Авраам, вера изменяющая историю -2

566 Просмотров




Читать часть 1

продолжение…

Восхождение

Писание не говорит нам как Аврам пришел к осознанию Единства Творца.

Но Мидраши нам рассказывают этот момент более подробно.

Это время было временем тотального отступления от Всевышнего.

Каждый человек поклонялся разным вещам. Солнцу, луне, огню, природе…

Таких богов было множество.

Но Аврам в один момент задумался: как это может быть, чтобы у каждой вещи был свой отдельный идол? Ведь мы видим, что все, что есть на свете, очень хорошо подходит друг другу. Мы видим, что солнце восходит утром, а заходит вечером, и никогда не бывает наоборот; мы чувствуем, что солнце греет не слишком жарко, но и не очень холодно. А если бы у него был свой отдельный идол, солнце могло бы вставать, когда хочет, и заходить, когда хочет. А это было бы очень неудобно. Оно могло бы греть очень жарко, и людям было бы тогда очень плохо жить на земле. И, наоборот, могло бы быть холодно, и тогда людям тоже плохо было бы жить на земле. Но ведь все не так!

И все в мире подходит друг другу. Луна встает, когда нужно, и показывает, когда наступает новый месяц. Вода течет в реке, а не по земле. Птицы летают и не падают, а звери, наоборот, не летают. На деревьях растут вкусные фрукты, а на земле растут овощи. А ведь если бы каждой вещью управлял свой идол, то все идолы могли бы перессориться, и тогда фрукты и овощи были бы несъедобны для человека, птицы не смогли бы летать, а летали бы звери. И все было бы шиворот-навыворот, все бы перемешалось.

Но ведь это не так. И значит, думал Авраам, не может быть, что всеми вещами управляют отдельные идолы. А наверное, есть кто-то Один, кто следит за всем. Этот один и есть Бог. Он управляет солнцем, луной и звездами, землей и небом, горами и реками, деревьями и камнями, животными и птицами — всем.

Очень долго думал над этим Авраам. И понял, что все это действительно так. Что есть только Один Бог, Который управляет всем, что происходит в мире.

У Отца Аврама Тераха, был прибыльный бизнес. Люди покупали у Тераха идолов и поклонялись им.

И вот однажды Терах велел Аврааму сидеть в магазине и продавать людям идолов. И вот приходит один покупатель к Аврааму и говорит:

— Продай мне идола.

А Авраам его спрашивает:

— Какого идола тебе продать?

Покупатель отвечает:

— У меня есть поле. Я хочу, чтобы у меня на поле вырос хороший урожай. А поэтому продай мне идола дождя — я буду ему молиться, я попрошу его как следует, и он пошлет мне дождь.

А Авраам ему говорит:

— Тогда тебе надо купить идола солнца. Ведь если солнце будет очень-очень жарким, то вся вода высохнет и дождь тебе не поможет.

Покупатель подумал-подумал и говорит:

— Пожалуй, продай мне еще и идола солнца.

Тогда Авраам ему говорит:

— Может быть, тебе еще нужен идол ветра? Ведь если будет очень сильный ветер, он побьет все, что вырастет на твоем поле.

Покупатель подумал и говорит:

— Ты прав, продай мне еще и идо»ла ветра. Я буду и ему тоже молиться, чтобы дул хороший ветер.

А Авраам говорит покупателю:

— Может быть, продать тебе еще идола саранчи? Если налетит саранча, то ничего тебе не поможет: ни солнце, ни дождь, ни хороший ветер. Саранча прилетит и съест весь твой урожай!

Покупатель почесал затылок:

— Да, продай мне еще и идола саранчи. Я буду просить его, чтобы саранча не сожрала мой урожай.

Тогда Авраам говорит ему:

— Но ведь, наверное, тебе нужен еще и идол гусениц? Ведь твое поле могут съесть и гусеницы.

Покупатель вздохнул и говорит:

— Да, пожалуй, мне нужен еще и идол гусениц. Выходит, что мне стоит помолиться еще и идолу гусениц, чтобы они не наползли на мое поле. Экую кучу идолов мне придется тащить домой!

Тогда Авраам сказал:

— Неужели ты будешь молиться всем этим идолам? Ты же так непременно запутаешься. К тому же вдруг твой сосед будет молиться идолу дождя, когда тебе будет нужно именно солнце? Неправильно! Нужно молиться Единому, который Один управляет и солнцем, и дождем, и ветром, и гусеницами, и саранчой, и следит за всеми сразу — вот тогда ты сможешь надеяться на хороший урожай!

Покупатель долго-долго думал, а потом согласился:

— Пожалуй, ты прав—не стану я покупать всех этих идолов, а буду я молиться Единому.

 Продай мне идола Единого.

Авраам ему объяснил, что у Него нет идола.

