Ахарей мот — Кдошим — Ваикра (Левит) 16:1 — 20:27

722 Просмотров




Подписывайся на наш канал Телеграмм
Зеркало на Там Там

Обычаи Египта и Ханаана

Господь сказал Моисею:
«Возвести сынам Израилевым: Я Господь, ваш Бог.
Не подражайте обычаям Египта, где вы жили, и обычаям Ханаана, куда Я вас веду. Не следуйте их законам

Мои законы соблюдайте, Мои предписания исполняйте и следуйте им: Я — Господь, ваш Бог.
Исполняйте Мои предписания и законы: они несут жизнь тому, кто соблюдает их. Я — Господь.
(Лев.18:1-5)

То, что мы видим здесь, это то, что Всевышний противопоставляет обычаи Египта и Ханаана Своим обычаям и Законам. Он повелевает Своему народу не учиться от этих двух стран, в котором они жили раньше.

И это не было просто. Очень тяжело вытащить из себя то, что входило долгие годы.
Нужно было заново перестраивать свою жизнь, свое мировоззрение и свои привычки.
Все, кто, когда-нибудь, пробовал это сделать, знаете, что эта процедура требует довольно высокого уровня осознанности и предполагает наличие сильной мотивации.

Из предыдущих глав мы помним, что евреи уже прошли несколько болезненных уроков. Вспомните хотя бы смерть Надава и Авиу.

Все понимали, что их жизнь изменилась. Всевышний занялся воспитанием.
Они вошли в новый период, когда должны были постепенно трансформироваться в нацию священников для всех народов. Но без того, чтобы самим поменяться – их предназначение не могло бы исполниться. И Б-г очень серьезно занимался этим преображением.

Египет и Кнаан (Ханаан) имели очень сильное притяжение. И это не было только естественное притяжение. Было также и духовное давление.

Смотрите, что Всевышний сказал: «И пусть не приносят больше жертв козлищам, не блудят с ними! Это предписание для сынов Израилевых навеки, пусть соблюдают его из рода в род» (Лев.17:7) РБО 2011

В иврите, написано: что израильтяне приносили жертвы «волосатым», другими словами — бесам. Духовный климат влек их к поклонению демонам. «Они блудили с ними». Именно так это выглядело в глазах Всевышнего. Я не хочу подробно останавливаться на этих существах, вы можете об этом прочитать здесь .

Апостол Шауль писал: «Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас» (1Кор.12:2)

В лингвистическом и экзегетическом ключе Роджерса написано, что это слово – передает смысл момента экстаза, который переживали язычники, когда человеком овладевала сверхъестественная сила.

Мне очень нравится, как это переведено в новом переводе РБО:

«Вы знаете, как неудержимо влекло вас к безгласным идолам, когда вы были язычниками» (1Кор.12:2)

«Неудержимо влекло вас» — мне кажется, что язычники в Египте и Кнаане (Ханаане) того времени испытывали это давление также.

И понятно, что это же отражалась и на Его народе.

Чуть больше четыреста лет евреи жили в Египте.
Они жили почти как язычники, лишь сохраняя свою идентификацию.
Они учились привычкам и образу жизни у окружающего их мира.
А вы знаете, что в те времена окружающий мир не воспринимался, так как воспринимается сегодня в Западной цивилизации – рационально. Мир был отражением жизни всевозможных богов. Люди были лишь их «пешками» в сложной жизни всевозможных сил. Даже не представлялась практическая жизнь без их сверхъестественного вмешательства. И дело было не в отсутствии богов – а в силе того или иного бога.
И вот среди всего этого и жил Израиль.

Богу пришлось напоминать и напоминать снова, что есть только Единый Б-г. И Он Создатель и Творец.

Моше сказал:

«Есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» (Втор.4:7)

Он повелел уничтожить все места поклонения разным силам, отречься, забыть, уйти от постыдного поклонения этим богам. Но когда они пришли в Кнаан и уже почти завоевали его, Б-г сказал Своему народу:

«Ангел Господа пришел из Гилгала в Бохим. Он сказал: «Я вывел вас из Египта и привел в ту страну, которую с клятвой обещал вашим предкам. Я сказал: «Я никогда не расторгну Своего договора с вами — а вы не заключайте договоров с жителями этой страны и разрушьте их жертвенники!» Но вы Меня не послушались. Как могли вы так поступить?
Вот и Я решил, что не буду изгонять местные народы прочь от вас. Эти народы станут для вас ловушкой, а их боги будут для вас западней!» (Суд.2:1-3)

О чем это говорит нам сегодня?

О том, что если Всевышний не сохранит нас, если Он Сам не удержит нас Своей Отцовской рукой, нас унесет как сильный поток воды.

Если в Его руках, мы можем быть искушаемы всем этим миром, что может произойти, когда Он отступает от нас???

Единственное, что может нас строить, созидать нас – это то, что Он сказал:

«Мои предписания исполняйте и следуйте им: Я — Господь, ваш Бог.
Исполняйте Мои предписания и законы: они несут жизнь тому, кто соблюдает их» Левит 18 глава

Не правда ли это вдохновляет?
Хочешь жизнь? Настоящую жизнь, не придуманную кем то…
Исполняй в Духе Б-жьем Его предписания и законы.

Они настолько отличаются от образа этого мира. Отличаются от того, к чему привык этот мир. Отличаются как для нашего восприятия, так и для восприятия окружающих нас людей.

Шауль умоляет нас: «Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но пусть Бог преображает вас, обновляя ваш ум, чтобы вы могли постигать, чего Он хочет от вас, что для Него хорошо, угодно и совершенно» (Рим.12:2) А это именно то, что говорил Б-г евреям: «Не подражайте обычаям Египта» Лев.18:1

Давление этого мира действительно очень сильно на нас. Мир все еще остается во власти греха.

Но мы забываем это. Пытаемся подружиться, стать друзьями. Хотим быть близкими к нему.

Мы как те древние евреи снова и снова приносим жертвы «косматым», блудим с ними.
Нам более интересно сколько «лайков» поставили нашим фотографиям, и разным нашим умным высказываниям в соцсетях. Нас больше интересует сколько «комментариев» мы собрали.

Я не имею ничего против интернета. Я сам провожу там много времени.
Но проблема в том, что мы позволяем образу этого мира увлечь нас в свою «сеть».
И вот мы уже не молимся, мы уже не жаждем Его. Мы уже спокойно нарушаем Его Тору, перестаем ценить, что только недавно будоражило нас. Мы привыкаем к Нему, как к чему-то обыденному в нашей жизни.
Мы уже не раз говорили, что сделать святое обыденным – это значить стать отступником.

Вот почему сегодня так много разврата, много греха в Его общине. Мы позволили себе учиться у этого мира, и этого дорого нам обходится. Мы стали подражать обычаям Египта и Ханаана. Вместо служения друг другу мы стали соперничать и использовать друг друга, манипулируя эмоциями людей.
Это беда. Боги других народов стали сетью для нас, в которую мы запутались и словно птица не можем больше летать. «Наш город на вершине горы отключили от электричества». И вместо света пришла тьма.

Есть ли выход из всего этого безумия?

Конечно!

И выход прост. «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела…» (Откр.2:5)

«Ступай, возвести северу такие слова, скажи: Вернись, изменница, дочь Израиля! — говорит Господь. — Гнева Моего на тебя не обрушу, ибо Я милостив, — говорит Господь, — не вечно гневаться буду.
Лишь признай свое преступленье: против Господа, Бога твоего, ты грешила, ласки свои чужакам расточала под каждым деревом ветвистым, Мне не повиновалась, — говорит Господь.
Вернитесь, дети–отступники, — говорит Господь, — ибо Я Владыка ваш! Я возьму вас, по одному из каждого города, по двое из каждого племени, и приведу вас на Сион.
Я дам вам пастухов, угодных Моему сердцу, чтобы они пасли вас мудро и разумно» (Иер.3:12-15)

Козел для Азазеля

«Пусть он также возьмет двух козлов, поставит их пред Господом, у входа в Шатер Встречи,
и укажет, какой жребий выпал каждому: один предназначен для Господа, другой — для Азазе́ла.
Пусть Аарон возьмет козла, который по жребию предназначен для Господа, чтобы принести очистительную жертву.
А козел, который по жребию предназначен для Азазела, пусть стоит пред Господом, живой, для совершения искупительного обряда, — чтобы отправить его в пустыню для Азазела» (Лев.16:7-10)

Мы встречаем странный обряд на Судный День (Йом Кипур).
Брались совершенно два одинаковых козла, и один по жребию, приносился Г-споду, другой отпускался в пустыню к Азазелю.

То, что в Синодальном переводе передано как: «…отослать его в пустыню для отпущения» (Лев.16:10)

На иврите написано: «לְכַפֵּ֣ר עָלָ֑יו לְשַׁלַּ֥ח אֹת֛וֹ לַעֲזָאזֵ֖ל הַמִּדְבָּֽרָה» «Лекапэр аляв лишлоахото ле-азазэль амидбарА» Что и переводится как: «для совершения искупительного обряда, — чтобы отправить его в пустыню для Азазела»

Что это за личность такая? Откуда она взялась.
Слово «азазель» встречается во всём ТАНАХе только в этой главе.

На современном иврите вас могут не совсем вежливо «послать», как козла – к Азазелю.

Но в Торе Азазель – это не ругательство.

Мудрецы относят эту заповедь к категории «хуким», к законам, рациональные основания которых неисследимы человеческим разумом. Нам не понятно, почему нужно посылать этого козла в пустыню, к азазелю.

Если вы наберете в гугле слово – «азазель», то результатов будет примерно 746 000. Не такое уж и тайное это имя…

Но все же так и остается непонятно, откуда это пришло.
Непонятность кто или что это такое, породило множество фольклора в народе. Но Раши объясняет все очень естественно: «Азазель — это название скалы, с которой сбрасывали козла, отсылаемого в пустыню».

В книге Еноха – это имя одного их двухсот ангелов, который научил человечество злу.

Но как бы то ни было, это имя символизирует зло.

Что происходило в тот день?

Этот козел относил грехи всего народа в пустыню.
Все возвращалось к тому, кто был отцом всей этой нечистоты. К тому, кто не является истиной и никогда ей не был. Который назван — отцом лжи.

Иешуа сказал: «Ваш отец — дьявол, и вы рады исполнить все отцовские прихоти. А он всегда был человекоубийцей, и истина ему чужда, ведь в нем нет истины. Он говорит на родном языке, когда лжет, потому что он лжец и отец лжи»

И образно говоря – грех возвращался через этого козла. Нечистота к нечистоте. Грех к греху.

«Талмуд рассказывает, что в период Первого Храма, когда Божественное Присутствие было ощутимо и выражалось в постоянных чудесах, происходивших в Храме, одно из них было связано с козлом, отсылаемым в пустыню. К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда выводили животное из ворот храмового двора, один из священников разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла. Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исаии:

«Если будут грехи ваши как пурпур, побелеют они как снег, а если будут ярко-красными, станут белыми, подобно шерсти».

Раши отмечает, что закон о козле, отсылаемом в пустыню, наряду с законом о приготовлении пепла для снятия ритуальной нечистоты, который предполагает убой и сжигание ярко-рыжей коровы за пределами территории Храма, всегда служил основой для обвинений в адрес Торы, что, якобы, предполагает принесение даров темным силам. Однако ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козел не являются жертвами и никому не посвящаются. Сжигание ярко-рыжей коровы служит символом уничтожения греха золотого тельца, лежащего в основе всех грехов, а сбрасываемый со скалы козел призван напомнить народу о том, какой должна быть участь того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды» (Сончино)

Если подвести итог, то эти два козла говорят о двух разных путях.
Либо путь чистоты и святости, либо путь греха и уничтожения. Выбор за нами…

«Господь, ваш Бог, сделает обрезанными ваши сердца и сердца ваших потомков, чтобы вы любили Господа, вашего Бога, всем сердцем и всей душой — и остались живы.
Все упомянутые проклятия Господь, ваш Бог, пошлет на ваших врагов и недругов, на тех, кто вас преследовал. Вы же снова будете слушаться Господа и исполнять все Его повеления, которые я возвещаю вам ныне. Господь, ваш Бог, даст вам все: и успех в делах, и потомство, и приплод скота, и урожай на поле — всякое благо. Господь снова будет радоваться, творя вам добро, как радовался Он об отцах ваших,
ибо вы будете слушаться Господа, вашего Бога, и исполнять Его повеления и предписания, записанные в этом свитке, в Законе, и обратитесь к Господу, вашему Богу, всем сердцем и всей душой.
Повеления, которые я возвещаю вам ныне, не выше вашего разумения и не слишком далеки от вас.
Они не на небе, и вы не можете сказать: „Кто взойдет ради нас на небо, и принесет их, и передаст их нам, чтобы мы их исполняли?”
Они не за морем, и вы не можете сказать: „Кто отправится ради нас за море, и принесет их, и передаст их нам, чтобы мы их исполняли?”
Очень близки к вам эти повеления, они у вас на устах и в памяти вашей, и вам по силам исполнять их!
Вот, я предлагаю вам ныне жизнь и благо — или же смерть и горе.
Ибо ныне я повелеваю вам любить Господа, вашего Бога, ходить путями Его, исполнять Его повеления, предписания и законы — тогда вы будете живы и многочисленны, и Господь, ваш Бог, благословит вас в той стране, в которую вы идете и которой овладеете.
Если же вы отвернетесь от Него, не будете Его слушаться, поддадитесь соблазну и станете поклоняться и служить другим богам, тогда — говорю вам это ныне — вы непременно погибнете! Тогда недолго будете вы жить в той стране за Иорданом, в которую вы идете и которой овладеете.
Я призываю ныне в свидетели небо и землю: жизнь и смерть предложил я вам, благословение и проклятие. Выберите жизнь — и тогда вы и потомки ваши будете живы, и будете любить Господа, вашего Бога, и слушаться Его, и будете Ему верны. В Нем — ваша жизнь, долгая жизнь в той стране, которую Он поклялся отдать вашим прародителям Аврааму, Исааку и Иакову». (Втор.30:6-20)

Да благословит нас Всевышний!.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]


Если вы обнаружили битую или несуществующую ссылку. Пожалуйста сообщите нам через обратную связь.

Поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль выше...