праведность.
Или мы победим и, будучи вразумлены Его словом, будем жить.

«А ты, если предостерег ты праведника, чтобы праведник не грешил, и он не грешил, — жив будет, потому что остерегся, а ты спас душу свою» (Иез.3:21)

Билам был увлечен похотью своего сердца.
Он хотел этого золота.

В нём боролись чувства жажды наживы и отголосков той Божьей праведности, которой наделяет пророческий дух.

И потому, некоторые комментаторы, рассматривают эпизод с ослицей, с остановкой его ангелом – не как пшат текста, а как аллегорию, указывающую на борьбу, происходящую у пророка внутри.

Хотя большинство современных комментаторов говорят, что эта история – то, что действительно с ним произошло. Но это тот случай, когда «ремез» не идет в разрез с «пшатом», а наоборот дополняет и раскрывает текст Торы.

Очень интересен, в этой связи, комментарий Сончино на стих:

и стал ангел Бога (числа 22,22)

«Это был ангел милосердия, который хотел удержать Билама от преступления и неизбежной гибели. В жизни человека нередко создаются такие ситуации, когда, руководимый амбициями, он продолжает настаивать на осуществлении своих планов. Но вдруг чья-то невидимая рука сводит на нет, все его усилия и делает невозможным дальнейшее продвижение вперед. Человек часто обижается, сердится, но эти стечения обстоятельств, которые не позволили ему достичь намеченной цели, можно назвать работой ангела милосердия, удержавшего настойчивого гордеца от пагубных последствий его собственных поступков.

Не всегда мы встречаем такого ангела милосердия. Или мы игнорируем его предупреждения. И человека губит похоть.

Иаков сказал:

«Каждого человека искушают его же собственные желания, они увлекают и соблазняют его. Затем желание зачинает и порождает грех, а совершённый грех порождает смерть» (Иак.1:14-16)

Рабби Исраэль Салантер однажды процитировал талмудическое изречение, согласно которому сначала человек совершает грех, понимая, что это грех, а затем, совершая его второй раз, он начинает считать свой поступок вполне приемлемым. «Что можно сказать, если грех совершается в третий раз?» — спросил рабби Исраэль. И ответил:
«Тогда для него это уже мицва!»

Да хранит нас Всевышний, чтобы всегда остановится во время, если нас «уносит эта река».

Вы знаете, несмотря на потерю именоваться Божьим пророком, Билам изрекает такое мощное пророчество, что наши мудрецы хотели сделать обязательным его чтение, подобно обязанности читать «Шма Исраэль» утром и вечером.

И, несмотря на то, что такое решение не было принято, одна строка из благословений Билама всё же стала той фразой, с которой начинается утренняя молитва в бейт-кнессете: «Ма тову оhалеха Яаков, мишкенотеха Исраэль» – «Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль!»

Мы видим, что настойчивость Билама используется Им во благо Израилю.

Несмотря, что он идёт по похоти своего сердца. Святой использует его для излияния благословения на народ Божий.

«Как прокляну я? Не проклинает его Бог. Как изреку зло? Не изрекает зла Господь!
С вершины скал вижу я его и с холмов смотрю на него: вот народ отдельно живет и между народами не числится» (Чис.23:8,9)

יִתְחַשָּֽׁב — «итхашав»
Это глагол «хишев» в форме «hитпаэль».

Он встречается в тексте Торы только один раз и в рассматриваемом нами стихе.

В соответствии с грамматическими правилами его следовало бы перевести как «сам себя не числит среди других».

Интересную интерпретацию этого слова дал Маркус Мордехай Ястров — раввин и специалист в области еврейской лексикографии, философии и истории.

Он показал, что в современном иврите «итхашав» имеет значение «строить планы против кого-то».

Он считает, что современное значение слова является отражением его правильного понимания: того, в котором оно употреблено в данном отрывке Торы.

Воспользовавшись тем пониманием слова «итхашав», которое предлагает М. Ястров, этот стих Торы следовало бы перевести следующим образом:

«Израиль — народ, который живет одиноко и не злоумышляет против других народов».

Не удивительно ли это?

Уже тогда Всевышний сказал, что Израиль не злоумышляет против других народов. Хотя этот самый факт не мешает остальные народы ненавидеть его.

Даже сегодня, когда я пишу эту статью, совет безопасности ООН принимает очередную декларацию по Израилю, чтобы ограничить, сдержать наше «разбушевавшееся» государство. И, несмотря на то, что вокруг Израиля, в арабских странах, каждый день умирает страшной смертью от рук террористов, тысячи людей, это мало кого волнует на самом деле. А вот Израиль, который защищаясь от врагов, допускает промахи, виноват во всех бедах этого мира.