Идолов делают из дерева и камня, они просто фигурки и изображения. А у Бога никакого изображения нет и быть не может. Чтобы ему молиться, нужно просто вспомнить о том, что Он все видит и знает.

И вот он думал, как это же объяснить своему отцу.

И однажды когда пришла женщина и принесши миску муки в виде подношения божкам.

Аврам взял топор и вдребезги разбил всех идолов, кроме самого большого. Когда Терах вернулся и увидел разгром в своей лавке, он закричал: «Что здесь произошло?»

— Зачем мне скрывать от тебя правду? — ответил Аврам. — Пока тебя не было, пришла женщина и принесла им в жертву немного муки. Каждый из божков воскликнул, что он хочет есть первым. Самый большой идол разъярился, схватил топор и разбил всех остальных.

— Что за чепуха? — удивился Терах. — Ты не хуже меня знаешь, что они не едят, не двигаются, а тем более не дерутся.

— Вот как? — возразил Аврам. — Если все так, как ты говоришь, то почему ты им служишь?

Это было начало духовного восхождения Аврама.

Бог привел его к пониманию Единства.

Нужно было быть смелым человеком, чтоб не просто держаться этой истины, но идти против общего течения, которое было в его время.

Пророк Исаия пророчествовал словами, которые можно было переложить на жизнь Аврама.

«Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. 6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. 7 И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде». (Ис.50:5-7)

Аврам был человеком, как вы и я. Ему были присущи слабости. Он уставал так же как вы и я. Но он не отпустил истину доверенную ему Творцом. Он не выпустил её из своих рук. Он крепко держал и охранял во много раз больше чем все свое богатство. Не было в этом мире и нет до сих пор, чем Истина. Настоящая Истина настоящего Бога.

За неё люди идут на смерть. Умирая, они освящают Имя Всевышнего.

И теперь, у каждого еврея есть заповедь «Кидуш Хашем» – освящение Божьего имени. Он должен возвещать всему миру, что Господь – это Бог и Верховный Царь, и делать это до тех пор, пока весь мир не примет эту истину.

Помните молитву «Отче наш»?

И первое, что нужно делать, сказал Иешуа – освящать Имя Всевышнего!

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое»  (Матф.6:9)

Во истину – это наиважнейшая заповедь не только еврейского народа, но и всех присоединившихся из разных народов к Верному Израилю.

Исход из Ур – Касдима

После того, как царь Нимрод хотел убить Авраама, вся семья Тераха, отца Авраама, ушла из Ур Касдима и поселилась в городе Харан.

Эту историю также доносят до нас мидраши.

Когда весть о проповеди Аврама дошла до Нимрода.

Он позвал его и сказал:

— Давай вместе поклонимся огню, —

  Очевидно, что огонь могущественнее любой другой стихии.

— Если так, — ответил Аврам, — то лучше совершить служение воде, ибо в ее власти погасить огонь.

— Отлично! Давай поклонимся воде.

— Но облака сильнее воды, ибо они ее приносят.

— Так будем поклоняться облакам!

— Но ветер рассеивает облака, так что он должен стоять выше их.

— Согласен. Будем молиться ветру! Падай ниц вместе со мной!

— Нет, человек сильнее ветра, ибо он наполнен воздухом, несмотря на отверстия в теле.

Нимрод вышел из себя: «Я вижу, ты издеваешься надо мной, — закричал он. — Мой идол — огонь, и я прикажу, чтоб тебя бросили в огонь. Скоро мы увидим, действительно ли твой Бог сильнее моего!»

Нимрод приказал своим людям приготовить в своей столице Ур Касдим печь для огненной казни.

Царские глашатаи объявили: «В скором будущем будет казнен изменник! В течение сорока ближайших дней вы можете жертвовать дрова для печи, в которой он будет сожжен».

Когда распространилась весть о том, что приготовления к казни закончены, на огромной площади города собралась толпа. Женщины и дети толпились на крышах окружающих зданий, чтобы увидеть зрелище.

Амтелей, мать Аврама, вышла вперед. Она хотела поцеловать своего сына, и стражники ее пропустили.

— Один лишь разочек преклонись перед Нимродом, — прошептала она Авраму, — и тебя простят, сынок.

— Я никогда не сделаю это, мама!

На площади собрались люди от всех народов. Они кричали Авраму: «Это твой последний шанс! На чьей ты стороне?»

— Я на стороне Единого, Властелина Вселенной!

И тогда рабы Нимрода подожгли с разных сторон пирамиду дров. В этот миг ангел Гавриэль подлетел к Господу и попросил: «Позволь мне погасить пламя и спасти праведника».

Господь ответил: «Подобного Авраму нет на земле. Я Сам спущусь, чтобы избавить его от огня!» И Бог Сам повелел пламени не причинять Авраму вреда.

