Абсолютное подчинение власти Всевышнего

773 Просмотров




Раби Матитьяу Саломон

Каждый раз, говоря «Шма, Исраэль», мы тем самым выражаем свое абсолютное подчинение власти Всевышнего (кабалат оль малхут шамаим). Без этого абсолютного подчинения все заповеди лишаются смысла, и человек рискует потерять свое уникальное еврейское предназначение. Дословно выражение «оль малхут шамаим» можно перевести с иврита как «принятие на себя ярма Небесного Царства», однако при таком переводе истинный смысл ускользает от нас, а вместо него возникают ложные ассоциации тяжкого бремени, едва посильного груза «небесного ярма». Даже если предположить, что это бремя чрезвычайно важно, быть может, даже крайне необходимо, нести его при всем этом трудно и тяжко.
Итак, мы рисуем себе картину тяжелой, тягостной ноши, всем свои весом взваленной на наши хрупкие плечи. Однако поистине все обстоит совсем иначе. Давайте разберемся, что такое ярмо. Фигурально, конечно же, бремя, но если взять все-таки прямой, а не переносный смысл, то это – деревянный хомут для рабочего скота. Другими словами, это не вес и не масса, а всего лишь инструмент. Таким образом, и «ярмо небесного царства» – это инструмент, средство, позволяющее нам соблюдать Тору и заповеди и в какой-то мере даже облегчающее нам эту задачу.
«Ярмо Небесного Царства», объясняет каббалистическая книга Зоар, подобно настоящему ярму. Само по себе оно не тяжело. Напротив, оно сконструировано в соответствии с формой шеи животного, позволяя ему тянуть груз с минимальным напряжением и максимальным удобством. Если бы груз был привязан к телу животного напрямую, без всякого ярма, бедное животное вряд ли смогло бы что-нибудь на себе протащить. Но с помощью ярма его возможности возрастают во много раз.
То же самое верно и в отношении «духовного ярма» – абсолютного подчинения власти Всевышнего. Это как раз то средство, которое позволяет человеку мобилизовать все свои внутренние ресурсы, силы и способности для служения Творцу с максимальной непринужденностью и минимальными трудностями.
Так подчинение власти Творца само по себе не является ни обременительным весом, ни досадной помехой, а наоборот – вспомогательным средством, с помощью которого еврей может выполнять свои обязанности с энтузиазмом и в радости. Благодаря этому чудесному инструменту у нас появляется стимул для полного соблюдения Торы и заповедей, а сама работа становится приятнее и удобнее.
Это определение абсолютного подчинения власти Творца как необходимого личного стимула для каждого еврея принадлежит перу Рамбама в его комментарии на Мишну. «Никто, – объясняет Рамбам, – не изучает Тору и соблюдает заповеди, следуя естественному инстинкту. Когда ребенок начинает учиться, ему не дано сразу почувствовать сладость Торы. Необходимы стимулы, побуждающие его учиться…» Пока он мал, мы обещаем ему деликатесы и сладости, чтобы развить в нем мотивацию к учебе. С возрастом меняются и стимулы: новая одежда, денежная сумма, почет и т. д. – в соответствии с уровнем его развития.
Это, объясняет Рамбам, как раз то, что имели в виду наши мудрецы, говоря: «Пусть человек всегда занимается изучением Торы, даже если его побуждения не кристально чисты, потому что и такое учение в конце концов приведет к учебе с абсолютно чистыми намерениями» (трактат Псахим, 50б). Обратите внимание на слово «всегда»: потребность в том или ином стимуле для учебы существует всегда. Стимулы могут и будут меняться на протяжении всей человеческой жизни, но в любом случае они необходимы для того, чтобы изучение Торы и выполнение заповедей было всегда связано с радостью и энтузиазмом. Невозможно дойти до уровня соблюдения Торы и заповедей ради самой Торы, т. е. без всякой примеси каких-либо посторонних желаний, не прибегая вначале к каким-либо более или менее эгоистическим побуждениям.
Эгоистические стимулы и побуждения, упомянутые Рамбамом, есть не что иное, как ярмо, то самое «ярмо Небесного Царства». И в качестве ярма они облегчают нам нашу духовную работу, делая ее приятнее в наших глазах.
Не оставляет никаких сомнений, что конечной целью должно стать «ярмо» абсолютной богобоязненности, но на первых порах таким «ярмом» должны быть любые стимулы, помогающие нам выполнять наши обязательства по отношению к Творцу. И пусть вначале эти побуждения не будут полностью духовны.

Обязывающие побочные побуждения

Зоар (Лех Леха) приводит такую яркую иллюстрацию:
Некто пришел к раву Йоханану и попросил принять его в ешиву для изучения Торы при условии, что это принесет ему богатство. С этой предпосылкой рав Йоханан принял его в ешиву, наказав всем своим ученикам называть его рав Йоси-богач. Тот усердно изучал Тору и преуспел в учебе. Однако богатым не стал. Он обратился к раву Йоханану с жалобой, что, несмотря на свое прозвище рав Йоси-богач, он так и не разбогател.
[Продолжает Зоар]: Однажды один богач пришел к раву Йоханану со словами: «Мой отец покинул этот мир, оставив мне значительное наследство. У меня никогда не было возможности учиться, и я бы хотел подарить красивые и богатые одежды и утварь мудрецам Торы». Рав Йоханан передал все это состояние своему ученику «раву Йоси-богачу». С тех пор его стали звать рав Йоси Бен-Пази (Золотой).
Заполучив богатство, рав Йоси в радости продолжал изучать Тору. Он полностью погрузился в ее глубину, достигнув высочайших уровней понимания и знания.
Открыв для себя красоту и богатство Торы и осознав, насколько никчемен по сравнению с ними блеск серебра и золота, рав Йоси Бен-Пази испытал чувство глубокого разочарования. «О, горе мне, – воскликнул он, – за то, что я пренебрег жизнью вечной ради жизни скоротечной». Он пошел к раву Йоханану и сказал: «Я не хочу изучать Тору, чтобы разбогатеть. Я хочу изучать Ее только ради того, чтобы прославлять Имя Всевышнего.
После этого рав Йоси раздал все полученное им богатство бедным. Теперь он знал истину. Вот почему он на протяжении всего Талмуда зовется равом Йоси Бен-Пази.
(Заключение Зоара): Это и имели в виду наши мудрецы, говоря, что человеку стоит заниматься Торой даже не ради нее самой, ибо через такую учебу он придет к тому, чтобы изучать Тору ради нее самой.

Этот рассказ самым наглядным образом показывает нам, что самое важное в начале пути – учиться, молиться и выполнять заповеди в радости. Если интеллектуальные знания и богобоязненность сами по себе не доставляют человеку радости и удовлетворенности самым «лучшим занятием на свете», то тогда мы обязаны обеспечить такому человеку специальные «приманки». Мы должны продолжать обеспечивать различными стимулами – да-да, самих себя, — пока не обретем достаточной зрелости, и служение Творцу не будет само по себе приносить нам такое удовольствие и наслаждение, что нам уже не понадобятся никакие дополнительные стимулы.
Конечно, мы говорим о таких людях, которые, выполняя заповеди, пусть даже с какими-то побочными побуждениями, желают выполнить волю Творца. Они пока просто не обрели достаточной твердости характера, чтобы погрузиться в духовную работу без каких-либо посторонних подпорок. Рав Йоси действительно хотел учить Тору, когда он в самом начале обратился к рав Йоханану. Тем не менее и он, и рав Йоханан понимали, что «обычный» еврей с присущими каждому человеку слабостями нуждается в «подстегивании», в «ярме», позволяющем ему выдержать «груз» Торы и заповедей, превращая этот труд в привлекательное и увлекательное занятие. С того момента он постоянно возвышался, пока в конце концов не дошел до уровня истинной богобоязненности, выраженной в желании выполнять волю Всевышнего без всяких внешних стимулов.

Мотивация и духовный рост

Давайте разберемся, как можно применить вышесказанное на практике. Итак, принимая на себя «ярмо Небесного Царства», мы должны подумать, какие «приманки» и стимулы сделают наше служение Творцу более легким и приятным.
На деле многие из нас принимают эту концепцию, когда речь идет о воспитании детей. Ребенок, несомненно, нуждается в стимуляторах учебы. Что же до нас самих, тут мы чаще всего ведем себя так, как будто достигли высочайшего духовного уровня, не предполагающего потребности в дополнительной мотивации для служения Творцу. В действительности же практически каждый из нас должен подумать о таких способах поощрения, которые превратят для нас служение Творцу в желанное занятие, а не в вынужденную ношу.
Никогда не надо падать духом, если у нас нет особого желания учиться, молиться или служить Творцу. Это никоим образом не должно вызывать чувство неполноценности. Эти прекрасные желания не запрограммированы в нас. Что необходимо, так это найти для себя подходящее «ярмо Небес» в виде таких «стратегических приемов», которые облегчат служение Творцу.
Без этого фактически невозможно «продержаться на дистанции». Как можно заставить себя изо дня в день, из недели в неделю, из года в год идти против своих естественных склонностей? Тот, кто не получает удовольствия от своего служения Творцу, не сможет поддержать его на должном уровне. Он либо расшатает свои нервы, либо сведет на нет свою богобоязненность. К сожалению, многие люди из самых лучших побуждений совершают эту роковую ошибку. Невозможно переоценить важность побудительных стимулов, дающих возможность наслаждаться служением Творцу в нашей повседневной жизни.
В начале своего комментария на Песнь Песней Раши говорит нам, что Песнь Песней – это Святая Святых, самая святая из всех книг Писания. Почему? Раши цитирует наших мудрецов: «Потому что в ней – абсолютная богобоязненность и принятие ярма Небесного Царства».
Перед нами – глубокий урок. Что, по мнению наших мудрецов, считается «Святая Святых»? «Богобоязненность и принятие ярма Небесного царства». Они утверждают, что принятием ярма Небес может быть достигнут наивысший духовный уровень, доступный людям.
Многие «эксперты» толкуют о том, что «нельзя давить на людей». Но они не совсем верят в это на практике. Ни для кого не секрет, что в любой сфере, будь то бизнес, спорт или искусство, успех принадлежит тем, кто умеет бороться с собой, тем, кто неуклонно стремится к тому, что считает успехом. Ключ к пониманию этого феномена прост: мотивация – вот что делает в их глазах приятным даже самоограничение.
Многие люди отказываются принять ярмо Небес, не желая оказаться в ситуации, когда у них не будет другого выбора, кроме как «подрядиться на службу Всевышнему».
Главным доказательством того, что человек искренне хочет выполнить волю Всевышнего, служит его готовность принять «ярмо»: спокойно и ответственно избрать для себя ситуацию, в которой – при всех стимулах – он посвятит себя необходимой работе, и само «ярмо» не даст ему уклониться от своих обязанностей. Желание отказаться от этих стимулов зовется «прикат-оль», «сбрасывание ярма», удаление средства, облегчающего служение Творцу.
Наши обязательства по отношению к Творцу называются «принятием ярма» – сознательным выбором ситуации, в которой человек не будет уклоняться от своих обязанностей по отношению к Всевышнему, выбором, сделанным с радостью! И хотя все приятные стимулы облегчают нашу работу, работа остается работой и требует преданности. Это и есть принятие на себя «ярма Небесного Царства» – абсолютное подчинение власти Всевышнего.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль