Аврам — трус или стратег? Лех леха — Бытие 12:1-17:27

745 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

«И явил Себя Господь Авраму и сказал: Твоему потомству дам эту землю. И построил он там жертвенник Господу, Который явил Себя ему.
И переместил (свой шатер) оттуда к горе, к востоку от Бет-Эля, и раскинул шатер свой, — Бет-Эль на западе, а Ай на востоке. И построил там жертвенник Господу и возгласил Имя Господа.
И отправился в путь Аврам, продвигаясь на юг.
И был голод на той земле, и спустился Аврам в Мицраим, пожить там, ибо тяжек голод на земле.
И было: когда подходил к Мицраиму, сказал он Сарай, жене своей: Вот я знаю, что жена прекрасная видом ты» (Быт.12:7-11)

Всевышний обещает его потомкам эту землю Кнаан. Авраам строит жертвенник Единому.
И все вроде отлично и идет по плану, но в Кнаан приходит голод. На иврите написано:

וַיְהִי רָעָב בָּאָרֶץ…
«Вайи раАв баарЭц…»

Мне иногда сложно понять такую логику.
Всевышний обещает землю. Обещает быть с Аврамом.

Но что-то происходит и всё как будто ломается в один момент. Всё, что выстраивалось в последовательную цепочку, размеренной и сытой жизни, ломается в одну секунду.

Как только наступает голод, Авраам — «йарЭд в Мицраим» (мицраймА). «Он спускается в Египет».

Вообще пшат (прямое толкование текста) – «йаред» — это простое слово — «спускаться».

Но очень часто, когда я читаю, что кто-то «йарэд» из земли Израиля, (на тот момент она все еще была Кнаан, хотя уже и было обетованная потомкам Авраама).
Так вот, всякий раз, когда я читаю, что кто спустился – то, как правило, нечего доброго ждать не приходиться.

Первой проблемой встает перед нами поступок Авраама – отца нашей веры, который совсем не ввязывается в стандарты праведного и полного веры человека.

Он просит свою красивую жену Сарай, «прикинуться» его сестрой, чтобы египтяне не убили его за нее.

Понятно, что цари «копили» красивых женщин.
Собирали их аккуратно, как коллекционер бережно собирает свои монетки в одно место, так и цари Востока, искали красивых жен и собирали их в гаремы.

И возможно Авраам боялся, что слуги паро, по приказу своего господина находятся в активном поиске таких красивых женщин. И конечно он понимал, что если останется в звании её мужа, то от него просто избавятся, как от «лишнего и не нужного груза».

Но, несмотря на это, лично у меня не вяжется это поступок как на героический поступок веры.
Как и не вяжется ещё один пример из Книги Царств, когда Давид, муж веры, побеждающий своих врагов, которому весь народ буквально недавно пел песни: «Саул поразил тысячи, а Давид — десятки тысяч»

Вдруг стал пускать слюну по своей бороде перед царем Ахиш – «И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей» (1Цар.21:13)

Это действительно сложно понять. Поступок Авраама, совсем не похож на пример для подражания.

Но наши мудрецы склонны оправдывать его поступок.

Абрабанель писал:

«Аврам имел следующие, очень верные, соображения: если Сара скажет, что она – его жена, то у местных правителей не будет надежды, что Аврам отдаст ее им по доброй воле, даже если они предложат ему очень большой калым. Но если Сара скажет, что она его сестра, то каждый из них будет надеяться, что Аврам согласится отдать ее ему в жены за богатые подарки, и они не убьют его, потому что будут думать, что таким образом (с помошью калыма) они добьются того, чтобы выдать ее замуж за одного из уважаемых людей в стране.

И Аврам не думал, что ее могут взять неожиданно, а думал, что с ним будут вести долгие переговоры, и он, протянув время, сможет «улизнуть» из Мицраима по окончании голода в Кнаан.
И нет никакого сомнения, что так оно и было. И Аврам не думал о том, что сам царь возьмет ее себе в жены. Но из-за ее необыкновенной красоты события развивались совершенно иным образом. Когда египтяне увидели Сару, то доложили о ней министрам, а те, увидев совершенство ее красоты, решили, что она достойна, быть женой фараона. И они не претендовали на ее руку, но прославили ее красоту перед фараоном, и тот захотел взять ее в жены.

Есть и другие толкования мудрецов, но все они склонны видеть в поступке Аврама, не боязнь за себя, а за свою жену. То есть, да – он боялся, но не, сколько за себя, сколько за свою жену. Потому что если его бы убили, то она осталась совсем одна, без защиты своего мужа.

И в этом есть «зерно истины», учитывая те документы, что были найдены в городах Мари и Нузи, на севере нынешнего Ирака. Из них выясняется, что в эпоху Аврама, был распространен обычай, согласно которому любимой жене мог быть присвоен статус «сестры», причем с социальной и юридической точки зрения такая «сестра» была более защищена, чем другая замужняя женщина.

Подобное выражение, мы встречаем у Шломо, в его Книге — Песнь Песней 4, 10: אחֲתִֹי כלַּהָ – «ахотИ каля» — «сестра моя, невеста»

Дальше события развиваются еще интересней.

Паро, забирает ее к себе во дворец.

Кстати, немного отходя от темы, хочу заметить, что паро — фараон, (по-русски), это титул правителей Египта. Ведь правителей Египта по имени было запрещено произносить.

Так вот, не успел паро насладиться своим новым приобретением, как Всевышний посылает на него и его дом «нега гдоля» — «большие язвы».

В Торе – «негА» обычно говорит о таком виде болезни как «цараат», по русски переведено как проказа.
Но справедливости ради надо заметить, что каждая из египетских казней, также называется «нега».

И что самое интересное в этой истории, Всевышний посылает эту болезнь на паро по слову Сарай.

וַיְנַגַּע יְהוָה אֶת־פַּרְעֹה נְגָעִים גְּדֹלִים וְאֶת־בֵּיתוֹ; עַל־דְּבַר שָׂרַי

«аль двар-Сарай» — «по слову Сарай…»

В Мидраше Танхума написано по этому поводу так: «по её слову. Скажет ангелу: «Порази», — и он наносит удар»

«Ох уж эти еврейские женщины».
Они так часто оказываются духом сильней мужчин.

Когда муж опускает руки, то жена стоит в вере и получает обетованное.
Мне так нравится, как написано в послании к Евреям: «жены получали умерших своих воскресшими» 11,35

И тут вышло так, что Аврам не смог удержать ситуацию под контролем. И тогда Всевышний вступается по слову не Аврама, а именно Сарай. Это ободрение для всех дорогих сестер. У Него все под контролем. Даже когда ваши мужья его теряют. Просто продолжайте стоять в Его Слове.

Итак, паро отпускает их, и, судя по тексту, даже торопиться прогнать их от своего лица. Видимо уж очень он испугался – «наша брань не против крови и плоти». И паро почувствовал, что не Аврам и Сарай такие сильные, а Тот кто стоял за ними.

И Аврам снова поднимается в землю Кнаан.

Абрабанель пишет: «из всего этого рассказа мы учим, что много замыслов в сердце человека, но будет так, как решил Всевышний. (Притчи 19, 21).

Ведь Аврам думал укрыться в Египте во время голода, и намеревался спасти жену своим советом, а события развернулись совсем не так, как он предполагал, так что в Египте не пришлось ему сидеть в тишине и покое, но как зашел туда, так и вышел оттуда в считанные дни, и был вынужден вернуться в Кнаан, а там уже обеспечил его Всевышний хлебом досыта.

Итак, что происходит при спуске в Мицраим?

Всевышний обещал дать Авраму две вещи: потомство и землю.

Вся история про Аврама строится вокруг этих двух основ.

Аврам спускается в Мицраим, т.е. выходит из земли – и у него забирают жену!

Всевышний как бы говорит ему: «Если ты собираешься потерять землю, то не думай, что у тебя будет потомство – и потомство ты тоже потеряешь!»

Аврам делает тшуву: возвращается на прежнее место, в Бейт-Эль, и снова проводит там служение Всевышнему».

Эта история с Авраамом учит нас одной простой вещи.

Если мы начали «спускаться» – то не сможем удержать ситуацию под контролем.
Но если мы возвратимся, то есть совершим тшува (покаяние), и доверимся Ему, то Всевышний снова вернет нас в правильное положение и правильное место перед Его Лицом.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...