Спустя три дня, рабы Нимрода открыли дверцу , и  — Аврам расхаживает по пеклу, сгорели лишь веревки, которыми раньше он был опутан.

К царю тотчас послали гонцов. В ужасе, он приехал удостовериться лично. Опять открыли дверцу печи, и все снова увидели Аврама, который пребывал живым среди бушующего огня. Нимрод был потрясен. «Извлеките его оттуда!» — приказал он. Рабы рванулись вперед, чтобы вытащить Аврама, но пламя взметнулось вверх и сожгло их.

Тогда ангел Божий воззвал к Авраму: «Аврам, слуга Б-га живого, выйди из печи!»

И на глазах у пораженной толпы невредимый Аврам вышел наружу.

— Почему ты до сих пор жив? — спросил Нимрод, трясясь от страха.

— Б-г, Который сотворил небо и землю и над Которым ты издевался, спас меня от смерти!

Изумленный и напуганный царь пал ниц перед Аврамом. Все министры последовали его примеру. Не преклоняйтесь предо мной, — сказал Аврам, — лучше поклонитесь Б-гу живому, Создателю Вселенной!»

« И взял Терах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, внука своего, и Сарай, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышли они с ними из Ур-Касдим. чтобы идти на землю Кенаана, и дошли они до Харана и поселились там 32. И было дней Тераха двести лет и пять лет, и умер Терах в Харане. 

Их цель изначально была Кнаан. Но дойдя до Харана. Они остановились.

Смотря в Писание, мы видим некое несоответствие.

Написано: «И Авраму семьдесят пять лет при выходе его из Харана» [12, 4].

А Тераху было семьдесят лет, когда родился Аврам [11, 26].

Значит, Тераху было сто сорок пять лет, когда Аврам покинул Харан, и ему еще оставалось жить 55 лет.

Раши объясняет это таким образом:

Почему же Писание говорит о смерти Тераха до (того, как говорится об) уходе Аврама? Чтобы об этом не было известно всем, чтобы не сказали, что Аврам не исполнил (долга) почитания отца, оставил его на старости лет и ушел.

Поэтому Писание говорит о нем как о мертвом [Берешит раба 39]. Ибо преступных ещё при жизни называют мертвыми, а праведных даже после их смерти называют живыми, как сказано: «И Бенаяhу, сын Йеhойада, сын мужа живого» [II Кн. Шeмyэля 23, 20].

Примечание автора: В оригинале, написано как (וּבְנָיָ֙הוּ בֶן־יְהוֹיָדָ֧ע בֶּן־אִֽישׁ־חַי) Сын мужа живого…

То есть когда Бог проговорил первый раз к Аврааму, его отец все еще был жив.

У нас нет свидетельств, что его отец обратился к вере в Единого.

Хотя некоторые источники все-таки говорят, что раскаялся…

Но, на мой взгляд, то, что он принял решение уйти и потерять свой высокий пост – было, по сути, ничем иным, как инстинктом само выживанием.

Так как после конфликта с Нимродом, он  так и не осознал полноты Истины. Лишь страх за жизнь своей семьи. Ведь он уже потерял одного сына – Арана.

Но вот что поражает, так то, что принимает решение идти в ту землю, которую спустя немного времени Всевышний призовет Аврама.

Еврейская традиция говорит, что Терах послушался своего сына Аврама идти туда. По сути – это было решение Аврама. Так ли это мы не знаем точно. Но  они так и не дошли Кнаана и остановились  в Харане, в городе в Араме. (Сегодняшняя Сирия)

Откуда мы знаем, что Арам – это Сирия?

Исаия 7,8 написано:

Ибо глава Арама – Даммэск, а глава Даммэсэка – Рецин, а еще через шестьдесят пять лет (и) Эфрайим будет разбит и перестанет быть народом (В Синодальном – вместо Арама написано — Сирии)

1. И сказал Господь Авраму: Иди с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе.

2. И я сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе благословением.

3. И благословлю я тебя благословляющих, а злословящих тебя прокляну. И благословляться будут тобою  все семейства земли

4. И пошел Аврам, как говорил ему Господь, и пошел с ним Лот. А Авраму семьдесят лет и пять лет при выходе его из Харана 

5. И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все их имущество, которое поимели, и души, что обрели в Харане. И вышли они, чтобы идти на землю Кeнаана. 

На иврите наша глава называется «Лех леха»

Это одна из самых известных глав Библии. И не удивительно, ведь это стало поворотной точкой в истории человечества. Не только народа Израиля, но и всего мира.

В переводе на русский, это можно перевести как – «Иди себе» А можно перевести, как – «Иди к себе»

Что же это значит? О чем Всевышний говорит Авраму?