Итак, Биламу не удалось проклясть Израиль.
Но это не помешало прибегнуть к хитрости и колдун научил, что нужно сделать, чтобы Всевышний Сам выступил против Своего народа.

Что они сделали?

Они привели самых красивых молодых девушек, чтобы соблазнить евреев.

Но это не было «лобовое столкновение».

Билам, согласно мидрашам, приказал разбить вдоль дороги, ведущей к стану израильтян, шатры, в которых находились блудницы.

Внешне эти шатры выглядели, как палатки для продажи льна.

Царь Балак принял во внимание, что, должно быть, за долгие годы жизни в Египте евреи привыкли ко льну, которым Египет богат, и, будучи лишены его в пустыне, не откажутся от возможности приобрести его. Когда израильтянин подходил к шатру, его встречали приветливо и угощали вином. А от опьянения уж было недалеко до греха. Многие израильтяне стали жертвой соблазна. В большинстве своем это были молодые люди из колена Шимона.

«И жил Исраэйль в Шиттиме, и начал народ блудодействовать с дочерьми Моава, И приглашали они народ к жертвам божеств своих; и ел народ, и поклонялся божествам их. И прилепился Исраэйль к Баал-Пыору. И возгорелся гнев Господень на Исраэйля» (Чис.25:1-3)

Обратите внимание, что это было даже не просто блудодейство.
Это вылилось в поклонение другим богам.

Согласно мидрашам, прежде чем мужчине еврею разрешали моавитянка войти к ней, ему нужно было поклониться Бааль-Пеору.

«Пеор» в буквальном переводе означает «беспорядок», «распущенность». И соответственно Бааль-Пеор – «господин распущенности».

Согласно комментарию Раши, служение этому божеству, помимо принесения жертв, заключалось в том, что люди, которые ему поклонялись, обнажали «паару» (פער) перед ним – (задний проход) и испражнялись. Это было мерзко, но стало привычным в поклонении этому божеству.

То же самое говорит и Талмуд в трактате Санhедрин 60 б.

Поклонению этому божеству возводит аморальность и бесстыдство на новый уровень.

И хотя сегодня, нет статуи этого божества, но дух Бааль-Пеора всё ещё обитает среди народов, и многие поклоняются ему. Когда обществом культивируются неприемлемые вещи и превращаются в абсолютную норму для общества.

Человек живет, чтобы удовлетворять свои «животные желания», свою ненасытимую плоть. Эта доктрина абсолютного бесстыдства противоположна еврейской концепции цниута (скромности), которая проистекает из постоянного осознания присутствия Бога, Который сотворил человека, чтобы мы всегда служили Ему.

Поклонение этому божеству довело Израиль до полного пренебрежения Законов Всевышнего.

Талмуд рассказывает об одном таком случае, про Зимри бен-Салу, который был одним из вождей народа.

Зимри явился к Моше с мидианитянкой по имени Козби.

Агада говорит, что это была дочь самого Балака.
Столь велика была его ненависть к евреям: ради того, чтобы повредить им, он предал дочь свою бесчестью.
«Сын Амрама! – обратился Зимри к Моше. Эта женщина запрещена мне или разрешена? А если скажешь ты, что она запрещена, то кто разрешил тебе дочь Итро, мидианитянку?»

Это был нелепый вопрос, так как, приняв Тору, жена Моше стала еврейкой вместе со всем народом Израиля.

Но Зимри не ждал ответа. На глазах Моше и всего Израиля он вошел с Коэби в шатер и совершил с нею грех.

«И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою, и вошел вслед за израильтянином в нишу, и пронзил их обоих, израильтянина и женщину в чрево ее. И прекратился мор среди сынов Израиля».

В то время, когда вождь народа ослабел от такой мощной атаки врагов Израиля, Всевышний послал Дух Святости на Пинхаса.

И только такое радикальное вмешательство, остановило гнев Всевышнего.

С грехом не шутят. С ним не заигрывают. Его убивают твердой рукой!

«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,
и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. (Евр.12:1-10)

Рабби Иегуда Ха’Наси говорил:

«Добросовестно соблюдай все заповеди, как легкие, так и трудные, потому что ты не знаешь, сколько причитается за каждую из них. Сравнивай потери при исполнении заповеди с вознаграждением за нее и удовольствие от греха с вредом от него.

Вдумайся в три вещи, которые над тобой, — и ты не попадешь в сети греха. Это всевидящее око, всеслышащее ухо и книга, в которую будут записаны все твои
деяния».

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль