Ваеце — Берешит (Бытие) 28:10-32:3

645 Просмотров




Краткое содержание главы:

Спасаясь от Эйсава, Яаков отправился из Беэр-Шевы в сторону Харана, где жила семья его матери. Ночь застала его в месте, называвшемся Луз.

Положив камни в изголовье, он лег спать и увидел пророческий сон, в котором ангелы поднимались и спускались по лестнице, установленной между небом и землей.

Б-г обратился к нему со словами завета, заключенного Им с праотцами Авраамом и Ицхаком, и обещал дать ему Землю Израиля, произвести от него великий народ, а также никогда не оставлять его без Своего покровительства.

Пробудившись, Яаков установил камень, служивший ему изголовьем, памятным знаком о происшедшем откровении, поклялся после своего возвращения построить на этом месте жертвенник, отдавать Б-гу десятую часть всех своих доходов, а также переименовал Луз в Бейт-Эль (‘Дом Б-га’).

Затем Яаков продолжил свой путь и прибыл в Харан, где встретился возле колодца со своей двоюродной сестрой Раxель.

Он полюбил Рахель и договорился с ее отцом Лаваном, что отработает в его хозяйстве семь лет за то, чтобы взять ее в жены, но Лаван обманул Яакова и подменил ее старшей сестрой Леей. Тогда ему пришлось отработать еще семь лет, чтобы получить в жены также и Раxель.

Лея родила ему четыреx сыновей — Реувена, Шимона, Леви и Йегуду.

Раxель, подобно другим праматерям Саре и Ривке, долгое время оставалась бесплодной, и потому, позавидовав Лее, отдала Яакову свою служанку Бильгу. Бильга родила Дана и Нафтали. Продолжая соперничество с Рахелью, Лея тоже отдала Яакову свою служанку Зильпу, и та родила Гада и Ашера. Потом сама Лея родила еще Исаxара, Звулуна и дочь Дину. Наконец, Б-г благославил Раxель и она родила сына Йосефа.

Яаков решил уйти от Лавана, однако, Лаван, понимая всю выгоду, которую он получал от такого работника как Яаков, не захотел отпустить его просто так, а заключил с ним договор. Лаван попытался снова обмануть Яакова, но в результате богатство Яакова лишь возросло. Наконец, понимая, что Лаван стал завидовать его богатству и успеху, Яаков решился бежать от него со всей своей семьей в землю своих отцов, Кнаан.

Лаван бросился в погоню, но получил от Б-га предостережение о том, чтобы не причинять ему вреда.

Между Яаковом и Лаваном был заключен союз, и Лаван вернулся домой. Яаков же продолжил путь, на котором его ждала встреча с Эйсавом.

Давайте обратимся к тексту Писания:

«И пришел на одно место, и переночевал там, потому что зашло солнце. И взял из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. 12 И снилось ему: вот, лестница поставлена на земле, а верх ее касается неба; и вот ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13 И вот, Господь стоит при нем и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему. 14 И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься на запад и па восток, на север и на юг ; и благословятся в тебе и в потомстве твоем все племена земные. 15 И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в землю эту, ибо Я не оставлю тебя, доколе не сделаю того, что Я сказал тебе. 16 И пробудился Яаков от сна своего, и сказал: истинно Господь присутствует на месте этом, а я не знал! 17 И убоялся, и сказал: как страшно место это! Это не иное что, как дом Божий, а это врата небесные». (Быт.28:11-17)

Мы видим, как Яаков уходит из Беер Шевы и отправляется к своему дяди Лавану.

Он идет один, без каких либо богатств, которым богат его отец.

Не удивительно ли это, что его отец отправил к Лавану, завещал жениться и не дал подарков для невесты, для Лавана?

Но на самом деле, из традиции, мы знаем, что он имел достаточно богатства, но его брат, который желал убить его. Послал своего сына, Элифаза, чтобы тот сделал это. Но Элифаз не решился привести в исполнение желание отца, и лишь ограбив Яакова, возвратился домой.

Итак, Яаков приходит в место, называемое Луз.

Он и останавливается на ночлег.

Берет обычный камень и кладет его под голову.

И вот тут он видит сон, который переворачивает его жизнь. Из Писания мы не видим, что до того момента Б-г говорит с ним. Но эта ночь изменила всё.
Он внезапно увидел лестницу и ангелов, которые поднимались на Небо и спускались оттуда на землю.

В Берешит раба говорится, что это были Ангелы, сопровождавшие его на земле Израиля, они не они выходят за ее пределы, и (поэтому) они взошли на небо. А вместо них спустились другие ангелы, чтобы сопровождать его за пределами земли Израиля.

Эта история даже спустя столетия все еще волновала израильтян.

Давайте прочтем Иоанна 1 глава

«Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. 49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. 50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. 51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Иоан.1:47-51)

И хотя мы не видим, что Натаниэль (Нафанаил), размышлял именно об этой лестнице.

Но если внимательно посмотреть на ответ Иешуа, то мы видим, что именно этот образ, из жизни Иакова и был основным в размышлении Натаниэля.

И тут Иешуа обещает свои новым последователям, что они увидят подобное, что видел Яаков. Яаков увидел «Небесные врата»

«И убоялся, и сказал: как страшно место это! Это не иное что, как дом Божий, а это врата небесные» (Быт.28:17)

Иешуа и есть те врата Небесные, о которых говорил Яаков.

Во сне Яаков так же видел Б-га Который стоял возле него.

И это нас снова приводит к мысли, которую выразил апостол Павел:

«Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1Тим.6:16)

Если апостол Павел говорит, что Б-га ни просто никто не видел, но и не может видеть. А уже это были времена Нового завета. То кого на самом деле видел Яаков, кто назван Б-гом?

Мы уже не раз говорили о понятии арамейского слова «Мимра». Ранние еврейские мудрецы много говорили об этом понятии.

«Мимра» – это слово Б-га. Которое имеет выражение в этом мире.

Это Личность, Представитель Творца, Который говорит от уст Всевышнего. Он говорил в Эдене с человеком, и Он говорил сейчас Яакову.

Все, что говорила «Мимра» говорил Творец.

И сейчас Он обещает благословить мир через него и через его семя.

Это обетование уже повторяется на протяжении нескольких поколений. Начиная с Авраама это благословение повторяется…

Б-г пообещал ему. Что Он будет с ним в пути и в мире возвратит его Кнаан. Ведь эту землю Он обещал отдать ему и его потомкам. Именно она теперь его родина.

Примечательно так же, что как Яаков видел Ангелов. Иешуа так же обещал Своим ученикам, что они будут видеть их.

Лично меня это наводит на мысль, что когда в мир приходит человек призвания. В тот момент, когда открывается воля Всевышнего на земле, то Небеса активизируются, посылая Ангелов, чтоб помочь воплотить Б-жье желание.

Ведь Ангелы, как написано в Послании к Евреям –
«Все они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр.1:14)»

Интересен и тот факт, что когда он покидал землю Кнаана, он видел ангелов и когда он возвращался от Лавана, то снова встретил Ангелов.
«И Яаков пошел путем своим, и встретили его ангелы Божии. И сказал Яаков, когда увидел их: это стан Божий. И нарек имя месту тому Маханаим». (Быт.32:2,3)

Слава Всевышнему, что Его Ангелы сопровождают нас в нашем пути. И если мы идем дорогой Его призвания, нас будут сопровождать и помогать Ангелы.

Давайте прочитаем еще одно место Писания:

31 И сказал он: что мне дать тебе? И сказал Яаков: не давай мне ничего. Если сделаешь мне вот это, то я опять буду пасти и стеречь твоих овец.
32 Я пройду по всему стаду мелкого скота твоего сегодня; отдели оттуда всякий скот с крапинами и пятнами, всякую скотину бурую из овец, и с крапинами и с пятнами из коз. Это будет моею платою.
33 И свидетельствовать будет за меня справедливость моя пред тобою в будущее время, когда придешь посмотреть награду мою: всякая без крапин и пятен из коз, и не бурая из овец — это украдено мною.
34 И Лаван сказал: да, пусть будет по твоему слову.
35 И отделил он в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, что с белизною, и всех бурых овец, и отдал в руку сыновьям своим;
36 И назначил расстояние в три дня пути между собою и Яаковом. Яаков же пас остальной мелкий скот Лавана.
37 И взял себе Яаков свежих прутьев белого тополя, миндаля и явора, и содрал с них белые полосы, обнажив белизну, которая на прутьях.
38 И поставил прутья, что ободрал, в стоках при водопойнях, куда овцы приходят пить, против овец, и они разгорячались, приходя пить.
39 И разгорячались овцы пред прутьями, и рождали овцы с пятнами на коленях, крапчатых и пестрых,
40 И ягнят Яаков отделял, и ставил скот лицом к имеющим пятна на коленях и ко всему бурому скоту Лавана; и держал свои стада особо, и не оставлял их вместе со скотом Лавана.
41 И было, при каждом разгорячении овец крепких ставил Яаков прутья в корытах перед глазами этих овец, чтобы разгорячались пред прутьями.
42 А когда слабы были овцы, тогда он не ставил. И доставались слабые Лавану, а крепкие Яакову.
43 И разбогател этот человек очень-очень; и было у него множество мелкого скота и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов.
(Быт.30:31-43)

Я очень люблю это место Писания. Это ободряет меня.

Вспомните, что Яаков лишился всего, когда уходил из своего дома, к Лавану.
Он практически пришел только со своей физической силой. У него не было ничего.
Но вот теперь, спустя время, мы читаем, что он, начав с нуля, весьма разбогател вновь.

Очень интересно написано в оригинале в 43 стихе:

וַיִּפְרֹץ הָאִישׁ מְאֹד מְאֹד וַיְהִי־לוֹ צֹ֣אן רַבּוֹת וּשְׁפָחוֹת וַעֲבָדִים וּגְמַלִּים וַחֲמֹרִים

(Ваифроц аиш меод меод, вихьи лё цон работ уШфахот ваАвадим уГмалим ваХомарим).

И разбогател этот человек очень-очень; и было у него множество мелкого скота и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов

Здесь употребляется слово: מְאֹד מְאֹד — (Меод -меод!)
То есть дословно: Очень – очень!

А Писание не имеет привычки повторять одно и тоже слово, если не желает акцентировать внимание на этом.

Но тут мы видим, что Яаков стал очень-очень богатым.

И слава Всевышнему! Это произошло не из-за богатств его отца, но с самого нуля…

Но и это еще не всё.

Глагол (לִפרוֹץ) «Лифроц», который здесь употреблен, имеет значение – «Проламываться, прорываться».

В современном иврите есть такое выражение:

«Прицат Дерех» это выражение происходит от нашего глагола и означает – прорыв.

Оно используется, когда ты хочешь сказать о желании «прорваться» в своей жизни.

То есть, если читать дословно наше место Писания, то мы можем увидеть это таким образом:

«И прорвался этот человек очень – очень…»

Я думаю, что это желание многих людей, вырваться за рамки того, что ты можешь сегодня…

Именно это и произошло с Яаковым.
Он смог прорваться за уровень его человеческих возможностей.

Так же интересен тот факт, как с ним всё это произошло.

Ни в одном учебнике по животноводству, вы никогда не прочитаете того, чтобы добиться богатого приплода, нужно спаривать животных, именно таким образом как это сделал Яаков.

Обратите ваше внимание, что он делал:

«И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями» (Быт.30:37,38)

Согласитесь это несколько странно так поступать.

Но именно Всевышний дал такое откровение Яакову.

«Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пестрые с крапинами и пятнами. 11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. 12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою» (Быт.31:10-12)

Он силен, помочь нам начать с нуля и добиться большего. Это Его благословение. Он не оставит человека. Просто нужно доверять Ему и продолжать верить и идти Его путем!
Он знает пути которые выходят за рамки человеческой логики. Но если это Он — это будет работать!

Помните историю из Нового Завета, Иешуа знал, где именно находятся множество рыбы.
Как рыбаки были поражены множеством улова по слову Г-спода Иешуа?! (Лук.5:5-9)
Он обязательно поможет!

Никогда нельзя сдаваться, если ты даже и потерял все, Б-г Всевышний вновь способен восставить и благословить твою жизнь.

VN:F [1.9.22_1171]
VN:F [1.9.22_1171]

Если вам понравилась эта статья, Пожалуйста, оцените её Кликни иконку в соц.сетях
А так же поддержите нас, кликнув на партнерскую ссылку рекламы от Гугль

  • Denis Alexeev

    Было интересно, и взрослым, и детям!

    VA:F [1.9.22_1171]
    VA:F [1.9.22_1171]