Слово «идти» в контексте Торы имеет значение двигаться по направлению к высшей цели человека – к служению Творцу. И на это намекает фраза «иди к себе», то есть к сути своей души и к той конечной цели, ради которой ты был сотворен.

Выше мы уже говорили, что Б-г «просеивал поколения», ожидая человека. И вот этот человек родился, чтобы исполнить свое предназначение.

 Ему было приказано покинуть свое языческое прошлое и идти в Израиль.

А в самой Земле Израиля он «двигался на юг», то есть по направлению к Иерусалиму, по направлению возрастания святости.

Знаете ли вы, что Тора всегда употребляет глагол «восходить», когда говорит – о движении в сторону Израиля и Иерусалима.

Вот почему спустя поколения, были написаны Псалмы Восхождения. Которые вошли в Книгу Псалмов.

И это не имелось в виду, что Иерусалим был на горах. Но то, что когда паломники направлялись в сторону Иерусалима, в сторону храма, они восходили. Приближались ближе к присутствию Творца.

И соответственно, когда Библия говорит о том, что человек уезжал, уходил из Израиля, она употребляет глагол: «спускаться».

Итак, мы говорим о том, что Б-г проговорил к Авраму.

Он не указал ему сразу, что это будет за земля. И хотя они уже намеревались пойти в ту землю, в которую его приведет Всевышний. Но на тот момент Авраму нужно было просто послушаться Г-спода. Чтобы исполнить Его волю и Его желание.

Автор послания к евреям пишет: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет». (Евр.11:8)

Это простое послушание голосу Б-жьему и названо верой.

Все, что требуется от нас – это простое послушание Его голосу. Аврам не знал конечной остановки. Но просто был послушен. Это постоянно прослеживается в отношении с ним и Творцом. Никогда он не роптал, не сомневался, он просто повиновался.

Обетование Б-га

Б-г обещает несколько вещей Авраму.

1.    «Я сделаю тебя великим народом»

2.    «Благословлю тебя»

3.    «Возвеличу имя твое»

4.    «И быть тебе благословением»

5.    И благословлю я тебя благословляющих, а злословящих тебя прокляну. И благословляться будут тобою  все семейства земли.

 

Раши толкует это таким образом: «Странствия влекут за собой три последствия: идут во вред продолжению рода, богатству и (доброму) имени, — поэтому нуждался в этих трех благословениях. И Предвечный дал ему обетование относительно сыновей, богатства и имени.

Аврам должен стать благословением для всего человечества: сама его жизнь, посвященная раскрытию Присутствия Всевышнего в мире, должна оказать влияние на других и заставить людей стремиться к знанию о Боге, к постижению Его воли и тех требований, которые Он предъявляет к человеку.

Мидраш говорит о том, что в иврите слово браха («благословение») имеет тот же корень, что и слово бреха («естественный водоем, наполняемый водами источника»). Как водоем очищает от ритуальной нечистоты, так и те, кто был далек от веры и знания о Боге, очищаются, приближаясь к пониманию Творца и Его путей управления миром.

«Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. 8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы». (Гал.3:7-8)

Аврам стал благословением всем народам. Б-г никогда не был ограничен только Израилем. Ведь Его конечная цель привести к вере все народы.  (Рим.1:5)

И для этого необходимо было поднять нацию священников, чтобы научить их почитать живого Б-га. Чтобы научить их послушанию Торе. И чтобы открыть через них, Свой свет — всему миру.

Итак Аврам слушается голос Творца «И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все их имущество, которое поимели, и души, что обрели в Харане. И вышли они, чтобы идти на землю Кнаана». 

Интересный глагол употребляет Тора когда говорит, что он взял:

 «… и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли»

Что это были за люди?

Прямой текст (пшат) говорит о его рабах. На иврите это звучит так: «ואֶת־הַנֶּ֖פֶשׁ אֲשֶׁר־עָשׂ֣וּ בְחָרָ֑ן»

Вэ эт (Ха)нефеш ашер – асэ бэХаран.

Дословно это так: «и души которые они сделали (создали) в Харане».

Рабби Шломо бен Ицхак толкует это таким образом: «Которых он ввел под сень Шехины. Авраам обращал в истинную веру мужчин, а Сара обращала женщин. И Писание признает за ними, как если бы они их создали»

Аврам уже в Харане, после принятия идеи монотеизма, после раскрытия ему истины о том, что есть Единый Творец, был свидетелем этой истины. И люди, которые приняли эту истину, последовали за ним.

Эта истина, которая спустя века выражает веру любого еврея и всякого верующего в Него: «Шма Исраэль: Адонай Элохейну — Адонай эхад!» Слушай Израиль, Господь Бог – Господь Един!

Это стало поворотным пунктом.

Аврам стал основателем особой нации, которая однажды станет светом для всех народов…

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль